Проводница РЖД высадила кота с билетом на мороз. Что стоит знать владельцам, чтобы уберечь питомца

11 января в Кирове проводница высадила из поезда кота. У кота был билет, но сотрудница РЖД провела “опрос пассажиров”, по “решению” которого кот оказался на улице. Позже кота нашли мертвым. Что в этой истории не так?

Давайте посмотрим хронологию событий

Владелец кота Твикса Эдгар Гайфуллин переехал из Башкирии в Ленинградскую область. Кота из-за проблем со здоровьем решили перевезти позже со знакомым владельца Евгением.

10 января Евгений с Твиксом выехали поездом № 71/72 Екатеринбург – Санкт-Петербург. На кота был приобретен билет.

11 января, пока Евгений спал, кот выбрался из переноски во время стоянки поездка в Кирове – и проводница выпустила его на улицу.

Через 10 часов пассажир обратился с заявлением о пропаже кота. Со слов Эдгара в интервью Известиям, проводница ответила, что кот вышел в Кирове. Евгений связался с РЖД в Кирове, но в помощи ему было отказано.

12 января владелец узнал о пропаже кота и начал поиски с помощью волонтеров.Через несколько дней Твикса нашли, но уже мертвым.

Хвостатый Чемодан – сообщество путешествующих владельцев животных. Вот уже 2 года мы разбираемся в правилах и практике, чтобы помогать перемещаться безопасно.

Цель статьи – не поиск виновных. Но разобраться в ситуации важно, чтобы избежать аналогичных ситуаций в будущем.

Версия ФПК (ФПК – "дочка" РЖД)

ФПК вину не признали, отметив в телеграм-сообщении, что:

...ответственность за животных несет их владелец

АО "ФПК"
Проводница РЖД высадила кота с билетом на мороз. Что стоит знать владельцам, чтобы уберечь питомца

Согласно версии перевозчика:

  • Проводница заметила кота на стоянке в Кирове
  • Опросила пассажиров (!)
  • Приняла решение выпустить кота, потому что владельца не нашли.

В том же телеграм-сообщении владельцам животных пообещали, что “будет разработан регламент действий” и найденные животные будут передаваться сотрудникам вокзалов.

А на следующий день на канале вышел пост с внушительными цифрами перевозок животных за 2023 год. Можно только догадываться, какой смысл PR-специалисты вкладывали в эту последовательность сообщений.

Что осталось за кадром в версии РЖД?

– каким регламентом руководствовалась проводница?
– почему сотрудница “опрашивала пассажиров”? (Если есть регламент действий, зачем проводить народное вече?)
– почему проводница не эскалировала вопрос?
– почему проводница не обратилась к Евгению, сопровождавшему Твикса?

1. Есть ли регламент?

В открытом доступе удалось найти Стандарт обслуживания пассажиров АО “ФПК” от 22 мая 2015 г. № 613р. – в редакции от 2017г.

Про перевозку питомцев в документе ничего не сказано.

Стандарт принят до Закона о защите прав животных и ссылается на Закон о грузоперевозках, утративший силу, поэтому хотелось бы увидеть актуальные правила.

Если среди читателей есть люди близкие к ФПК, поделитесь, пожалуйста, в комментариях новыми регламентами и правилами.

Если по Стандарту 2017г. работают и сегодня, безусловно, эти правила требуют доработки в части услуг для пассажиров с животными.

2. Какая ответственность у проводника?

Перевозчик не несет ответственность за жизнь домашних животных, <...> перевозимых в качестве багажа <...> за исключением случаев, когда это произошло в целях причинения боли животным <...>, а равно из хулиганских побуждений.

(а это уже основание для уголовного преследования)

Во всех остальных случаях животные – ответственность владельцев.

3. Если исключить намеренное причинение вреда, проводница поступила правильно?

Если в Стандарте нет прямых инструкций, то никакой вины проводника, казалось бы, нет. Но! Во всех непонятных ситуациях проводник должен связаться с начальником поезда. Так говорит Стандарт.

Например, если пассажир потерял или испачкал постельное белье, забрал столовые приборы, проводник обязан доложить начальнику поезда.

Пункт 3.12. правил

Насколько мы знаем, в ситуации с Твиксом, проводница не обращалась к руководству.

4. Какие были варианты решения?

Посмотреть в системе места пассажиров с животными – и обойти всех. По словам очевидцев в вагоне было 3 пассажира с животными.

Как обезопасить питомца в дороге?

Обеспечьте видимость животного (это яркие светоотражающие элементы на шлейке и ошейнике) и узнаваемость (адресник с телефоном, куар-кодом). Если животное потеряется, шансы найти будут кратно выше. Во-первых, его будет легче заметить в темноте, подвальных помещениях. Во-вторых, кот с адресником привлекает внимание – его не спутать с уличным животным. Больше людей свяжутся с волонтерами, сделают фото, укажут место.

Амуниция

Начните подбирать амуницию заранее – за 2-3 недели до поездки.

  • Шлейка – ухватить кота за шлейку проще, чем ловить испуганное животное руками;

  • Жилетик яркого цвета со светоотражающими элементами (на случай, если животное все же убежит);

  • Ошейник с адресником и контактами владельца. Ошейники бывают флуорисцентные, чтобы светиться в темноте.

Проверьте фурнитуру и колечки, чтобы они не открывались от легкого рывка и адресник не потерялся.

Шлейку также нужно выбрать правильно и потестировать до поездки. Подбирайте шлейку по размеру: она не должна давить, но и при этом должна хорошо держаться на теле животного.

Идентификаторы

По номеру микрочипа, указанному в ветпаспорте животного, можно зарегистрировать животное в базе Animal ID, Animal Face и других. В электронной карточке указать ваши контакты.

Можно купить адресник с куаркодом, к которому будет привязана ваша карточка в базе. По куар-коду нашедший животного может увидеть ваши контакты и связаться.

Подготовка переноски

Животные легко выбираются из переносок

Мы рекомендуем делать завязки на замочках и дополнительно закреплять молнию.
Проверяйте фурнитуру, на которой держится плечевой ремень. Часто это тонкие металлические кольца, которые легко раскрываются, когда питомец начинает ерзать внутри в переноске.

Приучение к переноске

Приучайте к переноске заранее. Оставьте открытой в месте, где бывает животное. Положите внутрь лакомства

Одна из участниц чата Pettrip включала ежедневно звук самолета и шумной толпы, начиная с тихого звука и постепенно усиливая.

Что еще предусмотреть?

В историях сообщества Хвостатого Чемодана были ситуации, когда для путешествия с животными владельцы "выкупали" купе, но проводник открывал дверь, не дожидаясь ответа.

Мы выкупили купе, чтобы спокойно ехать с нашей собачкой, но проводник входил без разрешения

А еще при провозе кота был такой случай:

Меня заранее не предупредили, что на границе в купе будет заходить собака...“

У РЖД есть другая услуга – перевозка без сопровождения (без владельца). С 2021 года ее масштабировали на все направления.

Мы смотрели инструкции – они четко составлены, описывают и подготовку и нахождение в пути. Например, клетки в пути закрыты и опломбированы. Есть рекомендации по переноскам, выбору поилок.

Аналогичные емкие правила и рекомендации должны быть разработаны для владельцев и сотрудников ФПК к услуге по перевозке с сопровождением.

Если вы работаете в ФПК и имеете отношение к перевозке животных, приглашайте нас участвовать в разработке информационных материалов. У нас большой профильный опыт – и мы хотим сделать процесс перевозки безопасным.

Уже 2 года команда Хвостатого Чемодана помогает владельцам перемещаться с животными, мы собрали сотни кейсов и путешествуем со своими животными сами.

55
2 комментария

ситуация на самом деле абсолютно страшная. бедный пушистик, жестокие непрофессиональные люди

1
Ответить

>> Например, если пассажир потерял или испачкал постельное белье, забрал столовые приборы, проводник обязан доложить начальнику поезда.

Ответить