Зачем мы делаем свою работу
Спикеры VK JT рассказывают о своей мотивации создавать технологии и продукты для пользователей.
6 марта мы проводим нашу первую технологическую конференцию, где в более чем 40 докладах и дискуссиях подробно расскажем об опыте разработки проектов VK. Но мы создаём технологии не ради самих технологий, а ради людей и возможности быть ближе друг к другу.
У каждого — своя связанная с профессией история и мотивация каждый день делать то, что он делает.
В моей работе есть два трека. Первый — прикладные исследования искусственного интеллекта. Мы используем и изучаем последние технологии: это могут быть популярные суперпрорывные инструменты, про которые пишет весь рынок, или нечто ещё более новое, чего ещё нет ни в open source, ни в других компаниях. Мы смотрим, можно ли это применить в VK.
Например, мы в 2020 году применили новую технологию, которая дала нам возможность запустить распознавание аудиосообщений без дополнительных закупок железа. Мы сделали это первыми в России, конкуренты — через год, а кто-то вообще до сих пор не запустил.
Второй трек — помогать бизнесу и командам машинного обучения делать единые продукты и технологии, полезные и нужные друг другу. Тут важно общаться на одном языке и с бизнес-ребятами, и с хардовыми инженерами, чтобы создавать продукты на стыке их интересов.
Всё, что мы делаем, мы делаем для пользователей, чтобы их жизнь стала легче и лучше. Мы сами предлагаем бизнесу идеи и реализовываем проекты: это не завод по закрыванию тасок. Наша работа — жизнь в постоянном эксперименте, увлекательное приключение вместе с профессиональными ребятами, с которыми интересно и хочется сделать прорывное.
Очень приятно, когда приходишь на очередную конференцию или митап, с тобой в разговоре обсуждают новую фичу ВКонтакте — и оказывается, что ее делала твоя команда. И вообще круто видеть, что люди пользуются сделанным тобой продуктом. Например, было много благодарностей от пользователей, когда мы запустили шумоподавление в VK Звонках: стало меньше слышно тех, кто разговаривает рядом в офисе, уменьшилось эхо, шум транспорта — общаться стало комфортнее.
Так как мы проводим на работе большую часть своей жизни, важно иметь неподдельный интерес к работе. Чтобы люди в офисе были тебе рады. Чтобы мы горели вещами, которые делаем.
В процессе развития специалиста есть определённая точка роста — её достигаешь, когда перестаешь воспринимать работу только как средство зарабатывания денег. В этот момент ты видишь своё участие в большом процессе и значение личного вклада.
Чтобы чётче чувствовать свой вклад, круто периодически оцифровывать результаты своей работы. Условно, мы показали пользователям плашку с призывом сменить пароль, 70% увидевших это сделали — и ты видишь, что на твой призыв отреагировали, ты сделал реальный вклад в безопасность.
Когда работаешь в большой компании, много с кем взаимодействуешь. Постепенно проникаешься пониманием, что вокруг собрались единомышленники — образовалась профессиональная тусовка, сообщество, которое болеет за общее дело и так или иначе друг другу помогает.
Мой супруг вообще не из IT: иногда очень сложно рассказать ему, как прошел мой день. Поначалу мои слова для него вообще были белым шумом. Это на работе ни у кого не возникает вопрос, что такое 2FA или «задизейблить». И раньше на вопрос мужа проще было ответить «Да нормально день прошёл». Но постепенно он тоже втянулся и стал разбираться в багах, фичах и продакшене.
Есть такая цитата, которую приписывают Уинстону Черчиллю: «За безопасность надо платить, а за её отсутствие — расплачиваться». Мне нравится эта формулировка, показывающая ценность нашей работы: безопасность должна быть невидимой для пользователя, но при этом она ощутима.
Я, как и многие дизайнеры, обладаю врожденной деформацией: мы видим мир несовершенным. Нам важно сделать его приятным и дружелюбным, сгладить углы, чтобы с ним было приятнее и комфортнее взаимодействовать. Это касается и интерфейсов.
Мне буквально нравится разгадывать поведение пользователей людей, почему они принимают те или иные решения, какие триггеры на них влияют, придумывать нетривиальные решения, находить компромиссы с разработкой в рамках технических ограничений. Когда всё это складывается в конечный результат — это кайф.
Мы следим не только за метриками, но и за отзывами пользователей и пытаемся их рационализировать. Например, пользователь пишет, что флоу создания чата слишком длинный — дизайнеру это не стоит воспринимать на свой личный счёт, а нужно профессионально разобраться в человеческих мотивах.
Дизайн влияет на удобство через восприятие интерфейса. Например, мы занимались обогащением сниппета видеоосообщений в чатах, чтобы у пользователя было выше желание нажать на него и посмотреть — не за счёт условной яркости контента, а за счёт оформления. Есть такой закон: эстетически превалирующие интерфейсы гораздо лучше воспринимаются даже в условиях технических ограничений.
Я получаю большую дозу дофамина, когда фича выходит в свет. После того, как мы запустили видеосообщения, у пользователей появилась альтернативная возможность для общения с друзьями в более эмоциональной, приближенной к реальности плоскости.
Люди в силу обстоятельств вынуждены общаться друг с другом на расстоянии, и им жизненно необходимо множество инструментов, чтобы компенсировать офлайн-общение. Мы не просто помогаем связаться в онлайне, но и переносим всю эмоциональную палитру через такие инструменты, как реакции к сообщениям, голосовую речь и видео.
Как руководителю мне нравится помогать сотрудникам расти. Самый частотный запрос — «Куда мне двигаться дальше». Я помогаю найти ответ на этот вопрос и сам расту вместе с командой. Мы вместе накапливаем экспертизу, получая обратную связь от команды, изучая опыт запуска фичей, проверяя различные гипотезы. И особенно круто, когда на собеседованиях ребята подчёркивают наши успешные фичи или предлагают схожие нашему видению решения — о, круто, мы тоже об этом думали, значит, мы друг другу подходим.
Мне нравится моя команда, потому что она крутая. Мы работаем для пользователей, ценим их время и хочется верить, что облегчаем им жизнь — стараемся давать возможность работать с электронной почтой, фокусируясь на важном, придумываем фичи, чтобы ускорить взаимодействие с письмами.
Лично моё участие — направлять команду, куда именно требуется прилагать усилия в каждый конкретный момент. Для этого я занимаюсь стратегией разработки и развития продукта. В ежедневной работе она превращается в конкретные задачи, за выполнение которых я отвечаю как руководитель.
Сильнее всего драйвят большие цели. Например, один из наших уже реализованных амбициозных проектов называется «Октавиус» — восьмая по счёту версия веб-интерфейса Почты. Амбициозным он был потому, что по факту мы всё старое выкинули и переписали с нуля, а это случается нечасто.
Когда ты работаешь над сервисом с аудиторией в 50 миллионов пользователей, понимаешь, что несёшь огромную ответственность перед этими людьми за любое изменение.
Конечно, больше всего наша работа влияет на нас самих, и я не исключение. Горжусь тем, что плодами моих трудов и трудов команды пользуются миллионы людей ежедневно, и приятно, когда эти же люди высоко оценивают то, что ты сделал.
Читаю обратную связь от пользователей — неважно, положительная она или нет — и становится понятно, что в жизни многих людей Почта очень важна.
ВКонтакте — до сих пор небольшая с точки зрения количества сотрудников компания, вклад каждого человека очень большой и хорошо ощутимый. Для меня этот вклад — прежде всего в техническом решении сложных, казалось бы нерешаемых задач.
Миссия в том, чтобы вывести компанию и её продукты на новый технологический уровень, новую планку надёжности. Я задаю определённую планку, к которой мы с командой стремимся, выстраиваю техническое лидерство и взаимодействие между участниками.
Уникальный момент в работе над инфраструктурой — техника двигает продуктовые метрики: когда мы ускоряем работу машин, когда сервис становится более отказоустойчив, это влияет на восприятие аудитории. Пользователь замечает, когда сервис начинает работать быстрее, и проводит с ним больше времени, таким образом «голосуя» в поддержку улучшений в инфраструктуре.
Непрерывность работы сервиса важна: от нас зависит то, пройдёт ли успешно разговор людей друг с другом, смогут ли они качественно провести свой досуг.
Графики роста нагрузки часто ошеломляют и обескураживают, когда осознаёшь весь масштаб того, чем занимаешься. Жизни многих десятков миллионов пользователей завязаны на твоё техническое решение. Наблюдение за высоконагруженным сервисом — это одновременно и эндорфины, и большая мотивация для того, чтобы сделать его ещё быстрее, надёжнее и эффективнее.
Александра Ермоленко
В IT важно иметь широкий личный кругозор и своё уникальное видение: человек может дать своей команде, продукту и компании только то, что есть в нём самом. Именно поэтому важно делать то, что интересно лично вам.
Взрослого, сформированного человека невозможно заставить работать. Для этого у него должно быть внутреннее желание что-то поменять и сделать лучше. Экспертиза лишь даёт инструменты для эффективного анализа и изменения окружающей действительности.
Хороший дизайн — это дизайн, созданный для людей, но это дизайн, который не только слушает людей, но и разбирается в их глубинных потребностях. Мне интересно исследовать возможности дизайна и предлагать людям новые интересные способы делать их повседневные дела и в конечном счете делать цифровую и не только среду доступнее, интереснее и удобнее.
Я хочу жить в мире, в котором удобно, комфортно и интересно мне самой. Это моя утопическая мечта, но занимаясь своей работой я стараюсь сделать так, чтобы этот мир поскорее наступил — поэтому пытаюсь сделать лучше всё, до чего могу дотянуться.
Большие компании вроде VK для меня — среда, где я могу заниматься тем, что мне по-настоящему интересно, а аудитория продуктов по-настоящему огромна, поэтому я могу повлиять на опыт множества самых разных людей.
Василина Дрогичинская
У каждого есть своя суперспособность, Как мне кажется, моя — это коммуникации и умение доносить сложные вещи простыми словами, упаковывая в ясные формулировки. Я учусь этому всю жизнь.
Есть сложные штуки типа accessibility, и нужно уметь объяснять, почему обеспечивать доступность сервисов для абсолютно разных людей важно каждому из нас — вне зависимости от того, какой работой мы занимаемся.
Вклад в доступность сервисов мы делаем в том числе для себя из завтрашнего дня. Все мы становимся старше, например, у всех портится зрение — а мы уже хоп, и подстелили себе соломки.
Повышая доступность совершенно разных сервисов, будь то социальная сеть, почта, магазин приложений или музыкальный стриминг, мы фактически расширяем кругозор, опыт и возможность общаться для абсолютно разных людей. Как бы пафосно ни звучало, от этого мир действительно становится лучше и богаче в культурном и духовном смысле.
Чем больше у нас информации о том, насколько мы все разные и как с каждым из нас лучше всего общаться, тем шире наш кругозор, тем мы умнее, а наша жизнь насыщеннее. Через инклюзивность наш мир становится лучше и надёжнее, а общество — крепче и эмпатичнее.
Я чувствую эффект моей работы в том, как к ней относится моя дочь: мне кайфово от того, что она считает эту работу важной и нужной. Она наблюдает, как можно делать общество и мир сильнее через доступность продуктов, и она понимает, что и сама сможет делать такой вклад, когда станет старше. Это влияет на её развитие как личности — по крайней мере, мне хочется в это верить.