{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

На чём зарабатывают киберспортсмены и владельцы клубов

Краткий обзор от Yota и Goose Gaming Agency

По итогам 2017 года Россия стала крупнейшим киберспортивным рынком Европы объемом в $38 млн. В России увеличивается аудитория киберспортивных соревнований: в 2017 году она достигла 3,7 млн зрителей. По прогнозу PayPal и SuperData, в 2018 году показатель вырастет до 4,1 млн человек, а в 2019 году — до 4,9 млн человек. В других странах Европы рост аудитории подобных мероприятий замедлится, считают аналитики.

Интерес к киберспорту — один из самых мощных трендов на рекламном рынке: солидные спортивные бренды, производители люксовых автомобилей и продуктов питания по всему миру становятся спонсорами команд и обеспечивают призовые фонды соревнований.

В России в киберспорт уже вошли бренды телеком-рынка, ИТ-компании, глобальные бренды фастфуда, энергетических напитков и многие другие. Тем не менее, не все до сих пор осознают масштаб этой части игровой индустрии.

В новой серии материалов Yota разбирается в экономике соревновательных видеоигр. Первый выпуск посвящён киберспортсменам и клубам.

Прибыльное дело

Существуют десятки одиночных и командных игр-дисциплин, наиболее известные из которых — Hearthstone, League of Legends, Dota 2, Quake, CS:GO и Overwatch. Играть можно на персональных компьютерах и консолях. Например, футбольная Российская Премьер-Лига проводит регулярные чемпионаты по FIFA. И хотя у многих российских футбольных клубов есть свои киберспортивные герои, их гонорары и призовые выигрыши несопоставимы с теми, что зарабатывают в ПК-дисциплинах.

Можно ли сделать киберспорт основным источником дохода и зарабатывать играми на безбедную жизнь? Теперь можно. И для этого есть несколько путей: стать профессиональным игроком, работать в сфере киберспорта (например, ведущим трансляций, комментатором матчей, менеджером состава) или инвестировать в собственный киберспортивный клуб.

До недавнего времени доходы киберспортсменов и киберспортивных организаций были для обывателей тайной. Но в последние пару лет организации начали раскрывать подробности контрактов игроков.

В период с 2011 по 2018 годы средний доход киберспортсмена в России вырос со $100 до $2000 в месяц

Надо понимать, что доход игроков формируется из нескольких источников:

  • Зарплата.
  • Процент от выигранных призовых.

  • Доходы от стримерской деятельности (донаты от зрителей).

Есть миф, что первый пункт напрямую зависит от второго. На самом деле это не совсем так. Профессиональные игроки, которые состоят в киберспортивных организациях, как и представители любой другой профессии, получают фиксированную ежемесячную заработную плату. Даже если они проиграют несколько турниров подряд, их оклад не уменьшится.

Призовые — это скорее премия, которая может быть гораздо выше ежемесячной зарплаты.

Призовые и доходы игрока от стримерской деятельности не зависят от его киберспортивной организации. А вот зарплата, как и в любом большом спорте, выплачивается клубом. Она формируется из доходов от партнёрских контрактов и денег инвесторов. В случае успеха киберспортсменов клуб начинает приносить доход и инвесторам.

Свечной киберзаводик

В киберспорте на постсоветском пространстве партнёрство подписывается с киберспортивной организацией или командой. За рубежом распространены личные спонсоры игроков, но у нас это пока не практикуется, так что к доходу игроков прибавлять «спонсорские контракты» нельзя. Деньги спонсоров идут на развитие организации и формируют зарплаты игроков. Это не значит, что условные 100 тысяч рублей просто делятся на пять киберспортсменов. Расходы организации состоят не только из зарплат игроков, но и из оплаты тренировочной базы — «буткемпа», — персонала команды (SMM-отдела, продакшена и других), оплаты перелётов, переездов и десятка других пунктов.

Если вы не хотите становиться звездой штурмовой винтовки и мастером файерболла, но готовы собрать свою команду, есть два очевидных решения:

  • Поискать неопытных, но перспективных энтузиастов и растить из них звёзд.
  • Сразу инвестировать в спонсорство уже состоявшихся игроков.

Ребята «из ниоткуда» играют ради удовольствия или ради своих амбиций. У них низкие запросы, и вам вполне хватит минимальных вложений, чтобы платить им символические зарплаты или просто предоставить тренировочную базу. Важно с самого начала понимать мотивацию каждого участника коллектива и внимательно отнестись к подбору людей. Игроки, которые что-то умеют, но не желают расти — плохой вариант.

Путь к успеху будет не быстрым. В зависимости от талантов спортсменов и денег, которые будут вложены в их развитие (турниры, тренировочная база, оборудование), может потребоваться несколько лет, чтобы на вас стали обращать внимание спонсоры.

Скорее всего, первых контрактов хватит только на покрытие расходов на команду, но участие в крупных турнирах и развитие сообщества болельщиков поможет делу встать на рельсы.

Второй путь — купить профессиональный состав, забрендировать его при необходимости и развивать дальше.

Обе модели выхода на профессиональную арену отлично иллюстрирует история Winstrike. Команда стала сенсацией на последнем The International, крупнейшем чемпионате мира по Dota 2.

В феврале 2018 года пять амбициозных аутсайдеров сформировали коллектив FlyToMoon, в составе которого было только два профессиональных кибератлета. Мощная мотивация и исключительные таланты позволили FlyToMoon меньше чем за полгода пробиться в число профессионалов. В чемпионате The International они участвовали в составе Winstrike, подписав с этим российским клубом контракт.

Ожидания против реальности

Зарплатные ожидания (и реальность) команд сильно различаются и зависят от ряда факторов. В первую очередь влияет киберспортивная дисциплина. Например, игроки в CS:GO получают бóльшую клубную зарплату, чем игроки в Dota 2, потому что суммарный призовой фонд турниров по CS:GO гораздо меньше, чем в Dota 2.

В чемпионате мира по Dota 2 — The International — призовой фонд превышает $24,8 млн.

В сезоне 2017-2018 года было проведено десять турниров по Dota 2 с миллионными призовыми фондами. В CS:GO таких событий-миллионников — всего два в год.

Успешно выступая в турнирах по Dota 2, киберспортсмен может заработать больше премиальных, чем игрок в CS:GO. Исторически сложилось так, что клуб может позволить себе игрока в Dota 2 с небольшой зарплатой, мотивируя его выступать лучше.

В Dota 2 игроки команды, которая участвует на мелких турнирах и изредка их выигрывает, получают от $500 до $1000. Команды, которые входят в топ-10 региона платят игрокам от $1000 до $2500. Организации, которые входят в топ-5 региона и довольно неплохо выступают на мировой арене, платят своим игрокам от $2500. Потолок может варьироваться.

Юрий Федин,

генеральный директор организации Double Dimension

В интервью РИА-новости генеральный менеджер Virtus.pro рассказал, что игроки организации получают десять тысяч долларов. Из этого можно сделать вывод, что у их коллег из Natus Vincere зарплаты не меньше.

В CS:GO ко всем вышеуказанным числам можно прибавлять $500-1000. Чем выше уровень команды, тем больше зарплаты. В LoL ситуация примерно похожа на Dota 2. С той лишь разницей, что часть зарплаты игрокам платят разработчики игры. Киберспортивная сцена PUBG и Fortnite только зарождается, поэтому деньги ещё не на уровне главных дисциплин — ведущие организации готовы платить своим игрокам $1500-3000. У игроков в одиночные дисциплины, например Hearthstone, зарплаты также сопоставимы с вышеуказанными.

Рыба ищет, где глубже

Киберспорт — довольное старое явление. Первая профессиональная лига по компьютерному спорту была основана в 1997 году, то есть больше 20 лет назад. Но активное развитие киберспорт получил после 2011 года, когда прошел первый The International с призовым фондом в миллион долларов.

Именно тогда инвесторы поняли, что стоит уделить внимание развивающейся индустрии, а каждый геймер ощутил возможность сделать игры делом своей жизни. До 2011 года зарплаты игроков, даже топовых, составляли от $100 до $500. В период с 2011 года по 2014 год начался активный рост их заработков. Минимальный порог зарплат вырос до $1000, а топовые игроки уже получали от $3000 до $5000.

В 2015 году Алишер Усманов инвестировал $100 млн в киберспорт, что еще больше подогрело рынок. Зарплаты выросли ещё немного и достигли текущих показателей, на которых и зафиксировались. В среднем, зарплата киберспортсмена растет на $300-500 в год. Те, кто в 2013 году был готов играть за $500 долларов, сейчас уже вряд ли согласятся играть в командах с зарплатой менее $2000.

Ситуацию на рынке сейчас можно описать как «подогревание и перегревание».

В СНГ не так много профессиональных команд высокого уровня, и за свою историю они успели сменить огромное количество игроков. Очевидно, что спортсмен, который в прошлой команде получал $10 тысяч, уже вряд ли согласится играть за $1000 или $2000. А потому коллективы, которые хотят получить мало-мальски известного игрока, вынуждены увеличивать расходы, чем повышают средний уровень зарплаты в регионе.

Всё это негативно сказывается, прежде всего, на командах-середнячках. Они застревают на одном уровне из-за того, что не могут себе позволить игроков уровнем выше. Результаты не приходят, партнёры с контрактами, естественно, тоже — в таком замкнутом круге сейчас живет большое количество СНГ-коллективов.

«У развивающихся клубов, которые формируют первую десятку России, есть достаточная база фанатов, они активно обсуждаются СМИ и коммьюнити — то есть хорошо подходят для решения задач рекламодателей. Тем не менее, крупные бренды чаще всего хотят взаимодействовать с лучшими из лучших. При этом киберспортивное сообщество хорошо относится к брендам, которые разделяют их интересы и поддерживают их любимые команды — вне зависимости от их уровня», — отмечает основатель агентства Goose Gaming Павел Гусев.

Киберспортивный инвестор может сделать из этого довольно простой вывод: немного усилий с его стороны, продуманный маркетинг — и клуб средней руки сможет составить конкуренцию топовым командам. При этом вложений он потребуют гораздо меньше, чем профессиональная организация международного уровня — игроки ещё не избалованы высокими зарплатами.

Киберспортсмены должны понимать, что шансы пробиться в топ, стартовав с клубом средней руки, вполне осязаемы. Но для быстрого развития придётся идти в одиночную дисциплину или постоянно менять коллективы, повышая собственный уровень.

В следующем материале мы поговорим об аудитории, которая следит за киберспортом, смотрит трансляции, болеет за клубы и посещает турниры. Этих людей окружает едва ли не больше мифов, чем самих киберспортсменов.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Кузнецов

Audi являются спонсорами организации Astralis. Договаривались в 2017 на год партнёрства, остались довольны итогами и в 2018 продлили.
Но это за бугром, там более возрастная аудитория у CS, насколько я понимаю.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

мда, тоже не нашел главного... о чем статься не ясно, тем более такая длинная

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Антипин

По автомобилям кстати все понятно. Тот же мерседес, инвестирует в турниры так как те кто сегодня ходят в школу, университет смотря соревнования, где дарят красивые машины на подсознательном уровне будет иметь большую лояльность к этому бренду чем в условному БМВ.

Ответить
Развернуть ветку
Feduard Klimkin

На чём зарабатывают киберспортсмены? На 322!

Ответить
Развернуть ветку
Борис Литвяков

вся суть коротко:
реклама, ставки, продажа скинов - это доходы организаций
зп, призовые, реклама - доходы игроков

10 лет назад таких бизнес-моделей как сейчас в контре и доте не было, а потом вальв решили попробовать и у них получилось

Ответить
Развернуть ветку
Инна Логинова

Обе модели выхода на профессиональную арену отлично иллюстрирует история Winstrike. Команда стала сенсацией на последнем The International, крупнейшем чемпионате мира по Dota 2.

На интернейшенеле они соснули, а сенсацией стали на Эпицентре
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Шепетун

Если есть кто дайте совет))).Мы проводим онлайн турниры по pubg mobile лобби битком пока одни убытки вот группа ВК - https://vk.com/shepso

Ответить
Развернуть ветку
Валера Докин

Интересно, жаль как и в любом деле не все так просто. Тож хорошая статья по теме https://biznes-prost.ru/kak-zarabotat-na-kibersporte.html Но если задаться целью, то все становиться возможным.

Ответить
Развернуть ветку
Крымский Чайничек

Киберспорт сейчас - UFC в конце 90-х годов ХХ века. Их ждет прекрасное развитие

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда