Восьмой запуск Starship
Восемь жизней куба в Blender
Испытания для роботов
Новые MacBook и iPad Air
Посадка на Луну

Цены на мобильную связь: от 90-х до наших дней

Как в России менялась стоимость звонков.

Цены на мобильную связь: от 90-х до наших дней

Цена товара или услуги определяется их себестоимостью, спросом, объёмом предложения и конкуренцией. В том числе и на телеком-рынке. Смартфон в кармане настолько привычная вещь, что многие с трудом вспоминают времена, когда он был роскошью. И мало кто вспомнит, когда мобильных телефонов совсем не было.

Современные 20-летние жители России не застали начало распространения мобильной связи в стране. Мы можем вспомнить и умилиться тому, как громоздко и нелепо выглядели раньше сотовые телефоны. Но вряд ли кто-то помнит, сколько стоили услуги связи почти тридцать лет назад. А ведь когда-то мобильная связь считалась в нашей стране уделом лишь очень обеспеченных людей.

Начало 90-х: астрономические суммы

Первые «мобилы» начали появляться в России после распада СССР. В те времена единственным средством связи были стационарные телефоны и многочисленные уличные таксофоны. Мобильные стоили астрономически дорого, особенно на фоне резкого падения уровня жизни в первой половине 1990-х. Покрытие сети было очень маленьким и ограничивалось поначалу лишь небольшими зонами в крупнейших городах страны.

Nokia Mobira MD59-NB2 весила 3 кг. По такому телефону 9 сентября 1991 года мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак совершил первый в России символический мобильный вызов.
Nokia Mobira MD59-NB2 весила 3 кг. По такому телефону 9 сентября 1991 года мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак совершил первый в России символический мобильный вызов.

Стоимость мобильной связи была просто запредельной — ежемесячные расходы абонентов могли составить не одну среднюю российскую зарплату, которая в первой половине 1990-х не превышала $20-30. При этом в те времена не было мобильного интернета. Да и сам интернет, по сути, ещё только развивался. Разнообразие услуг было ограничено голосовой связью и SMS. Так шикарно жить себе позволяли лишь некоторые бизнесмены и «братки». Количество абонентов было столь невелико, что каждый новый клиент заметно влиял на финансовые показатели оператора.

Нишу более доступной мобильной связи заполнили пейджеры. Конечно, это был компромисс, ведь связь получалась односторонней. Чтобы ответить на сообщение, нужно было найти стационарный телефон, позвонить в пейджинговую компанию и надиктовать ответ.

Цены на мобильную связь: от 90-х до наших дней

Естественно, полноценная мобильная связь тоже менялась — появлялись новые модели телефонов, более компактные и дешёвые. Стоимость минуты разговора снижалась по мере роста конкуренции и абонентских баз операторов. С середины 1990-х экономическая ситуация в стране начала улучшаться, поэтому всё больше людей могли себе позволить всё ещё очень недешёвое удовольствие — мобильный телефон.

Конец 90-х: расширение рынка

В те годы рынок мобильной связи был ещё далёк от насыщения. Более того, основные сегодняшние операторы в основном конкурировали за московских абонентов, а в большинстве крупнейших городов страны правили бал различные региональные компании. Современной молодёжи вряд ли знакомо название МСС — «Московская сотовая связь», хотя до конца 1990-х эта компания была лидером на столичном рынке мобильной связи.

В 1998 году она была единственной, кто предлагал тариф с бесплатными звонками внутри сети. Сегодня это само собой разумеется, но когда-то людям приходилось платить за то, что им звонили абоненты того же оператора. Для сравнения тарифы на мобильную связь в 1996 году:

Цены на мобильную связь: от 90-х до наших дней

Размеренное течение жизни было нарушено в конце 1990-х, когда целый ряд факторов привёл к кумулятивному эффекту в виде очень быстрого снижения цен на мобильную связь.

Появились более доступные телефоны стоимостью до $200. В 1997 году доллар стоил около 6 тысяч рублей, средний доход на душу населения составлял 940 тысяч рублей, прожиточный минимум — 460 тысяч рублей (это было ещё до деноминации, когда с рублёвых купюр убрали по три нуля). Иными словами, доступный телефон стоил примерно среднюю месячную зарплату. В январе 1998 года провели деноминацию, а в августе разразился кризис. К концу года доллар стоил около 20 рублей, а средний доход на душу населения в стране составлял 1000 рублей в месяц.

Мобильные операторы начали объединяться и укрупняться. Внедрение GSM-технологии стало более активным. Это позволило проще и дешевле наращивать абонентскую базу.

В результате цены начали падать не по дням, а по часам. В 1998 году минута разговора стоила около $0,83 (в течение года цена на доллар колебалась от 5,9 до 17,4 рублей), в начале 1999 — $0,55 (доллар был уже 20-25 рублей). А к концу года можно было поговорить уже за $0,18 в минуту.

То есть при цене доллара 26,4 рубля стоимость разговора составляла в среднем 4,7 рубля в минуту.

Такое резкое падение связано с тем, что «Билайн» вывел на рынок первый «коробочный» продукт — «Би плюс», стоивший всего $49 (300/1000 рублей до и после кризиса). В него входил очень дешёвый мобильный телефон с симкой и картой предоплаты. Абонент получал на счёт $10 (600 рублей до кризиса, 2000 — после). Это было гораздо дешевле пейджера с подключением. Конкурентная борьба между операторами усилилась.

2000-е: усиление конкуренции

Именно с конца 1999 года началась широкая экспансия операторов большой тройки в регионы, что привело к сегодняшнему разделению рынка. Одним из инструментов снижения цен стало активное распространение федеральных телефонных номеров, которые были дешевле прямых в обслуживании, а следовательно — и в использовании. Другим важным фактором стало появление тарифов с посекундной тарификацией с самого начала разговора.

Ранее операторы сразу снимали деньги за первые две-три минуты.

Удешевление тарифов и телефонов делало мобильную связь более доступной. Количество абонентов росло, сотовые сети всё шире охватывали страну. Борьба за абонентов заставляла операторов продолжать снижать цены, но уже медленнее. В 2006 году количество SIM-карт в России превысило количество жителей. В том же году операторам законодательно запретили брать с абонентов плату за входящие вызовы.

Стремление к нулю в 2010-х

К 2010 году минута разговора стоила в районе $0,05 (полтора рубля). Это был самый низкий показатель в Европе. Казалось, дешевле уже быть не может. Тем не менее, рынок диктовал свои условия. У населения стало слишком много мобильных телефонов, и прирост абонентов естественным образом замедлился. Многие люди имели по два-три аппарата с симками от разных операторов. А с 1 декабря 2013 года и это стало не столь важно, благодаря принятию закона о переносимости телефонных номеров.

Наши дни

К 2013 году рынок уравновесился — средние цены мобильных операторов практически не менялись. Для 80% абонентов стоимость минуты использования всех видов сотовых услуг составляла 1,05 рубля. Гигабайт трафика в среднем обходился в 118,6 рублей.

По данным Web Index, в июне 2015 года интернетом в России пользовались 65 млн человек. Из них 42% выходили в интернет с помощью мобильных устройств хотя бы один раз день. Объем трафика составлял 1,4 Гб в месяц.

До февраля 2017 года 1 Гб стоил 117 рублей, в феврале стоимость опустилась до 100 рублей, а к концу года — до 65,2 рублей.

Стоимость минуты услуг связи в 2018 году упала до самых низких значений за 6 лет — до 90 копеек.

4343
реклама
разместить
112 комментариев

Графика очень не хватает

70

В идеале несколько графиков. В рублях, в долларах, в % от средней ЗП в РФ и в % от средней стоимости этих услуг в Европе, например.

1

Вот только качество связи становится не лучше, а техническая поддержка - и того хуже. Плюс эти попытки принудительно повысить APPRU за те же услуги...
А так - да, тепло и лампово. 31 декабря 2000 года в районе шести вечера купили первый мобильный Philips Savvy DB тёмно-сине серый. Эх, молодость. :)

17

И разговоры до 5 секунд)

21

"Вот только качество связи становится не лучше,"

Ну чушь же

14
Раскрывать всегда
СК завёл против блогера Александры Митрошиной уголовное дело об отмывании денег

В 2023-м она была фигурантом дела о неуплате 127 млн рублей налогов.

Источник: «<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fskmoscowgsu%2F4453&postId=1852382" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Столичный СК</a>»
1212
33
33
33
22
Так странно читать такие новости... Инфоцыганка отмывает деньги???? Да вы что?
реклама
разместить
Приезжайте к нам в Германию, у нас айтишники живут в коммуналках и пляшут с бубном, чтобы выжить

За 6 лет я успела поработать в трех крупных IT-компаниях, несколько раз меняла жилье и переехала из Мюнхена в Берлин. В статье я расскажу про немецкую бюрократию, налоги и почему даже айтишники с высокими зарплатами живут в коммуналках. А еще, как в Германии искать работу и жилье, сколько стоит здесь лечиться и жить, и как вы можете остаться без ви…

У меня дом 2016 года постройки. Это не лучшее фото фасада — я сделала снимок, чтобы показать последствия новогодних празднований в Берлине. Кто-то запустил фейерверк — квартира сгорела, фасад на несколько этажей закоптился. Но в целом дом чистый и уютный.
5757
66
66
22
11
11
Знакомый вернулся из Германии после трех лет работы там. Говорит, что не выдержал именно бюрократии и того, что к русским относятся как к людям второго сорта. В статье автор это деликатно обходит, но это реальность.
Какие вызовы стоят перед фирмой 1С, партнерами и рынком труда?
Какие вызовы стоят перед фирмой 1С, партнерами и рынком труда?
Великобритания сняла санкции с «Росбанка» и сохранила их в отношении «Т-Банка»

В начале 2025 года «Росбанк» завершил присоединение к «Т-Банку» в качестве филиала.

2323
44
22
Английские учёные доказали , что банка Росбанк уже нет и поэтому с него можно санкции снять.
«Мы создаём новое на основе друг друга»: глава Mistral AI рассказал, что не воспринимает DeepSeek как конкурента, но собирается выпустить модель «мощнее», чем у него

И достаточно скоро.

Глава Mistral AI Артур Менш. Источник: Bloomberg
44
11
11
Управляющий партнёр Y Combinator Джаред Фридман рассказал, что у четверти стартапов акселератора 95% кодовой базы сгенерировано ИИ

Глава YC предупредил, что разработчикам всё равно необходимы знания в программировании.

Кадр из беседы главы YC Гарри Тана с партнёрами. Источник: Y Combinator
55
11
С кем нужно работать нишевому агентству, чтобы увеличить прибыль, как искать таких клиентов и почему клиент клиенту рознь: бизнес-встречи со Сметнёвым. Глава 3
11
«Аэрофлот» запустил в аэропорту Шереметьево стойки для самостоятельной регистрации и сдачи багажа

С помощью них можно сразу зарегистрироваться и на рейс.

Как выглядят стойки для самостоятельной регистрации на рейс и багажа. Источник: Telegram-канал «Аэрофлота»
2222
Так они уже были там давно. С перерывом на 3 года не работали из-за санкций, которые всем на пользу, наверное😂Видимо, импортозместили, наконец
[]