Как вычислить приписки рейсов водителями?

Разбираемся на реальном примере, сколько денег в месяц на этом теряла добывающая компания, и что можно сделать уже завтра.

В закладки

Мы много работаем с горняками в части повышения операционной эффективности их автопарков. Часто замечаем, что размер компаний разный, а многие проблемы очень похожи. При этом как говорил один известный человек: «У каждой проблемы есть своя фамилия».

Человеческий фактор – это 99% всех узких мест, с которыми мы сталкиваемся. Поэтому наша ключевая задача, как разработчиков ИТ-решений, максимально снизить возможное (или реальное) негативное влияние этого фактора на различные бизнес-процессы клиентов. Влияние это может быть разным: маленьким и большим, очевидным или активно скрываемым, влияющим на деньги или даже на человеческую жизнь.

Кейсов много. Сегодня разберем один из самых простых и часто встречающихся.

Ситуация

Горнодобывающее предприятие. Открытые горные работы. Порядка 300 водителей и свыше 100 единиц карьерной техники. Водители самосвалов работают по сдельной оплате, которая зависит от количества рейсов и объемов перевезенной горной массы. Классическая схема. В целом для предприятия выгодная – платить нужно только за результат.

Стоит система gps-мониторинга, считается количество ходок, каждую смену ведутся журналы учета рейсов в эксельке, исправно платится зарплата.

Но главный инженер стал замечать, что по итогу месяца объем перевезенной горной массы в тоннах уж очень как-то маловат для общего количества зафиксированных рейсов. Даже с учетом погрешности при погрузке и маркзамерах сложилось ощущение, что самосвалы недогружают или по дороге с содержимым что-то происходит.

Клиент подключил своих безопасников, посмотрели треки на карте по навигации, еще раз проверили журналы учета по сменам. Все выглядит прилично: даты бьют, левых треков или остановок нет, погрузка-разгрузка в соответствующих местах. А нужного тоннажа нет, деньги потрачены, план не выполнен.

Подобные признаки – это типичная история приписки рейсов. Работает это следующим образом:

  • водитель во время рабочего дня либо проезжает порожним мимо экскаватора, не делая остановки, либо же загружает один ковш и едет. Система мониторинга показывает, что самосвал едет, простоя нет.

  • - в конце смены водители сдают диспетчеру отчет с указанием количества рейсов, где и приписывают себе пару-тройку «пустых» ходок.

Позже мы посчитали с клиентом размер его ущерба. В среднем каждый «творческий водитель» приписывал себе 2-3 рейса в смену. Не такая большая цифра, но если масштабировать на всю компанию в разрезе месяца, то математика получалась следующая:

  • 10 смен в месяц давали водителю 20-30 несуществующих рейсов или 12-15 дополнительных тысяч рублей дополнительного дохода;

  • приписка была выявлена в каждом 3 случае, что с учетом размера их штата дало порядка 1,4 млн рублей убытков в месяц или 16,8 млн рублей в год.

Решение

В таких ситуациях мы в первую очередь советуем клиенту начинать с определения узкого места (ограничения) в организации работы. Методик определения ограничения много, но цель одна – понять, какой элемент определяет успех и эффективность всей системы в целом или отдельного ее бизнес-процесса.

В данном кейсе узким местом является вес перевезенной горной массы. Соответственно, успешное решение проблемы должно строиться возле механики его учета.

Следующий шаг – необходимо еще раз провести аудит своих бизнес-процессов в разрезе выявленного ограничения (учета объемов горной массы). В случае с нашим клиентом мы имели следующую картину:

  • Действующая система мониторинга транспорта не имела функцию контроля состояния загрузки, то есть не учитывала вес в каждом рейсе;

  • Сменные отчеты хотя и содержали информацию о тоннаже, но по факту фиксировали его «по умолчанию» (если рейс есть, значит, самосвал перевез свой максимальный технический объем);

  • Автомобильных весов на предприятии не было;
  • Хотя маркзамеры проводились 2 раза в месяц и итоги заносили в маркшейдерскую программу, но никакой ее интеграции с gps-мониторингом и 1С: Бухгалтерией не было.

Если ограничение определено верно и аудит проведен правильно, то составить план действий по успешному решению проблемы не должно составить труда. Например, для аналогичных ситуаций мы реализуем следующий план мероприятий:

  • Устанавливаем в подвеску самосвалов специализированные датчики давления и проводим их тарировку. Это позволяет клиенту в режиме онлайн контролировать и автоматически фиксировать вес перевезенного груза в каждом рейсе;

  • Проводим интеграцию нашей платформы управления автопарками с маркшейдерской и бухгалтерской системами клиента. Это позволяет ему синхронизировать процессы формирования планов добычи, факта их выполнения и учета денежных расходов, чтобы избежать возможных потери (сокрытия) данных;

  • Обучаем диспетчеров, горных мастеров, сотрудников служб безопасности работе в обновленной системе.

Это базовый список. В каждом конкретном случае всегда будут индивидуальные особенности. В любом случае, на выходе некими опорными контрольными точками для формирования технических требований к информационной системе могут быть:

  • Возможность построения подробного отчета по рейсам за любую смену с обязательным учетом объема перевезенной горной массы, места, времени и продолжительности погрузки/разгрузки в разрезе каждого водителя самосвала;

  • Наличие инструмента просмотра истории работы и передвижения каждого самосвала с фиксацией его состояния (груженый/порожний);

  • Автоматический учет количества ковшей, которые потребовались экскаватору для полной загрузки самосвала в каждом рейсе;
  • Функция обмена данными с маркшейдерской системой для определения плановых объемов добычи и транспортировки руды с учетом содержания полезного компонента;

  • Возможность выгрузки данных в бухгалтерскую систему (например, в 1С:Бухгалтерия) для автоматического расчета зарплаты водителей от норм выработки.

​Информация по работе экскаватора, текущем блоке и типе груза на котором ведется работа.
Примера трека с окраской с разбивкой по цветам (зеленый - груженый, желтый - порожний).

Выгоды

Для нашего клиента расходы на проведение бизнес-аудита, формирования техно-рабочего проекта, разработку, интеграцию и обучение составили чуть больше 11 млн рублей.

Напомню, что в результате реализации проекта клиент получил 16,8 млн рублей прямой экономии в первый же год. На наш взгляд, такое соотношение инвестиций к экономическому эффекту можно считать успешным.

Помимо денежной составляющей выросли качественные характеристики – повысилась трудовая дисциплина, выросли нормы выработки, снизилось время на формирование отчетов, сократилось число ошибок при работе с различными данными.

В конце – 3 ключевых шага для того, чтобы снизить до минимума вероятность приписки рейсов водителями:

  • Учитывайте не только количество рейсов, но и объем перевезенной горной массы;

  • Синхронизируйте работу информационных систем – маркшейдерской, диспетчерской, бухгалтерской;

  • Автоматизируйте процесс сбора, обработки и анализа данных настолько, насколько это возможно

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Сергей Носов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 2, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 104077, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 30 Jan 2020 06:49:19 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 104077, "author_id": 397114, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/104077\/get","add":"\/comments\/104077\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/104077"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200396, "last_count_and_date": null }
5 комментариев
Популярные
По порядку
1

Шо, опять? Прям день сурка какой-то

Ответить
1

Повторение - мать рекламы.

Ответить
–1

Работа проделана конечно большая, но не проще ли было доплатить водителям эти  несчастные

12-15 дополнительных тысяч рублей дополнительного дохода;

Тем более, что

Для нашего клиента расходы на проведение бизнес-аудита, формирования техно-рабочего проекта, разработку, интеграцию и обучение составили чуть больше 11 млн рублей

приписка была выявлена в каждом 3 случае, что с учетом размера их штата дало порядка 1,4 млн рублей убытков в месяц или 16,8 млн рублей в год.

Ответить
1

Не проще. Лучше увеличить ставку, но только не дать понять, что "на предприятии можно схалявить". Потому что это влечёт за собой общую расхлябанность, у работников абсолютно любой сферы.

Также это уменьшает потенциальную выработку предприятия. Ну то есть мы "засунуть" больше самосвалов на трек не можем, а каждый третий ездит пустым - 30 % считай предприятие недорабатывает?

Ответить
0

Мы поставили весы труляля труляля, проще на одни весы на разгрузке или погрузке. 

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "token": "eyJhbGciOiJIUzI1NiIsInR5cCI6IkpXVCJ9.eyJwcm9qZWN0SWQiOiI1ZTRmZjUxODYyOGE2YzcxNDUxNWY0ZGEiLCJpYXQiOjE1ODI1MzY0NDB9.AwBBnUWMy3RR1xtAoaXVr81WvqxdlD4C8CBpwFiONzw", "release": "b62dd097" } { "page_type": "default" }