Яндекс.Маршрутизация

Планируем доставку по взрослому: полезные настройки алгоритмов маршрутизации

У вас есть своя доставка? Разбираемся с тем, как ее оптимизировать.

Не так важно, что вы продаете - оберточную бумагу для производства, телефоны для покупателей, хлеб ритейлерам или зеленую петрушку в рестораны. Так или иначе, вы всегда столкнетесь с вопросом доставки, по которой 71% покупателей выбирают того или иного продавца.

Всегда можно отдать доставку на аутсорс специальным компаниям и надеяться, что вам попадется транспортный партнер, который не подведет. Однако, если вы решили держать качество и стоимость доставки под своим контролем, то перед вами встанет один из самых главных вопросов - как правильно планировать маршруты?

Как задачи по планированию меняются с ростом бизнеса?

Самый простой вариант на старте бизнеса, когда объёмы еще недостаточно большие, а заказы доставляют один-два курьера - зайти на Яндекс.Карты, отметить точки доставки и построить маршрут. В прошлом году мы добавили в них бесплатную автоматическую маршрутизацию. Теперь там можно указать до 50 адресов, выбрать дату и время старта маршрута, а затем нажать на кнопку “оптимизировать”.

Алгоритм построит маршрут так, чтобы он был оптимален с точки зрения последовательности посещения точек. Если вы не знаете, как работает система, то подробности можно почитать по ссылке, а попробовать прямо на Яндекс.Картах: кнопка оптимизации появится после добавления четвертой точки.

Однако все самое интересное начинается, когда бизнес вырастает и приходится учитывать не только последовательность посещения точек, но и другие нюансы, которые нужно учитывать:

  • Курьеров становится больше чем один;
  • Заказ “обретает” физические габариты и вес, которые нужно учесть при его размещении в машине, где уже лежит 10-15 заказов;
  • Точка доставки превращается во временной интервал с 9-11 часов утра или с 6-8 вечера;
  • Неоплаченный заказ может ехать только с курьером у которого есть платежный терминал, а замороженное мясо - только в машине с холодильником.

Таких аспектов можно выписать много, но их суть не изменится - с каждым новым параметром, который приходится учитывать, сложность задачи возрастает, а удержать все данные в голове и получить выполнимые маршруты становится все сложнее.

Мы проанализировали, какие параметры планирования являются самыми популярными для малого и среднего бизнеса и то, как они влияют на итоговые логистические показатели.

Сегодня мы расскажем про один из самых популярных параметров - интервалы доставки.

Как интервалы доставки влияют на планирование маршрутов

Интервалы доставки - это один из самых часто используемых параметров планирования. Интервалом обозначается промежуток времени, в который будет осуществляться доставка. Интервалы могут быть как широкими, так и узкими.

В качестве примера возьмем компанию, которая предлагает клиентам широкие интервалы: доставку в течение всего дня.

Предположим, руководство компании решило повысить уровень сервиса и предложить своим клиентам узкие временные интервалы: двухчасовые промежутки, в которые к ним приедет курьер. Смоделируем, как будет отличаться стоимость логистики в случае широких и узких интервалов. Для этого возьмем модельную задачу.

Так будут выглядеть маршруты компании в случае широких интервалов доставки. Потребуется пять машин, чтобы доставить все заказы.

Более подробно рассмотреть маршруты можно по этой интерактивной ссылке: https://yandex.ru/courier/mvrp-map/#db0c4cee-a142a2ab-36196b05-c852aef7

А так будут выглядеть маршруты в случае узких двухчасовых интервалов. Для этого понадобится уже 7 машин.

Более подробно рассмотреть маршруты можно по этой интерактивной ссылке: https://yandex.ru/courier/mvrp-map/#b7deb492-df4032c3-d26a1c23-237fbddd

Разница в две машины - это, безусловно дополнительные издержки. В среднем, один день коммерческого транспорта стоит от 3 до 6 000 руб, а значит, что обещание клиентам двухчасовых интервалов, как минимум, увеличит стоимость всей логистики на 10 тысяч рублей в день.

Давайте посмотрим на другие логистические метрики - как изменятся они.

Сравним два решения.

В результате того, что на один адрес приходилось ездить несколько раз, на 75% увеличился общий пробег машин с 393 км до 686 км. Также увеличилось и общее время выполнения маршрутов. Поэтому планируя улучшить клиентский сервис, лучше сначала прикинуть, как это повлияет на стоимость вашей логистики.

Что хорошо в этой ситуации:

  • Вы сами можете решить, какие интервалы вам нужны. Это не обязательный параметр, а скорее улучшение, которое поможет выигрывать конкуренцию.
  • Алгоритм позволяет быстро моделировать разные ситуации и вы можете понять, как это будет влиять на вашу доставку и сколько дополнительных ресурсов для этого потребуется.
  • Вы можете подобрать оптимальный вариант, который не сильно увеличит стоимость логистики, но покажет хороший результат в части улучшения клиентского сервиса.
{ "author_name": "Яндекс.Маршрутизация", "author_type": "editor", "tags": ["db0c4cee","b7deb492"], "comments": 1, "likes": 9, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "yarouting", "id": 230341, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Tue, 06 Apr 2021 17:39:42 +0300", "is_special": false }
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
1

Современные реалии таковы, интервал нужен не более 15 минут! Остальное, прошлый век.

В Маркете, бывшем Беру, по Москве. Заказываешь доставку в Лавку, а от туда принесут, когда удобно в пару кликов с 15 минутным интервалом. Курьер знакомый с инфраструктурой района, не задающий лишних вопросов.

Предполагаю стоимость доставки, с учётом вознаграждения Лавки, даже дешевле, чем 2х часовые интервалы, а клиенты за такую услугу готовы платить, чуточку больше 🙂 и заказывать в таких магазинах чаще.

Ещё по логистике понравилось, как доставляют ноутбуки ICover используя Yandex Go, но это уже другая история 🏄

Ответить

Комментарии

null