Yota
28 970

Цены на мобильную связь: от 90-х до наших дней

Как в России менялась стоимость звонков.

В закладки

Цена товара или услуги определяется их себестоимостью, спросом, объёмом предложения и конкуренцией. В том числе и на телеком-рынке. Смартфон в кармане настолько привычная вещь, что многие с трудом вспоминают времена, когда он был роскошью. И мало кто вспомнит, когда мобильных телефонов совсем не было.

Современные 20-летние жители России не застали начало распространения мобильной связи в стране. Мы можем вспомнить и умилиться тому, как громоздко и нелепо выглядели раньше сотовые телефоны. Но вряд ли кто-то помнит, сколько стоили услуги связи почти тридцать лет назад. А ведь когда-то мобильная связь считалась в нашей стране уделом лишь очень обеспеченных людей.

Начало 90-х: астрономические суммы

Первые «мобилы» начали появляться в России после распада СССР. В те времена единственным средством связи были стационарные телефоны и многочисленные уличные таксофоны. Мобильные стоили астрономически дорого, особенно на фоне резкого падения уровня жизни в первой половине 1990-х. Покрытие сети было очень маленьким и ограничивалось поначалу лишь небольшими зонами в крупнейших городах страны.

Nokia Mobira MD59-NB2 весила 3 кг. По такому телефону 9 сентября 1991 года мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак совершил первый в России символический мобильный вызов.

Стоимость мобильной связи была просто запредельной — ежемесячные расходы абонентов могли составить не одну среднюю российскую зарплату, которая в первой половине 1990-х не превышала $20-30. При этом в те времена не было мобильного интернета. Да и сам интернет, по сути, ещё только развивался. Разнообразие услуг было ограничено голосовой связью и SMS. Так шикарно жить себе позволяли лишь некоторые бизнесмены и «братки». Количество абонентов было столь невелико, что каждый новый клиент заметно влиял на финансовые показатели оператора.

Нишу более доступной мобильной связи заполнили пейджеры. Конечно, это был компромисс, ведь связь получалась односторонней. Чтобы ответить на сообщение, нужно было найти стационарный телефон, позвонить в пейджинговую компанию и надиктовать ответ.

Естественно, полноценная мобильная связь тоже менялась — появлялись новые модели телефонов, более компактные и дешёвые. Стоимость минуты разговора снижалась по мере роста конкуренции и абонентских баз операторов. С середины 1990-х экономическая ситуация в стране начала улучшаться, поэтому всё больше людей могли себе позволить всё ещё очень недешёвое удовольствие — мобильный телефон.

Конец 90-х: расширение рынка

В те годы рынок мобильной связи был ещё далёк от насыщения. Более того, основные сегодняшние операторы в основном конкурировали за московских абонентов, а в большинстве крупнейших городов страны правили бал различные региональные компании. Современной молодёжи вряд ли знакомо название МСС — «Московская сотовая связь», хотя до конца 1990-х эта компания была лидером на столичном рынке мобильной связи.

В 1998 году она была единственной, кто предлагал тариф с бесплатными звонками внутри сети. Сегодня это само собой разумеется, но когда-то людям приходилось платить за то, что им звонили абоненты того же оператора. Для сравнения тарифы на мобильную связь в 1996 году:

Размеренное течение жизни было нарушено в конце 1990-х, когда целый ряд факторов привёл к кумулятивному эффекту в виде очень быстрого снижения цен на мобильную связь.

Появились более доступные телефоны стоимостью до $200. В 1997 году доллар стоил около 6 тысяч рублей, средний доход на душу населения составлял 940 тысяч рублей, прожиточный минимум — 460 тысяч рублей (это было ещё до деноминации, когда с рублёвых купюр убрали по три нуля). Иными словами, доступный телефон стоил примерно среднюю месячную зарплату. В январе 1998 года провели деноминацию, а в августе разразился кризис. К концу года доллар стоил около 20 рублей, а средний доход на душу населения в стране составлял 1000 рублей в месяц.

Мобильные операторы начали объединяться и укрупняться. Внедрение GSM-технологии стало более активным. Это позволило проще и дешевле наращивать абонентскую базу.

В результате цены начали падать не по дням, а по часам. В 1998 году минута разговора стоила около $0,83 (в течение года цена на доллар колебалась от 5,9 до 17,4 рублей), в начале 1999 — $0,55 (доллар был уже 20-25 рублей). А к концу года можно было поговорить уже за $0,18 в минуту.

То есть при цене доллара 26,4 рубля стоимость разговора составляла в среднем 4,7 рубля в минуту.

Такое резкое падение связано с тем, что «Билайн» вывел на рынок первый «коробочный» продукт — «Би плюс», стоивший всего $49 (300/1000 рублей до и после кризиса). В него входил очень дешёвый мобильный телефон с симкой и картой предоплаты. Абонент получал на счёт $10 (600 рублей до кризиса, 2000 — после). Это было гораздо дешевле пейджера с подключением. Конкурентная борьба между операторами усилилась.

2000-е: усиление конкуренции

Именно с конца 1999 года началась широкая экспансия операторов большой тройки в регионы, что привело к сегодняшнему разделению рынка. Одним из инструментов снижения цен стало активное распространение федеральных телефонных номеров, которые были дешевле прямых в обслуживании, а следовательно — и в использовании. Другим важным фактором стало появление тарифов с посекундной тарификацией с самого начала разговора.

Ранее операторы сразу снимали деньги за первые две-три минуты.

Удешевление тарифов и телефонов делало мобильную связь более доступной. Количество абонентов росло, сотовые сети всё шире охватывали страну. Борьба за абонентов заставляла операторов продолжать снижать цены, но уже медленнее. В 2006 году количество SIM-карт в России превысило количество жителей. В том же году операторам законодательно запретили брать с абонентов плату за входящие вызовы.

Стремление к нулю в 2010-х

К 2010 году минута разговора стоила в районе $0,05 (полтора рубля). Это был самый низкий показатель в Европе. Казалось, дешевле уже быть не может. Тем не менее, рынок диктовал свои условия. У населения стало слишком много мобильных телефонов, и прирост абонентов естественным образом замедлился. Многие люди имели по два-три аппарата с симками от разных операторов. А с 1 декабря 2013 года и это стало не столь важно, благодаря принятию закона о переносимости телефонных номеров.

Наши дни

К 2013 году рынок уравновесился — средние цены мобильных операторов практически не менялись. Для 80% абонентов стоимость минуты использования всех видов сотовых услуг составляла 1,05 рубля. Гигабайт трафика в среднем обходился в 118,6 рублей.

По данным Web Index, в июне 2015 года интернетом в России пользовались 65 млн человек. Из них 42% выходили в интернет с помощью мобильных устройств хотя бы один раз день. Объем трафика составлял 1,4 Гб в месяц.

До февраля 2017 года 1 Гб стоил 117 рублей, в феврале стоимость опустилась до 100 рублей, а к концу года — до 65,2 рублей.

Стоимость минуты услуг связи в 2018 году упала до самых низких значений за 6 лет — до 90 копеек.

{ "author_name": "Yota", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 119, "likes": 76, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "yota", "id": 41616, "is_wide": true }
{ "id": 41616, "author_id": 170761, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/41616\/get","add":"\/comments\/41616\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/41616"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 170761 }

119 комментариев 119 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
70

Графика очень не хватает

Ответить
1

В идеале несколько графиков. В рублях, в долларах, в % от средней ЗП в РФ и в % от средней стоимости этих услуг в Европе, например.

Ответить
17

Вот только качество связи становится не лучше, а техническая поддержка - и того хуже. Плюс эти попытки принудительно повысить APPRU за те же услуги...
А так - да, тепло и лампово. 31 декабря 2000 года в районе шести вечера купили первый мобильный Philips Savvy DB тёмно-сине серый. Эх, молодость. :)

Ответить
21

И разговоры до 5 секунд)

Ответить
–1

Шести! И бесплатные СМС до марта 2001. :) А ещё тогда появились шлюзы c ICQ <-> SMS. Было дело, было. :)

Ответить
27

И форма для отправки SMS на сайте оператора. Даже без каптчи!

Ответить
3

Интернет через обычный модем 14,4.. :) О... ещё был WAP с безумной тарификацией.

Ответить
0

Был бы WAP сейчас единственной альтернативой, мы бы проводили в Сети считанные минуты, а то и секунды ))) Помню как чуть ли не соревновались с друзьями, кто быстрее сможет скачать себе картинку какую-то или мелодию )

Ответить
0

А колбаса была по 2,20, а стакан березового сока 8 копеек. Эх время было...

Ответить
3

у МТС был тариф, где первые 20 секунд бесплатно было :)

Ответить
0

Назывался "Международный+"

Ответить
1

сранно, у нас были по 3

Ответить
0

Потом стало три - да. В Би+ было сначала 6 секунд.

Ответить
1

Да было дело. И фразы типо: «выходи я на улице...». Или: «перезвони...». Было время, когда трубка была ещё и средством обороны. А мелодии набирали через книжечки купленные за 10 рублей в электроне.

Ответить
0

Я помню, что изначально было 7 секунд.

Ответить
4

Хм, ну с поддержкой вы перегнули.
Я помню по полчаса ждали ответа в 00-х годах, слушая музыку. Теперь же написать можно куда угодно от вконтактика до обычного звонка. Время отклика сократилось.
Да и качество связи надо оценивать опираясь на данные, а не на ощущения.

Ответить
1

Я помню по полчаса ждали ответа в 00-х годах, слушая музыку.

Это 2005-2008 года. Издержки бурного роста. В 00 - всё было быстро.

Ответить

Комментарий удален

12

"Вот только качество связи становится не лучше,"

Ну чушь же

Ответить
2

У одного краснояйцевого оператора связь местами просто таким адом стала, там где всегда хорошо работала. Звонишь и всё квакает. Проще через его же интернет тут позвонить. Неоднократно наблюдал в Москве и Московской области. У Зелёного оператора связь по стабильнее - факт, но по сравнению с 2010 годом - хуже. Это касается не только передачи голоса, но и работы коммутатора. Иной раз набираешь номер и в этом наборе он крутится по полминуты, а то и больше.
ЗЫ: а читаешь отчёты самих ОПСОСов - всё лучше и лучше...

Ответить
43

Не звонишь, а звонишь!

Ответить
3

Я один сначала всерьез воспринял этот комментарий? ))

Ответить
0

У меня девушка одна была, у неё клин на этом был. :) Всегда поправляла, если говорил неправильно.

Ответить
0

тоже постоянно читаю неправильно это слово и хочу поправить написавшего подобным комментарием. видимо это какое то ментальное расстройство.

Ответить
2

Это из-за правительства Москвы. Год назад где-то была история: в приказном порядке сказали операторам снять сотовые вышки в центре города. И как операторы ни предупреждали, что качество связи упадет - всем было пофиг.

Ответить
0

Я там не бываю. Всё на окраинах и в Подмосковье. Телефонные аппараты менял - не помогает.

Хм, после вашего комментария задумался о том, когда я был в последний раз в пределах хотя бы ТТК... понял, что в начале мая один раз, когда вещи забирал с квартиры.

Ответить
1

Сотовая сеть - это не красивое словосочетание. Сотовые вышки действительно образуют сеть. И если в этой сети сделать дыру даже размером всего-лишь с садовое кольцо - это повлияет на структуру сети в целом. Я не буду сейчас пруфы искать, но были разъяснения по этому поводу.

Ответить
1

Не повлияет в моём случае, так как удалённость моих точек высока, поэтому проблемы того, что внутри Садового меня никак не задевают (абоненты не закрепляются за теми вышками, что я). Да и в Москве чаще не релейки, а оптика уже.

Ответить
1

Пользуюсь мегафоном 13 лет. Если и бывают сбои, то они временные.

"Это касается не только передачи голоса, но и работы коммутатора. Иной раз набираешь номер и в этом наборе он крутится по полминуты, а то и больше."

Если не вру, эта задержка связана с переключением телефона lte->3g. Тут только VoLTE поможет

Ответить
0

Юзал в прошлом году VoLte от мегафона. Чёт как то не айс... В центре Москвы, даже LTE местами пропадает, поэтому фактически остаешься без связи (от слова "совсем"). Хотя, частично грешу на свой самсунг... 7 edge

Ответить
1

"остаешься без связи (от слова "совсем")"

huh? Если нет lte, то звонок пройдет через 3g. Вроде такое переключение даже посреди разговора работает

Ответить
0

Как раз на волте и крутится дольше и обрывы, выключил volte.

Ответить
0

Мегафон у меня появился в... 2002 году, когда позвонить из квартиры можно было в строго отведённых местах. На учёбе вообще не ловило. Звонить в пути... это было что-то с чем-то. Квакало почти всегда. Через год как-то глянул на экран телефона и удивился - звонить можно было везде в квартире, в подъезде и за рулём не квакало.
Сейчас юзаю как с VoLTE, так и без него - на Меге нет проблем. МТС на 4g/3g есть проблемы.

Ответить
–1

Что за бред Вы тут все пишите. звонки работают только в 2g. В настройках мобильной мобильной сети включите только 4g или 3g, звонить вообще не сможете. И на прием звонков будете не доступны. Передача будет работать. Поэтому по умолчанию и включено auto/

Ответить
0

4g handover 3g. Всё работает. Не говорите о том, что не понимаете. В 4g нет голоса, если нет VoLTE.

Ответить
0

Аналогично на яцевом операторе, все чаще звоню через различные мессенджеры, быстрее дозвон и качественее голос.

Ответить
0

В Беларуси у МТС та же история с качеством связи - с родными в деревне, где тянет 4G не поговорить вообще. Но зато интернет быстрый, мда...

Ответить
0

Так что хотите - много стало абонентов, все частоты забиты.

Ответить
0

Вряд ли в этом дело. Скорее тут раздолбайство начало вылезать и "эффективные менеджеры", которые под корень сокращают всех технических спецов в поддержке. В результате аварии устраняются не 1-3 часа, а неделями.

Ответить
0

одного краснояйцевого оператора связь местами просто таким адом стала

Выруби VoLte, если поддерживает. Сам так месяц толком поговорить ни с кем не мог, пока не просек, что эта штука абсолютно нерабочий хлам. Зато включена по умолчанию была в телефоне.

Ответить
0

Не могу! Нету такого в том телефоне. Хотя, может это у подруги есть? У меня он сразу на 3g хенгапится.

Ответить
7

Помню когда ввели рублёвую тарификацию, было очень непривычно, казалось что выходит дороже :)

Ответить
5

Да, это как в Европе когда находишься, то кажется, что 5 евро за кофе это недорого, а потом пересчитываешь на рубли и удивляешься =) В других валютах всегда странно воспринимается стоимость )

Ответить
4

Ну, 5 евро за кофе и для Европы дороговато. :) Хотя кофе разным бывает, конечно.

Ответить
7

нубская статья, если честно. 1) тарифы дельты телеком, спб 1991 год - 150 долларов, подключение на старте было 2000 долларов, нокия мобира ситимэн / она же нокия 150 - 850 долларов; 2) пейджеры ничего не вытесняли а просто дополняли моб связь, тк даже для новых русских она не была доступной в привычном нам сейчас смысле (не безлимитной, короче) 3) к середине 90х она просто начала выходить в более массовый сегмент, это не связано с улучшением состояния населения, просто к середине 90-х появились первые GSM операторы, в этом стандарте было заложено преимущество в радиусе одной БС обслуживать большее кол-во абонентов, хоть ее радиус и был меньше, в отличии от старых аналоговых NMT/(D)AMPS стандартов. но с учетом мск и спб, это было интереснее для операторов. подключение к северо-западному GSM как щас помню 235 (285 с налогами) долларов, исходящие днем 0.45 центов, вечером и в выходные, а так же входящие в любое время - 0,30 центов. ну и терминалы для GSM первые были Nokia 1610, Nokia 2110(i), стоили уже ближе к 600 баксам.

p.s.: дорогая йота, объясните в чем сверхсмысл запрещать на ТП с лимитным инетом использовать роутер, при том, что тетеринг с терминала на этом же тарифе вы разрешаете? зачем мне все эта срань со сменой IMEI роутера, приведение к общему знаменателю размера TTL пакетов, и редактирования списка адресов в файле хостс на компе? это же не архивные ТП с дешевым безлимом

Ответить
1

+1. в 90-е бизнесмены активно использовали транковую связь, про которую пацанчик видимо и не слышал

Ответить
1

да, у меня отец и его кореша даже успели поюзать "Алтай" в тачках, непродолжительное время, пока "Дельта Телеком" не вышла на рынок) прежде чем закончить свое существование, "Алтай" начали ставить на коммерческой основе частным лицам. работало это, конечно, крайне уныло.

Ответить
0

Было веселее, даже в нулевых застал полудуплексные телефонные входы на 450 МГц. Зная код, можно было звонить куда угодно и говорить почти как по телефону.

Ответить
0

Денис, здравствуйте! Благодарны за дополнения и учтем в следующем материале.
Что касается смысла запрета использования мобильной сим-карты в роутере, то с нашей стороны это ограничение выглядит довольно логично. Интенсивность использования интернета на смартфоне и ПК различается и в свою очередь оказывает различное влияние на сеть. При использовании смартфонной сим-карты Вам доступны как 4G, так и 3g, 2g - устаревающие технологии обладающие меньшей пропускной способностью и, как следствие, более чувствительные к нагрузке. Поэтому мы разделяем смартфонных и модемных (только 4g) пользователей, которым доступны гибкие безлимитные тарифы (https://www.yota.ru/modem/).

Ответить
1

в чем разница в использовании вашего интернета в роутере или в смартфоне если вы РАЗРЕШАЕТЕ со смартфона без ограничений раздавать интернет на ПК? пожалуйста, повнимательнее. "При использовании смартфонной сим-карты Вам доступны как 4G, так и 3g, 2g - устаревающие технологии обладающие меньшей пропускной способностью и, как следствие, более чувствительные к нагрузке." - поэтому вы разрешаете тетеринг со смартфона, но блокируете его с роутера? Л=Логика?

Ответить
–2

Разница определенно есть, т.к. модемные тарифы более подходят именно для своего устройства (yota.ru/modem), ибо при работе на ПК, не редко, возникает необходимость выполнения тех задач, которые могут потребовать большего количества интернет-трафика.

У нас нет блокировки тетеринга на роутерах, ведь иначе от роутера не было бы никакого смысла. :)

Ответить
2

*терпеливо* давайте попробуем заново. зачем вы запрещаете использование сим карт с лимитным объемом интернет трафика в роутерах, если вы разрешаете тетеринг интернет трафика с этих сим карт через смартфоны? обращаю ваше внимание на то, что 1) роутер, как и смартфон, может работать в любом заданным пользователем частотном диапазоне 2) смысл роутера - раздавать интернет другим устройствам (ноутбук, планшет). смысл тетеринга, осуществляемого со смартфона - в этом же. постарайтесь ответить по существу. ответ "да хз, мы сами не знаем!" я тоже готов принять.

Ответить
0

смысл в том, что человек как правило носит смарт с собой, кроме того при постоянной работе как роутером быстро снашивается батарея, поэтому люди не будут использовать свои основные смарты в качестве роутеров

Ответить
0

Пользователю Yota нужно было просто поставить обратную ссылку для продвижения. Зря вы ему что-то доказываете. У него была другая задача, и он её выполнил.

Ответить
1

да я забил, если честно. все равно работает так как я хочу, хоть и с костылями. у меня ощущение что туда ссылают двоечников из мегафона, типа штрафбат, дикая дивизия)

Ответить
–2

Как мы отметили выше - наши модемные SIM-карты работают только в 4G сети, так как данный тип сети имеет более высокую пропускную способность, а также создает меньше нагрузки на сеть.

Если же была бы возможность использования смартфонной SIM-карты в роутере, то у тех пользователей, у которых на данный момент нет покрытия 4G (следственно, им бы приходилось использовать 3G) нагрузка на базовую станцию, к которой они подключаются, значительно выросла. Тем самым другие пользователи испытывали бы проблемы со скоростью, так как влияние внешних факторов, таких, например, как нагрузка на сеть или зона радио покрытия по адресу, для беспроводной сети - довольно значительное.

Ответить
1

речь идет не об ограничених в ваших сим-картах для роутера, речь идет о бессмысленном ограничении сим-карт для смартфонов при использовании их в роутере. в приведенном вами доводе был бы смысл, если бы тетеринг с сим-карт для смартфонов был бы ЗАПРЕЩЕН. но раз тетеринг с сим-карт для смартфонов РАЗРЕШЕН, а интернет трафик ОГРАНИЧЕН по ТП, любой пользователь покупающий сим карту для телефона, может создавать ТАКУЮ ЖЕ нагрузку на вашу сеть в любом узком месте (в пределах лимита по своему ТП), как если бы он ее вставил в модем. еще раз, НЕТ разницы в нагрузке на сеть с модема (роутера) и со смартфона, если тетеринг с него разрешен. в пределах своего ТП я волен загрузить сеть со смартфона, раздавая с него интернет для ноутбуков, или с роутера, так в чем смысл ограничения?

Ответить
0

Денис, это действительно логично с одной стороны, мы не спорим, но с точки зрения профиля использования, потребность в тетеринге возникает ситуативно и зачастую не требует больших ресурсов. Обычно люди через смартфон не пытаются скачать большое количество данных и не меняют сим-карты между смартфоном и роутером. Поэтому риск нагрузки, при этом, на смартфонных сим-картах в сетях 3g небольшой и тетеринг свободно существует на лимитных тарифах. Если бы все пользователи использовали смартфонные сим-карты в роутерах (другой профиль использования), то ситуация на сети была бы уже другая. Поэтому мы предлагаем использовать модемные сим-карты для активного использования интернета, а для каких-то ситуативных, срочных вещей может помочь и тетеринг.

Ответить
0

Дааа, NWGSM, Delta Telecom, и FORA Communications - Питерские пионеры)) Потом зашёл MTS, NWGSM перешла в Megafon, а Delta Telecom и FORA Communications исчезли.

Ответить
1

дельта > скайлинк. а вот фора тупо сдохла с их волками в рекламе. мтс зашел в спб в обмен на частоты для мегафона в мск (мегафон = рейман, министр связи тогда)

Ответить
0

Да, про Скайлинк то совсем забыл. Действительно Дельта тогда стала Скайлинком, вместе со сменой стандарта. Но всё равно, по моим субъективным ощущениям, что уже тогда Скайлинк занимал далеко не те позиции, что Дельта. Хотя помню, что основной упор делали именно на бизнес, но не взошло. Думаю это из-за не GSMовского стандарта. Хотя и Delta была не GSM, но помню неплохо былась с Северо-Западным GSM. Их Нокии были вполне конкурентны.

А MTS конечно агрессивно зашёл на рынок. 0.01$ за звонки на целый год. Помню, вся школа тогда стала закупаться бэушными трубками и скорее подключаться к MTS

Ответить
6

Еще "современной молодёжи вряд ли знакомо", когда sms с мтс ↔ билайн отправить нельзя было :)

Ответить
4

Или когда у тебя снимают деньги за 5 смс, потому что ты не смог изложить свою мысль коротко :)

Ответить
1

Да ладно, я и сейчас регулярно с этим сталкиваюсь. Смартфоном просто неудобно пользоваться, я его из сумки только дома или в офисе достаю.

Ответить
0

Нокиа сейчас уже не ТОРТ. Это вам не 90-е и 00-е, где Нокиа и Эрикссон - 2 пионера GSM телекоммуникационной индустрии, задавали жару, всяким Сименсам, Мотороллам . Жаль что нет больше тех гигантов. Нокиа сдулась, Эрикссон исчез(

Ответить
0

Знаете, мне не так важно, торт какая-то компания или уже не торт. Потребительские характеристики их современных устройств меня как пользователя устраивают. Телефон неплохо звонит, хорошо шлёт и получает смски, крутит мне музыку с флеш-карты и работает несколько дней без подзарядки. Ну и стильно выглядит, это важно. Разве этого мало, чтобы быть довольным?

Ответить
0

А мне важно. Потому что я говорил про компанию а не телефоны, с которой я вырос. И когда-то это компания была одним из лидеров, а сейчас её сначала купил Майкрасофт, потом, если ничего не путаю - китайцы. И когда на остатках этой компании спекулируют культовыми телефонами, выглядит как издёвка и насмешка. Как город Москва в США со свои кремлём, или Эйфелева башня в Лас Вегасе. Я собственно про насмешку, про троллинг культовых продуктов, которые являются глумлением и ничем больше.

Ответить
–1

Ну тогда современный Macbook - это глумление над каким-нибудь древним PowerBook, ведь руководят компанией Apple и работают на её заводах уже совсем не те люди, что двадцать лет назад. Дальше продолжать?

Ответить
–1

Эммм, я извиняюсь, а что PowerBook выпустила американская Apple, а Macbook является продуктов той же Apple но уже китайской? Дальше продолжать?

Мыслительный процесс - не ваш конёк, по этому разжую вам подробнее.

Нокиа - Финский гигант, когда-то сделал культовый телефон. Спустя 10-летия эту компанию купил Маукрософт, оставив от компании гиганта одно Название. Потом это название перепродал китайцам. Сейчас под этим названием, подчёркиваю под этим названием, а не той самой финской Нокией, производится высер, являющийся пародией на культоввые продукты финского гиганта. Читаем внимательно по буквам: Финский гигант - культовый телефон, спустя много лет выпускает НЕ ФИНСКИЙ, и не гигант, под брендом Нокиа, производит высер.

Теперь Apple: американская компания в 91 году выпустила PowerBook. Эта же американская компания, под своим же брендом Apple в 2018 году выпускает Macbook.

Чего вы там собираетесь дальше продолжать, когда вы читаете одним местом? Эппл выкупила иностранная компания и теперь, когда от компании официально по документам осталось только одно название (даже прав на потенты нет, как в случае с Нокией) под их брендом выпускает пародию на их культовый продукт?

Ответить
1

Жёваный же торт, вы вообще к чему мне всё это пишете? Вам не с кем больше поговорить о принадлежности какой-то там компании? Да мне плевать, финны сделали мой телефон или китайцы. Он работает и меня устраивает, тред был именно об этом.

Ответить
0

В общем понятно. Ну тогда я вас поздравляю с хорошей покупкой (без сарказма говорю). :)

Ответить
0

И без стикеров...

Ответить
3

Кто такой же древний, как и я, и пользовался стандартом NMT-450i - ставь + :)

Ответить
5

для кого BENEFON не пустой звук)

Ответить
0

А я не такой древний. Начал пользоваться NWGSM с при-пейд тарифом GSM-lite)) Где чтобы закинуть денег на счёт, нужно было купить карточку с защитным слоем. А под слоем код, Код нужно было вводить и на счёт зачислялся номинал карты. Помню мне одноклассник смущаясь рассказывал историю о том, что когда он позвонил по специальному сервисному номеру, чтобы потом ввести код, услышал в трубке робота автоиноформатора: "введите код с карты". Так он слово "введите" не расслышал, и подумал, что тётка оператор просит его сказать ей код с карты. Ну он и начал ей диктовать. 2 часа так игрался))) тупил, не догонял, что код нужно вводить с клавиатуры, а тётка та просто записаный голос автоинформатора.

Ответить
4

А кто-то помнит как вводили GPRS интернет в тестовом режиме и он был временно бесплатным? Месяц на МТС качал загрузки себе и друзьям - денег говорю не снимают! В итоге -200$ долг оказался, по тем временам огромная для меня и моих родителей сумма. Симку выкинул, думал прокатит, в итоге родителей вызвали в офис МТС разбираться и потом мне влетело сильно.

Ответить
0

Отлично помню. Я так к Билайну подключился и был их абонентом потом 10 лет. А в связке Casio BE-300 и Siemens C55 у меня был мобильный интернет на ладони. Чума просто)

Ответить
0

Так не надо было ходить и всё. Послать их нахуй. По суду бы они ничего не добились.

Ответить
0

У меня история один в один. Я не ходил. Потом по почте пришло постановление суда, и заплатить всё таки пришло.

Ответить
0

я даже помню как в сети северо западного GSM (протомегафон) вводили тестовый период 2 месяца смс). потом 12 центов за штуку)

Ответить
4

Нативочка опсосов "раздвигайте булки, давно мы вам цену не повышали"?

Конкретно Мегафон месяц назад поднял стоимость звонка в 2 раза:
1) было 2.5р/мин с посекундной тарификацией
2) стало 2.9 с поминутной

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

1

В 1999 году у меня был тариф от МТС, включающий 40 минут в месяц. И я в них укладывался в основном. Входящий бесплатный порог был 20 секунд! Часто укладывался и в него. Звонить было особо некому, привычки болтать не было.

Ответить
3

Я и сейчас укладываюсь в 40 минут разговора в месяц.
Если честно, даже в 5 укладываюсь.

Ответить
0

Какая молчаливая девушка. :)

Ответить
0

Бывает вообще не расходую минуты, потому что всё общение в мессенджерах

Ответить
1

у меня тоже такой был. тариф локальный назывался

Ответить
2

У оператора БайкалВестКом в 2004-2012 был тариф по 50 коп. за минуту внутри сети, а поскольку оператор был монополистом в регионе, то связь была почти бесплатной.

Ответить
1

Самое удивительное, что со временем расходы на Интернет и мобильную связь только растут: раньше минуты и гигабайты считали, а теперь хочется на безлимите ни в чём себе не отказывать. Хотя относительная цена минуты и гигабайта снизилась неимоверно.

Ответить
1

Не растут. Сейчас за небольшую сумму можно взять тариф с минутами и гигами. Минут хватает на разговоры, внутри сети они бесплатные вообще, интернета хватает даже если нет домашнего. И все это за копейки, за 1% от средней зарплаты.

Ответить
0

Да ладно.
"Если нет домашнего" - это 100 гектар в месяц.
Это где такое раздают за копейки?
Или предлагается шагать даже во сне?

Ответить
0

Болтун - находка для сотового оператора.

Ответить
1

Nokia 6610, Nokia 1112, Nokia 6630, Nokia N70, Nokia 5310 XpressMusic, Nokia E51, Nokia E65, Nokia X6, Nokia N82, Nokia N900.

Ответить

Комментарий удален

1

Что-то все забыли про "О-лайт" ? )), Когда пополнялся баланс за счёт входящих ! Да и исходящие стояли просто копейки...

Ответить
0

О, ещё был классный FIX.

Ответить
0

Как у вас так получается, что растут расходы на связь? Я имею в виду голос.
У меня в пакете 300минут.
Списание 15 числа.
Сейчас помотрел - 270 осталось.
Ну, ок. к 15 останется 250.
Правда внутрисетевые не тарифицируются. Но у меня это ваще 3 минуты в месяц.
Или у вас работа связана со звонками?

Ответить
0

Так на смартфон ещё и интернет нужен. Он в основном и диктует выбор не самого худого безлимитного пакета.

Ответить
1

А, ну это да.
Тут уж кто во что горазд.
Хотя сидя на полном анлиме и от того, вообще не включая вифи, понимаю, что и 20-30га в большинстве месяцев бы хватало. Естественно при условии, что дома и на работе всё-таки есть стационарный интернет, а не пользуешься мобильным.

Ответить
0

$10 (600 рублей до кризиса, 2000 — после). //этого кризиса ещё не было. В 98-м: 60/200.

Ну и не раскрыта тема безлимитного интернета, который свернули, в том числе и ваша Йота.

Ответить
–1

Здравствуйте. Мы не отказалась от безлимита совсем. Он по-прежнему доступен на тарифах для планшетов (yota.ru/tablet) и модемов (yota.ru/voice), а на смартфонах был переработан (yota.ru/voice), благодаря чему появились безлимитные приложения, которые могут частично заменить основной интернет-трафик, позволяя сэкономить на тарифе. :)

Ответить
0

Ну вот и стоило осветить в статье по-хорошему: пару лет назад у всех операторов появились тарифы с безлимитным интернетом, а затем они были переработаны.

Ответить
0

Здравствуйте. Все же в данной статье акцент делается не на безлимитном интернете, а на том, как менялись цены на мобильную связь.:)

Ответить
2

В этом ракурсе тема безлимитного интернета (при котором стоимость одного гигабайта бесконечно стремится к нулю) не раскрыта.

Ответить
0

А как быть, кстати, с Телеграмом на новых тарифах? Безлимит в мессенджере теперь никак не получить?

Ответить
0

Здравствуйте. Так как Telegram входит в список запрещенных ресурсов на территории РФ, мы убрали его из списка безлимитных приложений и подключение такой опции в данный момент - невозможно.

Ответить
0

Что за список запрещённых ресурсов?

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

-

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Инфографику! Вместо тысячи слов ;-)

Ответить
0

А у меня в 2002 году минута стоила 8,40. СМАРТС-КозлоградGSM. Тариф "Люкс 20". Вроде каждый месяц давали 20 халявных минут, но точно не помню. А инета и вовсе не было.

Ответить
0

В Солнечногорске с уровня земля не ловила сеть ) приходилось залезать на крышу дачи и звонить ) было лампово

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления