Электроитоги 2019 года

Мы регулярно видим статьи, заметки, видеоролики и репортажи о том, что электромобили наступают, заполонили все вокруг, акции Tesla выросли во много раз, выхлоп электромобилей генерирует бабочек и все мы скоро будем жить в новом дивном мире.

С другой стороны, пессимисты ворчат о крупнейшем в мире заговоре и о мечтателе и иллюзионисте Илоне. Давайте вместе попробуем оценить скорость прогресса в этой области за последнее время, выделив ключевые события прошедшего года.

Tesla как пример

Начнем с компании Tesla — она для многих воплощение, а для некоторых — икона современной электромобилизации.

​Tesla Gigafactory 3 на экваторе стройки (июнь 2019) Источник: Google Maps
​Tesla Gigafactory 3 на экваторе стройки (июнь 2019) Источник: Google Maps

Запущена Gigafactory 3 в пригороде Шанхая. И это было не показушное открытие — завод уже выпускает более 3000 автомобилей в неделю. Напомню, гигантская по своим размерам производственная площадка была построена и введена в эксплуатацию менее чем за год — прошлой осенью там еще собирали урожай китайские фермеры.

Степень локализации пока невелика, но в ближайших планах довести ее до 80%, а в перспективе — все компоненты должны выпускаться на территории Китая.

Локация Tesla Gigafactory 4, Gigafactory Europe​ Google Maps
Локация Tesla Gigafactory 4, Gigafactory Europe​ Google Maps

Заметный прогресс с Gigafactory 4 в Европе. Слышал многих пессимистов о том, что эта затея завязнет в европейской бюрократии, однако сейчас выбрана площадка, получены почти все необходимые разрешения, и площадку начали готовить к стройке. По прогнозам производство стартует в середине 2021.

​Tesla Deliveries by quarters CleanTechnica
​Tesla Deliveries by quarters CleanTechnica

Побит рекорд выпуска автомобилей — 112 тысяч в Q4’19, более 370 тысяч за год. Много это или мало? Это сравнимо с объемом выпуска Lada, Land Rover, Mini. Больше Infinity & Porsche, но немного меньше Lexus & Volvo.

Изменение курса акций Tesla за последние 6 месяцев Источник: Google Finance
Изменение курса акций Tesla за последние 6 месяцев Источник: Google Finance

Капитализация Tesla превысила $90 млрд, и по этому показателю компания сейчас находится на третьем месте в мире среди автопроизводителей, обогнав все остальные автокомпании из США. Впереди — только Toyota и Volkswagen. Стоимость акций на рубеже лет вплотную приблизилась к $500, за год увеличившись в полтора раза, а с минимальной цены в 2019 году — в два с половиной.

​Tesla CyberTruck Tesla​
​Tesla CyberTruck Tesla​

Представлен Cybertruck, и несмотря на революционный дизайн, автомобиль смог собрать более 150 тысяч предзаказов уже за первые три дня после анонса. Кстати, Tesla не будет первым производителем, выпускающим электропикапы, но об этом дальше.

​Tesla Model Y Tesla​
​Tesla Model Y Tesla​

Официально представлена и активно готовится к производству и проходит дорожные испытания Model Y.

В феврале будет опубликован финансовый отчет за 2019 год, и предполагаю, что последний квартал окажется прибыльным (как и предпоследний). И скорее всего, впервые в истории будет прибыль по итогам года. Напомню, что до этого в истории Tesla было три прибыльных квартала и ни одного прибыльного года.

Tesla Model S​ Tesla​
Tesla Model S​ Tesla​

Model 3 — признана автомобилем года, Model S — гаджетом десятилетия (наравне с Iphone 4, в котором впервые появилась камера для селфи и окончательно на первое место вышла платформа для приложений).

Общеиндустриальные вехи

В автопроме прошли тектонические сдвиги, о которых можно судить, если посещать индустриальные мероприятия. В частности — никто больше не разрабатывает и почти никто не улучшает ДВС. Весь фокус на электромобилях и их технологиях — двигатели, контроллеры, инверторы, батареи, зарядные станции.

Автомобильные компании наперегонки представляют электромобили, инжиниринговые компании — узлы и агрегаты для них, отстающие показывают гибриды, самые перспективные — технологии на водороде (здесь нужно уточнить, что водородные модули обычно предполагаются как замена батареи, то есть водородный автомобиль останется электромобилем).

​Rimac C_two Rimac
​Rimac C_two Rimac

Представлены электрические гиперкары — Rimac C_two, Lotus Evija, Pininfarina Battista. До недавнего времени разгон до 100 км/ч в пределах 2 секунд был уделом избранных мотоциклов и реактивных самолетов, а теперь сразу несколько электромобилей покушаются на этот рубеж.

​Porsche Taycan Источник: motor1.com
​Porsche Taycan Источник: motor1.com

Икона автомобилестроения и автоспорта — компания Porsche — представила свой первый электромобиль, и спустя девять лет после выхода на рынок у Tesla Model S появился реальный конкурент по динамическим характеристикам. Секрет в наличии двухступенчатой коробки передач (редуктора) для электромотора на задней оси, что при сравнимой мощности дает больше тяги на старте с места.

​Volkswagen ID.R
​Volkswagen ID.R

Электромобили (в частности Volkswagen ID.R) бьют рекорды скорости на некоторых спортивных трассах (например, Pikes Peak, Goodwood), на остальных (например, на Нюрбургринге) пока еще доминируют гибриды, но их время сочтено. Последний рубеж ДВС — ралли-рейды, но как только плотность энергии в батареях вырастет еще в два-три раза, падет и этот бастион.

​Volkswagen ID.3 Источник Volkswagen
​Volkswagen ID.3 Источник Volkswagen

Концерн VW разработал с нуля платформу для электромобилей и поставил на нее все. Они открыто говорят, что ID.3 — это третий автомобиль по значимости в истории компании. После «Жука» и «Гольфа», конечно же.

​Bollinger B2 Bollinger Press Release
​Bollinger B2 Bollinger Press Release

Представлена целая плеяда утилитарных электромобилей — Rivian, CyberTruck, Bollinger.

​Доля электромобилей в структуре продаж за 2018 год, с тех пор доля электромобилей выросла StatistaCharts
​Доля электромобилей в структуре продаж за 2018 год, с тех пор доля электромобилей выросла StatistaCharts

Продажи электромобилей в Норвегии превысили 50% местного рынка. Помехой не стали ни холодные зимы, ни большие расстояния.

Продолжилось снижение цен на аккумуляторы (тяговые батареи), и сейчас удельная цена (стоимость 1 квт/ч) приближается к $100, для примера во время старта производства Model S она равнялась примерно $1000.

Правительства многих стран приняли программы, согласно которым в период с 2025 по 2040 год должны быть ограничены, а в некоторых случаях даже запрещены продажа и эксплуатация автомобилей с ДВС.

​Ionity chargers in Europe Ionity​
​Ionity chargers in Europe Ionity​

В Европе активно идет строительство (на конец 2019 года готово 200 комплексов) перспективных электрозаправок мощностью 350 кВт и с напряжением до 800В — из анонсированных электромобилей пока только Porsche Taycan будет способен переварить такую мощность, зато подзарядка будет занимать 5-10 мин, что уже сравнимо с заправкой автомобиля на АЗС.

​Portable EV charger from Aliexpress
​Portable EV charger from Aliexpress

Домашние зарядки для электромобилей стали таким же обыденным товаром, как чехол для телефона — их теперь можно приобрести на Aliexpress и вместо цвета товара выбрать тип разъема вашего электромобиля (Type1, Type2, Chademo). Мощность — до 22 кВт при подключении к трехфазовой сети.

Общемировые продажи электромобилей по прогнозам должны превысить 2 млн штук, что составит около 2–2,5% мирового рынка новых автомобилей.

Новости из Поднебесной — (к сюрпризу многих) основного локомотива в наше электрическое будущее

Китайские автокомпании представили целую плеяду электромобилей нового поколения. Это больше не гадкие утята, это лебеди :) Необходимо упомянуть как машины от классических автопроизводителей: Geely Geometry A, BYD Tang EV, GAC Aion S, BAIC EX & EU series,

BYD Tang EV 600​ BYD
BYD Tang EV 600​ BYD
​GAC Aion S  GAC​
​GAC Aion S  GAC​
​Geely Geometry A  Geely​
​Geely Geometry A  Geely​

так и модели от многочисленных стартапов — XPeng G3, XPeng P7, NIO ES6, NIC EC6, Weltmeister.

​Интерьер XPeng G3 XPeng
​Интерьер XPeng G3 XPeng
​Прототип NIO ET7 NIO
​Прототип NIO ET7 NIO

Мне удалось поездить на многих из них, и я остался в восторге. За $12–15 тысяч китайцы предлагают электромобили, на которых уже не стыдно ездить, за $30–40 тысяч — с приятным дизайном (для этого им пришлось либо открыть студии разработки в Европе, либо переманить именитых дизайнеров из европейских брендов), отделкой на уровне немецкого премиума и пробегом от одной зарядки почти как у Tesla (до 600 км по циклу NEDC, до 500 по WLTP). Китайский номенклатурный бренд Hongqi (аналог Rolls Royce, Bentley, Чайка/Aurus) тоже делает ставку на электромобили.

Hongqi EV SUV​ @ Frankfurt motor show Google Images​
Hongqi EV SUV​ @ Frankfurt motor show Google Images​

Китай окончательно утвердился как, возможно, самое удобное место для разработки и производства электромобилей: новые Smart (принадлежит Daimler наряду с Mercedes & Maybach) будут разрабатываться и производиться в Китае, Polestar (суббренд Volvo) разработан в Китае с использованием технологий Geely, производиться тоже будет в Китае.

BMW после спорной i3 и достаточно неудачных конверсионных моделей анонсировала iX3 и… производиться он будет в Китае.

Polestar 2​ Polestar
Polestar 2​ Polestar

Илон Маск предположил, что следующую модель Tesla для глобального рынка необходимо разработать и начать производить именно в Китае.

В нескольких крупнейших Китайских городах завешен переход таксопарка на электромобили (в южных провинциях это, как правило, BYD e6). Весь китайский каршеринг, с которым я сталкивался, — электрический.

​BYD E6 Google Images
​BYD E6 Google Images

Уже объявлено, что в ближайшие годы для DiDi (китайский аналог Uber) можно будет использовать только электромобили, и под эти требования рынка некоторые производители уже представили модели — большие, надежные, но при этом простые и дешевые, да еще и с гарантией, которая может достигать 8 лет и 800 тысяч пробега. Опечаток нет — у меня лежит буклет из автосалона с такими числами.

Changan EV-460​ Google Images
Changan EV-460​ Google Images

Ближе к середине года китайское правительство отменило большую часть льгот и субсидий для электротранспорта, что говорит о зрелости рынка и возможности конкурировать на равных с автомобилями на ДВС. Хотя, пожалуй, торговая война сыграла и здесь свою роль.

И, наконец, пока весь мир увлекался красочными анонсами футуристичных пикапов и маркетинговыми войнами, китайцы первыми начали серийно их выпускать. Отличилась компания Dongfeng-Nissan.

​Dongfeng Rich 6 EV Dongfeng
​Dongfeng Rich 6 EV Dongfeng

И напоследок: другие направления электротранспорта

BYD Electric bus for Chili ​BYD
BYD Electric bus for Chili ​BYD

Китайцы утвердились как лидеры по производству электробусов. Заказываете ли вы их из Бельгии или Бразилии — если вы делаете это по правилам свободного рынка — скорее всего это будут электробусы BYD.

​BYD 8TT Heavy Truck Источник: BYD
​BYD 8TT Heavy Truck Источник: BYD

Экспансия китайского электротранспорта после электробусов пришла в грузовики — BYD отгрузила более 100 тягачей в США, в то время как другие компании ограничиваются анонсами. Кстати, из личного опыта могу подтвердить — встретить в Китае малотоннажные электрические грузовики — не такая уж редкость в городах. Отличить легко — у них номерные знаки другого цвета.

Alice by Eviation, electric jet​ Eviation
Alice by Eviation, electric jet​ Eviation

Новости про электросамолеты перестали восприниматься как что-то абсурдное, и уже идет речь о коммерциализации разработок.

Electric scooter sharing by BIRD
Electric scooter sharing by BIRD

Стоимость электросамокатов упала до отметки $100–150, а компании по электросамокат-шерингу захватывают города по всему миру и лидируют по скорости роста и привлечению инвестиций.

LiveWire by ​Harley Davidson  Harley Davidson
LiveWire by ​Harley Davidson  Harley Davidson

Почти все бренды из мира мототехники начали производить или по крайней мере анонсировали электромотоциклы — Harley Davidson, Honda, KTM, BMW и так далее.

Electric ATV​ Google Images
Electric ATV​ Google Images

Появились электрические снегоходы и квадроциклы, сперва детские, а потом и серьезные модели подтянулись.

​Московские электробусы и станция подзарядки на ВДНХ Google Images
​Московские электробусы и станция подзарядки на ВДНХ Google Images

В Москве и еще нескольких российских городах-миллионниках начали эксплуатацию электробусов, где-то самостоятельно, где-то с прицелом заменить троллейбусный парк. Делают акцент на развитии технологий и получение компетенций местными производителями, поэтому заказы выполняют «Камаз», «Нефаз» и «Троллза».

Nissan Leaf @ Yandex.Drive​
Nissan Leaf @ Yandex.Drive​

В Москве же появился электрокаршеринг — для многих это единственная возможность прикоснуться к тематике электромобилей в демо-режиме и за вменяемые деньги.

Подытоживая, можно сделать вывод, что год получился очень насыщенным — как по степени инноваций, так и по разнообразию событий в индустрии электротранспорта.

С удовольствием отвечу на вопросы в комментариях.

4848
196 комментариев

Незамерзающих батареек так же минет? Или я что то пропустил?

4
Ответить

так же минет? Или я что то пропустил?

я тоже думаю, что за такие деньги, электрокары по-любому должны это уметь

16
Ответить

Да, минет гораздо лучше незамерзающих батареек

6
Ответить

машины от классических автопроизводителей: Geely, BYD, GAC, BAIC

Классика уже не та...

9
Ответить

Имелось в виду conventional, в противовес стартапам

4
Ответить

Эти новости как с другой планеты. Настолько это все далеко от нас

6
Ответить

Почему? Каршеринг в Москве доступен любому, электробусы тоже, самокаты за 9 тыс рублей - почти любому, Ниссан Лиф пусть и праворульный (не готов категорически отстаивать, но почему бы и нет?) за 500 тыс любому автомобилисту.  Но если мы говорим про Теслу или топовых китайцев, - да, к сожалению пока это немногим доступно в России и СНГ. Я уверен, это временно. Батареи продолжают стремительно дешеветь, а это было главным ограничивающим фактором для снижения цены на новые автомобили. Если бы еще пошлину убрали, и бу китайцев разрешили таможить... эх... 

8
Ответить