Как контроль ходимости шин может сэкономить компании миллионы рублей

В прошлый раз мы рассказывали, как довольно быстро можно победить приписки рейсов водителями. Сегодня хотим поговорить про шины для карьерных самосвалов. Штука эта очень дорогая. Стоимость одной может доходить до 1 млн рублей. И обычно таких на самосвале шесть.

Ключевой параметр — ходимость. Измеряется в тысячах километров. И чем больше этот показатель — тем лучше. Чтобы этого достичь, принципиально важны две вещи: правильная эксплуатация и нормальные дороги.

Состояние дорог на разрезе — тема отдельного разговора, так как тут переплетается очень много факторов, а иногда и судеб. Расскажем лучше, как можно увеличить ходимость шин за счет изменения механики эксплуатации.

Ситуация

Парк карьерных самосвалов БелАЗ — 60 единиц. Занимаются перевозкой угля. Используют известные шины иностранного производства. С учетом их специфики работы и состояния дорог средняя ходимость шины на старте составляла 76 тысяч километров. Руководством ставится задача увеличить ходимость на 10%.

Установили датчики давления в шинах и специальные мониторы в кабины водителей. Итог — средняя ходимость выросла до 83 тысяч километров. Обрадовались. Похвастались при случае коллегам по цеху, те сказали, что у них ходимость почти 89 тысяч. Расстроились.

Поставили новую задачу — увеличить ходимость до 90–95 тысяч, и пригласили нас для обсуждения вариантов решения.

Решение

Мы всегда начинаем с определения узкого места: что в текущей организации процесса не дает нужного результата. Как правило, после устранения такого ограничения существенный эффект виден сразу.

По итогам проведенного бизнес-аудита мы получили следующую картину:

  • Большинство водителей во время смены не обращали внимание на показания монитора. Кто-то спешил выполнить побольше рейсов, кто-то «и так чувствовал, когда пора подкачать, зачем смотреть», кто-то просто забывал или «следил за дорогой».

  • Шинные мастера занимались перестановкой шин между осями самосвала без учета специфики его эксплуатации. Кто-то это делал по условным нормам (срокам), кто-то по внешним признакам «на опыте», кто-то использовал им же созданную статистику в Excel.

  • В ночные смены количество подкачек шин почему-то было сильно больше, чем в дневные.
  • Единого электронного архива данных по ходимости шин и условиям их работы не было. Факторного анализа не проводилось.

Качественный аудит — больше половины успеха, так как становится понятно, что менять.Дальше инструменты изменений могут быть разные: организационные, хардварные, софтварные. Что применять в каждом конкретном случае, решает владелец задачи, опираясь на свои компетенцию, опыт и ресурсы.

В подобных кейсах мы чаще всего реализуем следующий план мероприятий:

  • Интегрируем установленные датчики контроля давления в шинах с системой мониторинга транспорта, которой пользуются диспетчеры клиента. Это позволяет получать данные о текущем состоянии каждой конкретной шины в онлайне всем ответственным лицам, а не только водителю.

  • Внедряем инструмент визуального контроля за перегрузкой самосвала в рамках заданных норм (собственный вес самосвала, допустимый вес перевозимой горной массы и коэффициенты нагрузки на оси). Это помогает контролировать случаи повышенного износа шины из-за лишнего веса на этапе погрузки.

  • Автоматизируем генерацию и отправку тревожных уведомлений при наступлении каких-то событий (например, резкого изменения давления, длительного отсутствия подкачек). Это помогает не смотреть постоянно в монитор, но при этом оперативно узнавать о триггерном событии и своевременно устранять проблему с шиной.

  • Обеспечиваем сбор и хранение статистики по ключевым параметрам эксплуатации шины (давление, температура, где и когда стояла, отклонения от норм). Это дает возможность контролировать и анализировать жизненный цикл шины за всю историю ее эксплуатации на разных самосвалах;

  • Автоматизируем построение отчета по подкачкам, чтобы можно было в несколько кликов по выбранной технике за произвольный период понять, как и где они проходили.

Оперативная информация о состоянии шины​
Оперативная информация о состоянии шины​
Отчет по отклонениям от норм, установленных на предприятии​
Отчет по отклонениям от норм, установленных на предприятии​
Графики показаний по датчикам температуры и давлению​
Графики показаний по датчикам температуры и давлению​

Выгоды

Экономика окупаемости для таких кейсов строится на том, что при увеличении ходимости шин снижаются расходы на их замену за период. Для этого важно фиксировать изменения показателей ходимости на старте и в конце проекта, иметь статистику по среднему пробегу самосвала за год, а также знать стоимость шин.

На нашем конкретном примере математика получилась следующая:

  • Средняя ходимость шины на старте — 83 тысячи км, спустя 6 месяцев после реализации мероприятий — 91 тысяча.

  • Средний годовой пробег самосвала — 116 тысяч километров.

  • Цена шины — 825 тысяч рублей.

  • Стоимость шины в расчете на 1000 км эксплуатации на старте — 9940 рублей, спустя полгода после реализации мероприятий — 8967 рублей (экономия — 973 рубля).

  • Общая экономия расходов на шины от реализации мероприятий (полный год проекта еще не закончен) — 40,6 млн рублей в год или около 3,4 млн в месяц.

После полного года проекта цифра скорректируется, но, скорее всего, положительный эффект будет даже несколько выше.

Данный проект мы делаем по сервисной модели, когда заказчик платит фиксированную ежемесячную абонентскую плату, в которую входят программное обеспечение, консалтинг, саппорт и незначительная кастомизация.

В конце — три ключевых шага для того, чтобы увеличить ходимость шин карьерных самосвалов:

  1. Поставьте датчики давления шин. Если уже стоят, интегрируйте их в общую систему диспетчеризации.

  2. Внедрите инструменты онлайн-контроля подкачек, перегрузов, истории и специфики перемещений шин.

  3. Дайте доступ к системе всем ответственным лицам и автоматизируйте получение уведомлений о ключевых событиях (изменение давления, температуры, перегрузы).

P. S. В ходе проекта мы с клиентом разобрались с ночными подкачками: выяснили, почему в отчетах их было больше, чем днем. Оказалось, что никаких подкачек по факту не было. Часть водителей просто спали, а в отчетах проставляли «Технический простой. Подкачка шин» :)

4545
25 комментариев

Не хватает информации, сколько обошлось по деньгам такое исследование и внедрение. И сколько будет стоить в пассивном режиме без вас.

12
Ответить

Так сюда еще автоматическую подкачку шин можно впендюрить.

2
Ответить

Во время сна водителя

2
Ответить

За ней все равно надо следить, работает ли.

Ответить

"мы рассказывали про то, как довольно быстро можно победить приписки рейсов" - рассказывали, да не рассказали. А вот эта статья много полезнее.

2
Ответить

Кому лень читать-вот кратко:
Мы навели порядок и шины стали ходить по 100 тыс. 

Спасибо кэп, с добрым утром

3
Ответить

Сколько разработка вышла и оборудование? 

1
Ответить