Откуда телефонные спамеры знают ваш номер телефона
Какие хитрости используют мошенники и как перестать получать надоедливые звонки.
Каждый человек знаком с телефонным спамом: нежелательные звонки на мобильный уже стали привычной, но, все ещё раздражающей частью нашей жизни. По какому принципу назойливые спамеры выбирают клиентов для своих обзвонов? Откуда берут номера телефонов и личную информацию вроде имени-отчества?
Эксперимент
Аналитики Mobile Research Group попытались разобраться, можно ли пострадать от голосового спама случайно. Они решили фиксировать все нежелательные звонки на свои мобильные номера. Кроме того, аналитики приобрели пять свежих SIM-карт разных операторов.
Чтобы оценить распространенность голосового спама, участники эксперимента потратили почти два месяца. В течение первых полутора месяцев нежелательных звонков не поступало, но затем на один из старых номеров начали поступать звонки от агентов по продаже автомобильных страховок из разных компаний. Спамеры обращались к человеку по имени и даже знали, в какой компании застрахован его автомобиль.
Аналитики согласились рассмотреть вопрос оформления страховки, если спамеры раскроют информацию, где они взяли номер телефона и откуда знают текущую страховую компанию. Выяснилось, что страховые агенты дают друг другу номера потенциальных покупателей, так как это повышает продажи. Формально страховщики не ведут базы данных чужих клиентов, на практике же менеджеры разных компаний обмениваются такой информацией, и личные данные клиентов переходят из рук в руки.
После этого диалога, многочисленные звонки от страховых агентов прекратились, никаких нежелательных звонков не поступало.
Как реагируют на спам мобильные операторы
В контрактах на связь для частных лиц есть пункт, в котором говорится о том, что номер не может использоваться в коммерческих целях. Впрочем, обзвон может быть вполне легальным, если люди предоставили свои данные какой-нибудь организации или её партнерам, например, поставив галочку в договоре о получении скидочной карты.
Бороться же с массовыми нелегальными прозвонами мобильным компаниям позволяет анализ данных, который работает автоматически: в базе оператора подсвечиваются номера, подпадающие под ряд условий.
Например, звонки идут с перебором номерной ёмкости — обычно для этого используются программы, которые прозванивают номера начиная с 8-ХХХ-000‑00‑01. Как только система видит такой набор, становится ясно, что это спамеры. Тогда оператор может заблокировать номер, с которого идет прозвон. Поэтому массовый голосовой спам эффективно пресекается.
Сейчас операторы весьма оперативно реагируют на номера, на которые поступили жалобы. Так что если вам позвонили с рекламой, то об этом можно сообщить в клиентскую службу своего оператора — компания должна принять меры, особенно если таких заявок будет несколько. Неважно, с какого номера идёт спам: именно ваш оператор может и должен блокировать подозрительные номера, поскольку звонки идут на его сеть.
Звонки с городских номеров и «обрыв связи», чтобы человек перезвонил, тоже является мошеннической уловкой. Когда человек перезванивает на неизвестный номер, с его счёта снимаются деньги. Сейчас это происходит сравнительно редко, так как операторы оперативно блокируют и такие номера.
Хитрости спамеров
Бывают случаи, когда при входящем звонке на экране высвечивается имя звонящего, но вы точно знаете, что в вашей записной книжке такого контакта нет и никогда не было. Как это возможно?
Во многих мобильных сетях существует возможность передачи не номера, а имени звонящего, чем часто пользуются мошенники. Звонящий может вписать практически любое имя — обычно на латинице. Такая подмена номера предоставляется юридическим лицам для SMS-рассылок и иногда для звонков.
Профессиональным спамерам, которые используют такие сервисы, невыгодно обзванивать все номера подряд, поскольку за каждый звонок взимается плата. Поэтому им нужна база тех, кто может быть заинтересован в услуге. Например, если у вас на экране появилась надпись Bank, то, скорее всего, вы где-то оставили свой номер телефона, а он попал в спамерскую базу данных, профильную для такого рода услуг.
Самый простой путь к тому, чтобы попасть в базу спамеров: разместить свой телефон на каком-нибудь форуме или доске объявлений. Категория объявления тоже может сыграть определенную роль: например, продажа или покупка машины делает вас потенциальным клиентом для широкого спектра автомобильных услуг.
Сегодня борьба с голосовым спамом не представляет сложности. Можно заблокировать не только номер, но и имя звонящего: например, человека под определённым ником. Один из вариантов — использовать встроенные «чёрные» списки на iOS и Android или множество дополнительных приложений для блокировки нежелательных контактов.
К сожалению, очень часто бывает так, что клиент сам дал разрешение тому или иному магазину и его бизнес-партнёрам звонить с различными маркетинговыми предложениями, а потом забыл об этом.
Так что, во избежание голосового спама, нужно быть особенно внимательными. Старайтесь не оставлять свой номер телефона в каких-нибудь анкетах для получения карты постоянного покупателя и в открытом доступе в интернете: например, на площадках по купле-продаже вещей.
В подзаголовке сказано "как перестать получать надоедливые звонки." А совет - не оставлять номер в анкетах. Как не оставлять, если активация участия в программах происходит по номеру телефона? Странная концовка.
1) Используйте виртуальный номер
2) Используйте анти-спам программы (Есть у Касперского, Яндекса, отличная - "Не бери трубку")
Комментарий недоступен
Одного размещения номера на Авито достаточно, чтобы все спамеры в округе распарсили его к себе в базу уже сегодня.
Потом эти объявления копируются в какие-то базы, из которых уже никак не удалить ничего, типа:
https://poisknomera.online/
https://mirror.bullshit.agency/
и любой спамер может просто спарсить номера из этих баз.
Я не знаю, что обязаны делать операторы, но есть закономерность на МегаФоне:
- поступает "молчаливый звонок"
- после него - SMS, якобы от имени Мегафона (сделано под МегаФон): "подпишитесь под сервис антиспам". И сам МегаФон, почему-то, не реагирует на это никак.
Зачем мегафону блокировать спам, если можно пометить это как спам, и предложить клиенту услугу, чтобы оператор блокировал за деньги.
не удивлюсь, если сам мегафон этот спам и генерирует
Когда-то в аське была такая функция - чтобы начать писать сообщение надо добавить номер в контакты. А чтобы тебя допустим добавить могли там можно было ставить какой-нить контрольный вопрос. Это снижало объем спама очень сильно.
Надо то же самое на телефоне. Чтобы звонок прошел надо чтобы либо вы были в контактах у того кому звоните либо ответить на контрольный вопрос.
Звонишь такой врачу, номер которого дала знакомая, а тебе вопрос - как звали мою собаку, которая у меня была 5 лет назад? Спасибо, епты!
а зачем врачу с тобой разговаривать? если же он деньги на этом зарабатывает, то не станет ставить личные вопросы
Как зачем? Запись на консультацию, частных мало что ли?
Комментарий недоступен
Такое себе предложение. Хотя учитывая,что по телефону звонят уже меньше человек чем раньше,то через пару лет можно бы было что-то подобное сделать
По себе не судят
Комментарий недоступен
Не работает. Они каждый раз с разного номера звонят.
У меня в блокировке где-то более 100номеров и очень редко когда с одного и того же звонят дважды.
Так хорошо ведь, что дважды не звонят, номера же в чёрном списке :)
чего?
О том что заблокированный контакт вам звонил уведомление все равно есть. В том то и проблема что они крайне редко с использованных номеров звонят снова.
Давно бы уже предложили продукт с двумя номерами из коробки с инструкцией по применению. Один номер для объяв, другой - для контактов. Различия в какой-нибудь одной цифре. Возможность рубить на номер для спама все звонки. Сейчас не очень удобно, но тоже реализуемо.
Сергей, мне кажется, второй виртуальный номер есть у всех операторов. Во всяком случае я МегаФоновским пользуюсь. Правда 1 руб./день, но это не разоряет.
А смысл, не видно же на какой номер звонок идет. Все равно поднимать.
Всегда можно сменить виртуальный номер быстро
да, данные собирают и распродают у нас налево и направо: все эти скидочные карты, карты лояльности, свободный проход за регистрацию и пр. все потом продается и превращается в бесполезный дозвон.
Пример: некое мероприятие в Экспофорум(Питер), вход свободный, но надо получить бейдж, за регу. Через пару дней питерский салон красоты начинает впаривать свои услуги, а потом ежедневный тупом дозвон от некого Мед.центра из Санкт-Петербурга.
Теперь есть второй номер без абонентки для вот таких вот деятелей, пусть звонят на выключенный Нокиа.
Кстати ни разу ни по одной моей жалобе на автодозвоны, ботов и пр ни МТС, ни Билайн, ни Мегафон не почесались никак. Пруфы плиз на то что они должны что-то блокировать.
Комментарий недоступен
Отлично, когда операторы пишут такие статьи!
Кто-то в теме, а многие и представить не могут как себя защитить
Спасибо
Оформил виртуальную банковскую карту Яндекса - в течении недели получил с десяток звонков и смс от различных банков и микрокредитных организаций. Вывод: Яндекс сливает данные.
Карта Яндекс.Денег? Они вроде продали Яндекс.Деньги Сберу несколько лет назад. А Сбер сливает и не скрывает уже:)
Мне недавно iOs предложил мьютить звонки от незнакомых номеров. Я согласился, очень удобно.
Или Яндекс позволяет определитель номера поставить, в большинстве случаев хорошо определяет, подписывает "реклама банковских услуг", но все равно надо на телефон смотреть, трубку класть, удобнее все это мьютить.
Неудобно, пропускаешь звонки от курьеров например, подтверждение записей от клиник, интернет магазинов. Пришлось отключить. Удобнее пользоваться аон от яндекса и касперского
А еще с посылок наклейки с номерами телефонов, адресами и ФИО отрывайте и уничтожайте в целях безопасности.
Определялки Яндекса и Касперского решают.
Мтс блокировка спам звонков блокирует всех спамеров и не отвлекает меня от важнейших туалетных дел 🤓
Пока что удачнее всех с этой задачей справился МТС, поставила блокиратор звонков и наступила тишина и спокойствие, только отчет от оператора приходит о том, какие номера звонили за день.Не знаю, как они это делают, но работает)
Я пользуюсь определителем номера от яндекса и очень удобно. Когда поступает звонок сразу пишется «Продажа услуг. Нежелательный звонок».
Стал недавно абонентом йота. Ещё номер не раздал друзьям, а на него уже стали звонить с непонятными предложениями.
Привет! Давайте вместе разберемся с такими звонками - напишите про них нам в ВК (vk.me/yota) и укажите ваш номер. Ждем информацию!
Что-то Yota упрямится и не хочет добавлять номера в спам базу. Тем временем они (спамеры) звонят каждый день в течении 3 секунд. Что в службе поддержки приложения Yota, что в ВКонтакте пишут "что мы не можем, у нас нет возможностей". Отличный оператор.