Well-being команды как маркер хорошего руководителя

Well-being команды как маркер хорошего руководителя

Кажется, мы никогда не видели столько непредсказуемых перемен на единицу времени, как сегодня. Ситуация неопределенности затрагивает в людях разные эмоциональные состояния — от интереса и любопытства до страха и тревоги. Она может вызывать разнонаправленные тенденции: с одной стороны, поиск решения совершенно новых задач, с другой, необходимость в дополнительных личностных, когнитивных и поведенческих ресурсах. В такие моменты на менеджеров всех уровней ложится особая нагрузка: они рискуют столкнуться с апатией и потерей мотивации сотрудников, привычные подходы к управлению процессами могут перестать работать. При этом собственные переживания лидеров команд никто не отменял.

Чтобы помочь руководителям создавать комфортную атмосферу в коллективе, МТС и сервис психологической поддержки «Ясно» провели серию вебинаров. Рассказываем, как это было.

Опора и доверие

Хороший руководитель знает: напряжение и стресс, которые несет с собой неопределенность, — почти гарантированное снижение продуктивности команды. Трудно сосредоточиться на работе, когда мысленно ты совсем в другом месте, а от эмоций штормит. Чтобы не выплескивать собственные переживания на коллег, а, наоборот, создавать доверительную, безопасную среду для работы, менеджеры сами должны быть в стабильном психологическом состоянии, что не всегда легко, учитывая дополнительную ответственность в неспокойные времена. Именно поэтому с эмоциональным состоянием руководителей можно и нужно работать на уровне компании — ведь чем стабильнее их состояние, тем легче им поддерживать сотрудников.

Существует мнение, что после начала пандемии среди работников крупных компаний психотерапия заняла второе место в соцпакете после ДМС. Она перестала восприниматься как стигматизирующее явление, теперь общение с психологом — просто способ восстановления внутреннего баланса, как спорт или прогулка в парке. С точки зрения бизнеса, психологическая поддержка — это разумная мера для сохранения команд в здоровом и эффективном состоянии. Зная потребности персонала, МТС дополнила работу штатного психолога партнерствами с сервисами онлайн-психотерапии.

В компании нет практики оценивать состояние сотрудников, чтобы отправить к психологу. В МТС развивается культура Well-being: все больше руководителей погружаются в тему общего благополучия, удовлетворенности коллектива и учатся определять, насколько у подчиненных повышен уровень стресса, насколько стабильно их эмоциональное состояние. Сами сотрудники тоже все больше становятся в теме того, какие возможности дает онлайн-терапия. По их отклику стало понятно, что опыт позитивный, но в 2022 году нужна дополнительная поддержка.

Поэтому было решено провести специальный цикл вебинаров для руководителей. Совместно с сервисом «Ясно» был разработан пакет тем, а спикеров, психотерапевтов сервиса — Алексея Покотилова и Полину Благодарову, — заранее погрузили в контекст и особенности корпоративной культуры МТС. Менеджеров обычно трудно собрать на очный тренинг, поэтому, помимо онлайн-трансляции на внутренней платформе, вебинар был доступен в записи.

Темы выбирались исходя из актуальных в текущей ситуации проблем:

  • Как обходиться с эмоциями сотрудников

На стресс люди реагируют по разному: кто-то бурно, а кто-то замирает на внешнем уровне. В такие моменты нужно уметь распознавать эмоции и правильно на них реагировать, чтобы регулировать рабочий настрой команды.

  • Как адаптировать к изменениям себя и команду

Страхи, сомнения, сопротивления — постоянные спутники перемен, под их грузом общение между коллегами может стать напряженным и даже болезненным. Здесь помогут персональные и коммуникативные техники адаптации, to-do-листы и фреймворки для собственной рефлексии и обсуждения в команде.

  • Страх делегирования как проблема собственной ценности

Неготовность делиться ответственностью — распространенное явление среди руководителей, которое в неспокойные времена проявляется ярче. Может показаться неочевидным, но за страхом делегирования часто стоит низкая самооценка и неуверенность в себе: «Если я передам дела, меня перестанут замечать». Цель этого вебинара — помочь заглянуть внутрь себя, признать и назвать свои страхи, чтобы преодолеть их и двигаться дальше.

  • Счастливый сотрудник: как он выглядит?

Когда человек чувствует себя на своем месте, он работает с большей отдачей. Этот вебинар посвящен определению понятия «счастливый сотрудник», факторам счастья на рабочем месте и формированию навыка эмоционального вовлечения команды в работу.

Умение грамотно взаимодействовать с эмоциями людей в разных рабочих ситуациях — обязательный скилл хорошего лидера, поскольку от него напрямую зависит психологический климат в команде. Кроме того, мы много работаем над формированием культуры обратной связи, это помогает сделает взаимодействие комфортным для всех сторон рабочего процесса.

Настя Сакунова, координатор проекта со стороны МТС

Первые результаты

1. Изменения в психологическом состоянии коллектива сложно измерить на короткой дистанции, тем более что у разных людей эти изменения идут с разной скоростью. Да и формат вебинаров не предполагает погружения в глубокие личностные проблемы, такие как детско-родительские отношения, травматический опыт и т.п. Но такие встречи дают возможность обнаружить, что в своих переживаниях ты не одинок. Появляются силы выстраивать диалог с командами, предлагать помощь и заботу.

Наша задача – создать условия, в которых люди могут получить помощь и поддержку. Остальное зависит от каждого конкретного случая и человека. Мы хотели обратить внимание на такую важную тему, как психологическое благополучие команды, и дать ориентиры, инструменты и лайфхаки руководителям.

По собственному опыту слушателя, вопросам в чате и отзывам могу сделать вывод, что в моменте стало спокойнее от того, что мы объединились, обсудили волнующие проблемы и получили рекомендации по выстраиванию диалога с командой. Тот факт, что мы собирали больше 100 руководителей на полуторачасовые вебинары подтверждает, что потребность и заинтересованность была достаточно высокой. Особенно значимо, что после первого вебинара доверие к спикерам и теме не угасло.

Ася Маринчева, начальник отдела дистанционного обучения МТС

2. Мы обнаружили, что менеджеры не воспринимают обучение как развлечение или досадную необходимость. Отзывы показали, что они увидели для себя точки роста, реально применимые инструменты и новые возможности для коммуникации с сотрудниками. Ответственное отношение слушателей отмечают и сами спикеры.

В целом создавалось ощущение живого диалога, слушатели активно приводили примеры из своего опыта, задавали вопросы. Видно было, что люди готовы что-то менять в своей практике. Максимальный отклик, на мой взгляд, получил вебинар про страх делегирования. Руководители встречаются с этой проблемой ежедневно, хорошо владеют инструментарием, но не всегда могут объяснить себе, почему что-то удается, а что-то нет. Есть ощущение, что наш разговор поможет более целостно подойти к вопросу.

Алексей Покотилов, психотерапевт сервиса «Ясно»

Что дальше

Безусловно, навыки экологичного общения нужны не только руководителям, поэтому МТС планирует и дальше идти в тему здоровой коммуникации. На этот раз совместно с сервисом «Ясно» готовится серия вебинаров о том, как взаимодействовать уважительно и что делать, если в процессе рабочего общения сталкиваешься с буллингом или газлайтингом. Аудитория нового цикла будет расширена, т.к. эти темы касаются всех, да и дополнительная психологическая поддержка сейчас никому не помешает.

44
6 комментариев

Мне кажется, для начала нужно у сотрудников спросить об их самочувствии и насколько они вообще довольны помощью руководителей. А уже потом приступить к обучению.

Ответить

По-хорошему нужно конечно, но насколько честно люди будут отвечать и как эффективнее организовать такие опросы в большой компании - вопрос...

Ответить