Ясно

Психотерапия — новый ДМС

Что делать со своими тревогами и переживаниями — особенно в период внешних потрясений? «Проверенный» способ — забить их работой. Но в последнее время крупные бизнесы стараются поощрять сотрудников поступать ровно наоборот: искать внутренний баланс, чтобы работа была в удовольствие. Объясняем, почему это осмысленный путь, на примере трех компаний: Яндекса, МТС и банка Точка.

Зимой 2022 года МТС и Точка решили компенсировать индивидуальную онлайн-терапию своих сотрудников; в Яндексе такой бенефит был и раньше, но теперь доступ стал безлимитным.

Психотерапией, заботой о себе, готовностью показать свою уязвимость и потребность в эмоциональной поддержке уже никого не удивишь. К психологу по ощущению ходит каждый второй, в кафе и на улицах можно услышать разговоры о психологических проблемах и споры о том, как лучше себе помочь и как сделать отношения более здоровыми (или расстаться с абьюзером). Причем психотерапия перестала восприниматься как «развлечение» для столичных хипстеров, доля пользователей из регионов за последнее время сильно выросла.

Пользователи сервиса «Ясно» из разных городов

В крупных компаниях психотерапия заняла второе место по популярности среди бенефитов после ДМС. Для многих потенциальных сотрудников это стало уже чем-то само собой разумеющимся.

Например, в Яндексе при вводе программ психологической поддержки никому не приходилось объяснять, что такое психотерапия и почему она помогает, не нужно было преодолевать сопротивление. Многие уже ходили к психотерапевту оффлайн или пользовались услугами онлайн-терапии, когда Яндекс предоставил доступ к онлайн-консультациям.

Психотерапия — не новая история в корпоративной культуре Яндекса. На данный момент доступно несколько сервисов психологической поддержки. Сотрудники обращаются к психотерапевтам в клиниках через ДМС, в крупных офисах есть штатные психотерапевты, с которыми могут работать как офисные, так и удаленные сотрудники. Есть сервис телемедицины с психологами, доступными в удобное время, есть безлимитная онлайн-терапия от Ясно. Хотелось, чтобы люди могли обратиться к терапевту в любое время, а не ждать очереди.

Юлия Прохорченко, руководитель группы мед. страхования и материальной помощи

В банке Точка корпоративные психологи появились в разгар пандемии. Компании было важно поддерживать сотрудников и помогать им справляться в том числе с эмоциональными проблемами.

«Не каждый может подойти к лидеру команды или коллеге, чтобы поделиться наболевшим. В конце февраля, когда мир изменился в очередной раз, стало понятно, что одних корпоративных психологов для поддержки недостаточно, и компания решила дополнительно подключить сервис Ясно, чтобы сотрудники могли получать помощь максимально оперативно», — рассказывает Эльвира Фарвазова, HR-бизнес-партнер Точки.

В компании МТС есть штатный психолог, к нему всегда можно обратиться через HR-отдел. Но серьезные проблемы не проработаешь за час, а регулярные встречи не всегда получается организовать. Зная потребности своих сотрудников, МТС решила подключить Ясно в пилотном формате — выбрала компенсацию 3-х первых сессий, а дальше — за счет сотрудника. Получается, что компания дает человеку поддержку на начальном этапе, чтобы он мог понять, как устроена психотерапия (если еще не знаком), облегчил симптомы, «не упал», а дальше сам принял решение — продолжать или нет, в какую сторону двигаться. Удобно, что после знакомства можно будет остаться на Ясно и продолжить работу с тем же терапевтом.

Идея в том, чтобы сотрудники могли выбрать удобный для себя вариант, ориентируясь на рекомендации, личные предпочтения, и быстро получить помощь. В компаниях постоянно добавляются новые точки входа. Регулярно проводятся пульс-опросы, которые показывают «общую температуру по больнице». По результатам становится понятно, что потребность в поддержке есть. Многие отмечают возможность психологической поддержки как то, что помогает справиться с повышенным стрессом.

Почему это работает

Когда компания оплачивает психотерапию или предлагает другие варианты поддержки, можно сказать, что образ организации в голове у человека дополняется женской материнской составляющей, которой не все равно, которая заботится, принимает тебя как человека, а не как существо, которое на входе в организацию должно откинуть все свои переживания и оставить только свое рабочее Я. Как правило, это благодатно отражается на отношении сотрудников к своему работодателю. Можно, конечно, представить себе циничную ситуацию, когда на работе царит токсичная обстановка, сотрудников заставляют работать сверхурочно, но при этом предоставляют психотерапию, чтобы люди подольше протянули, пока из них выжимают соки. Но чаще все-таки такое решение компании основано на искреннем желании позаботиться о людях.

Если организация начинает представать не только как «требовательный отец», но и как «заботливая мать», повышается мотивация что-то для этой «матери» делать, «хорошо себя вести». Любая, даже краткосрочная, терапия помогает человеку сформировать внутри себя более комплексное, сложное, представление о себе и — соответственно — более сложное представление о тех, кто вокруг. Это напрямую влияет на качество взаимоотношений между людьми. Люди становятся способны обсуждать и выдерживать более сложные вопросы, продолжать разговор в состоянии конфликта и противоречий. Все это повышает продуктивность организации в целом. Ведь она зависит не только от индивидуальной продуктивности сотрудников, а от того, как эти отдельные умные люди могут взаимодействовать и выдерживать все перипетии и сложности этого взаимодействия.

Екатерина Шаповалова, психолог «Ясно»

Конечно, в компаниях не следят за сотрудниками, не спрашивают, кто сколько раз сходил к терапевту, — это личная жизнь. Поэтому в вопросах эффективности можно ориентироваться практически только на пульс-опросы — короткие регулярные анкеты. Так, 36% опрошенных сотрудников Яндекса отмечают явное влияние психотерапии на работу: рабочие отношения улучшились, человек стал лучше справляться с задачами. Почти все отмечают косвенный позитивный эффект: человек получает больше удовлетворения от работы.

С другой стороны, если бы психологическая поддержка не работала, повышался бы абсентеизм — когда на одну команду по 5 больничных. Так что доступ к онлайн-психотерапии и другие варианты поддержки — разумные меры для сохранения команд в здоровом и продуктивном состоянии.

Точно так же, разумеется, не следят за тем, о чем сотрудники разговаривают на сессиях. Действительно, многие сотрудники рассказывают, что заняты на сессиях в основном личными вопросами, не связанными с работой. Согласно объемному исследованию Lyrahealth, 70% сотрудников, решивших свои личные проблемы с помощью психотерапии, лучше концентрируются на рабочих задачах и показывают более высокую продуктивность.

Сотрудники сами отмечают, что решенные личные вопросы помогают в том числе и в работе. Бывает и наоборот: человек приходит в терапию с рабочими моментами, но решает остаться и проработать более глубинные, личностные вопросы — которые тоже влияют на работу. Своим опытом поделилась Кристина, сотрудница банка Точка:

«Я обратилась в сервис Ясно во время локдауна. Чувствовала выгорание из-за высокой нагрузки. Мне нравилось работать удалённо, чтобы не тратить время на дорогу и пустые разговоры, но я ощущала сложности с завершением дня. Всегда есть ещё-одна-срочная-задача. Часто по вечерам сил хватало только на то, чтобы продолжить работать или залипать в соцсетях; первое создаёт меньше чувства вины. За полтора месяца с психологом Ясно я успела ощутить улучшение. Стало понятно, что основные проблемы мы пофиксили, дальше надо пожить с этим. Для более серьёзного разбора надо было копаться во внерабочую жизнь, решили пока остановиться.

Еще через полгода я взялась за личную психотерапию вдолгую. Было ощущение, что в первый раз мы подняли крышку и повыкидывали самые проблемные паттерны, а дальше не трогали. Мне стало легче жить, но ещё я научилась замечать другие части жизни, которые меня не устраивают. Поняла, что хочу разобраться дальше».

К психотерапии также прибегают в ситуациях сильного стресса (которые последние годы нам с избытком предоставляют). Люди, которым плохо и они не знают как справиться, работать тоже не могут в полную силу. Их продуктивность снижена из-за того, что они все время переживают из-за событий и не могут в полной мере вовлекаться в задачи. Психотерапия помогает снизить и переработать эмоциональный пар, вернуть более устойчивое эмоциональное состояние.

С февраля Яндекс ввел безлимитный доступ к психотерапии от Ясно, однако больше одной сессии в неделю проводят менее 5%. Тогда же проводилась большая дискуссия на всю компанию — «Как жить в новой реальности». Подключились тысячи сотрудников, делились соображениями и переживаниями, что тоже стало формой группы поддержки.

Стресс опять же может быть не только внешним, но и внутренним. Татьяна, сотрудник Точки, рассказывает, как психотерапия ей помогла во время развода:

«Я воспользовалась сервисом Ясно во время развода. Нужна была помощь, чтобы прожить этот этап и завершить его максимально экологично для себя и партнёра. Мне понравилось, что во время сеансов психолог задавала вопросы, которые я сама себе бы никогда не задала, помогала смотреть на ситуацию под другим углом и ставить под сомнения убеждения, которые мне мешали».

Психотерапия как часть общей культуры заботы

Конечно, психотерапия — не единственный вклад в благополучие сотрудников. О важности ментального здоровья и комфортной среды сейчас много пишут, проводятся исследования. Психологическая поддержка — часть культуры помощи и заботы. Важно не только пользоваться стандартными сервисами, но искать индивидуальный подход к проблеме, придумывать новые способы сделать людям лучше.

В конце февраля люди оказались буквально в новой реальности. На компании легла новая ответственность позаботиться о своих сотрудниках. Вот, например, какие проблемы решал «Яндекс»:

• оставаться на связи, объяснять, что происходит, отвечать на самые острые вопросы

• говорить о том, «как теперь жить»

В связи с событиями был создан внутренний ресурс How To. Там можно было найти ответы на вопросы, как говорить с семьей о политике, как работать в стрессе, где купить нужный продукт и так далее, просто пообщаться, получить поддержку.

• быстро перераспределять людей

Многие команды остались без активных задач, а у кого-то появились горящие проекты. Чтобы помочь людям, появился сервис «Помогатор». Это такая доска объявлений, где размещают заявки о помощи, и менее загруженные сотрудники могут заходить и брать на себя часть задач. Тяжело, когда чувствуешь ненужность, не можешь найти себе место, это дополнительная психическая нагрузка. А так сотрудники ощущают вовлеченность, меньше думают о том, «как все плохо».

Сервис получил много позитивного фидбека. Плюс ко всему люди могли попробовать позаниматься чем-то другим и даже перевестись в новую команду. Когда человек 5 лет работает на одном месте, он перестает гореть, продуктивность снижается — а тут есть возможность вписаться в новый проект. Получается, это тоже вклад в ментальное здоровье.

Иногда поменять сферу деятельности внутри компании помогает психотерапия:

«Было понятно, что в профессиональном смысле я занимаюсь чем-то не тем или не так. Я была недовольна и процессом, и результатом работы. Даже простые задачи вызывали отторжение, по утрам не хотелось просыпаться, всю неделю ждала выходных как спасения и дико уставала (хотя ничего такого особенного вроде бы не делала). Пришла с запросом: "Как бы мне поменьше прокрастинировать, поменьше мешать себе развиваться и получше работать". Терапия дала взгляд со стороны и огромную поддержку, когда собственных сил изменить ситуацию было очень мало. В итоге через 10 сессий уволилась — вернее, сменила команду внутри компании, и жалею только о том, что не сделала это раньше».

В последнее время компании пришли к выводу, что, чтобы люди хорошо работали, нужно не заставлять их работать по 8 часов в офисе под угрозой штрафов, а наоборот, давать больше гибкости. Когда люди чувствуют, что им доверяют, продуктивность только повышается. Исследование Microsoft Japan показало, что четырехдневная рабочая неделя повысила (а не снизила) эффективность сотрудников на 40%.

В Яндексе считают, что гибкий график помогает предотвратить выгорание. Люди сами решают, как им работать, они могут взять дэй офф в любой момент. Каждые полгода проходит ревью и нужно показать определенные результаты, а в остальном сотрудники могут выбирать удобный формат работы. Когда люди находятся в стабильном эмоциональном состоянии и чувствуют доверие, им легче в том числе справляться с изменениями и неопределенностью и выдерживать непростые времена.

В МТС нет чек-листа, по которому оценивают состояние сотрудников и, если нужно, отправляют к психологу. Но в целом в компании продвигается тема well-being, психологической поддержки и благополучия. Все больше и больше руководителей погружаются в эту тему и как раз учатся определять, насколько у сотрудников повышен уровень стресса и стабильно ли эмоциональное состояние. Сами сотрудники тоже все больше становятся в теме. Компания не давит, но продвигает возможность онлайн-терапии.

Несмотря на популярность в определенной среде, все-таки психотерапия пока что на слуху в основном у молодых и продвинутых, а в культуре она только начинает укореняться.

До сих пор в культуре сильно мнение вроде: зачем мне к психологу, я не псих. Оно медленно вымывается, но все равно присутствует. Когда люди видят, что приходить можно не только с психическими расстройствами, но в связи со стрессом, личными проблемами и так далее, это проникает в культуру, в компании начинают больше прибегать к терапии, и естественно, это сказывается и на работе и на общем климате.

Оксана Фетисова, директор Корпоративного университета МТС

Психологическая поддержка, которую организовала корпорация, снижает входной порог: терапевтов проверили, больших денег тратить не надо. Психотерапия (даже без глубокого погружения в личные проблемы и особенности) создает новые связи между внешним и внутренним миром, помогает человеку заинтересоваться собой — и работать с искренним интересом и отдачей.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null