Два сезона заботы: кейс DataLine

Новый для нас формат кейса: компания DataLine в начале 2022 года стала сотрудничать с «Ясно», но не в рамках корпоративной психотерапии, а решила провести серию вебинаров с психологами на различные темы для любых желающих. Уже состоялось целых 2 сезона лекций, и мы совместно надеемся на продолжение.

Два сезона заботы: кейс DataLine

DataLine — провайдер облачных сервисов на базе собственных дата-центров. Не так давно DataLine вступил в группу компаний «Ростелеком-ЦОД» и за год с небольшим вырос до 1000+ человек (в том числе благодаря новым возможностям для удаленной работы). Это не совсем классическая IT-компания, сотрудники в ней работают очень разные — и по возрасту, и по увлечениям, и по ментальности. Как признаются в отделе HR, такое разнообразие это одновременно и челлендж — и большое счастье. У компании богатая география, есть филиалы во многих городах России.

В компании с нежностью относятся к своим внутренним мероприятиям, которые наконец вернулись в оффлайн. Это неформальные встречи, позволяющие полностью отключиться от работы, но одновременно с этим побольше узнать друг о друге. Они очень помогают сотрудникам в рабочих коммуникациях, а эйчарам — вовремя выявить какие-то проблемы: человек устал, нуждается в поддержке или, скажем, в карьерной консультации.

Когда общение сжалось до окошка в зуме

Когда началась пандемия, кроме окошечка в зуме внезапно не стало других инструментов общения с людьми, что не могло не сказаться на качестве контакта внутри команд. При этом происходили (и происходят) серьезные глобальные изменения, мир буквально переворачивался с ног на голову. Возникла потребность позаботиться о сотрудниках. Хотелось психологического подхода — ведь людям приходилось справляться не только с внешними вызовами, но и с собственными сложными чувствами. Остановились на вебинарах «Ясно». Сотрудникам предложили список из 15 тем, из которых они сами выбрали наиболее интересные и животрепещущие. Так сложился план из восьми тем на первый сезон.

Два сезона заботы: кейс DataLine

Среди тем, которые многим показались интересными, были тайм-менеджмент, синдром самозванца, управление конфликтами. Вебинары проводились в рабочее время. Это осознанное решение со стороны руководства. Но если не вышло присоединиться, — все вебинары доступны в записи на внутреннем ресурсе компании, куда может зайти любой сотрудник и посмотреть в удобное время.

Первый сезон вебинаров выпал на период удаленной работы большей части сотрудников. На момент начала второго многие уже вышли в офис, и, наконец, началось бурное обсуждение рабочих и околорабочих вопросов. В том числе было много разговоров и про вебинары с «Ясно». Обсуждали между собой, давали эйчарам обратную связь. Некоторые делились впечатлениями с домашними («узнала такую-то механику, получил неожиданный инсайт»). Сотрудники гордятся, что у них на работе такое проводится.

Два сезона заботы: кейс DataLine

Не только YouTube

Хотя на том же YouTube есть множество обучающих каналов, в том числе по психологии, компании хотелось более индивидуального подхода. Со спикерами знакомились заранее, поэтому каждый хорошо понимал специфику компании. Слушатели всегда могли задавать вопросы, комментировать. Формат вебинаров — не «говорящая голова», а диалог. Так у людей возникает больше доверия — видно, что эксперт действительно старается помочь, а не повторяет теорию по бумажке.

В начале вебинара спикер устанавливает контакт с аудиторией, спрашивает, есть ли у них конкретные запросы относительно темы вебинара, какие-то ожидания. Примерно 70% времени занимает теоретическая часть, а затем идут практические упражнения в парах/тройках/мини-группах. Иногда — самостоятельные задания на рефлексию. Вопросы можно задавать и по ходу вебинара, происходит постоянная коммуникация со спикером. В конце мы скидываем форму обратной связи, где участники оценивают вебинар, пишут пожелания и могут оставить анонимный вопрос спикеру, на который мы потом пришлем ответ в личку.

Арина Мигранова, менеджер Edutech b2b «Ясно»

Активность участников во многом зависит от темы. Карьерные истории вызывали довольно бурную дискуссию, а когда вебинары касались более личных вопросов, не все сотрудники участвовали. Люди слушали с интересом, но не каждый был готовы делиться личными примерами из жизни, ситуациями из детства. Спикеры понимали, что не всем легко говорить о себе перед коллегами, пытались аккуратно «раскачать» аудиторию.

Хочу отметить, что если вначале (в силу новизны темы и формата) участники проявляли осторожность, они очень быстро стали активно задавать вопросы и предлагать собственные ситуации для анализа. Это позволило обсуждать психологические темы именно в контексте актуальных болей и потребностей сотрудников, насущных переживаний и проблем.

Алексей Покотилов, ведущий вебинаров, психотерапевт «Ясно»

Вебинары как вклад в комьюнити

Кажется, что после курса вебинаров люди стали больше доверять друг другу. Когда находишься с другими в одном пространстве и говоришь о чем-то, о чем не всегда принято говорить, это сближает. Вебинары — еще одна точка соприкосновения, по работе кто-то мог бы и не пересечься. Слушатели вебинаров — уже сложившееся маленькое комьюнити. Те, кто посещают постоянно, очень полюбили этот формат, спрашивают, когда продолжение.

Успех вебинаров — это показатель того, что мы не только про работу, эффективные показатели, заработанные деньги, выполнение планов, но еще и про комьюнити. Не думаю, что популярность вебинаров связана с направленностью нашей компании. Где бы человек ни работал — в IT, на заводе или в супермаркете — психологическая поддержка одинаково важна. Нравится, что люди наконец стали задумываться о ментальном здоровье, это хороший тренд.

Дарья Федорова, ведущий менеджер по коммуникациям DataLine
Два сезона заботы: кейс DataLine

Понятно, что вебинары не настолько глубоко погружают в такие проблемы, как детские травмы, детско-родительские отношения, самооценка, и так далее. Это все же не индивидуальная работа со специалистами тет-а-тет, как в личной терапии. Но такие встречи дают ценное ощущение, что ты не один со своей проблемой, что испытывать любые эмоции — нормально. Когда люди вместе признают несовершенства (а бывают такие «несовершенства», в которых и вовсе нестыдно признаться — например, перфекционизм), это сближает.

Конечно, спикеры всегда отмечают, что с той или иной проблемой можно обратиться к специалисту, если она сильно беспокоит. Но никто ничего не навязывает и не рекламирует, это принципиальная позиция. Мы просто даем пищу для размышления. Если человеку нужна помощь, он всегда может написать эйчару, и тот его свяжет с психологом.

Дарья Федорова, ведущий менеджер по коммуникациям DataLine

Можно сказать, что сегодня психологическая поддержка нужна всем без исключения. Но, парадоксальным образом, сильнее всего в ней нуждаются как раз те сотрудники, которые не участвуют в вебинарах, считают в DataLine. Эйчар-отдел продолжает напоминать о вебинарах, рассказывает о такой возможности в личных беседах. В компании придерживаются мнения, что, если человеку дают ресурс, из которого можно взять информацию, нужно этим пользоваться: «Чем больше черпаешь, тем больше ресурс наполняется, это закон жизни».

Бывает, что люди скептически относятся к одной активности, но с радостью участвуют в чем-то другом — например, в подготовке корпоративных мероприятий, съемке информационных роликов. Кто-то играет в корпоративном театре. Практически нет тех, кто совсем ни в чем не принимает участие.

Кто-то занимает 10 ячеек, кто-то одну, но у нас не бывает так, что человек только занимается рабочими задачами и уходит домой. Работа — это еще и человеческое отношение, и наша компания этим славится.

Дарья Федорова, ведущий менеджер по коммуникациям DataLine

На время летнего периода DataLine вместе с «Ясно» решили приостановить образовательную программу, дать людям отдохнуть, сходить в отпуск, насладиться погодой, подумать над какими-то ситуациями, набраться сил — а с осени вновь планируется совместная работа. Возможно, в новом, неожиданном формате.

44
Начать дискуссию