Вопрос-ответ на тему "Как успевать то, что важно?"

“Как успевать сделать то, что важно?” – очень часто слышу я этот вопрос от своих клиентов, и порой он вызывает у меня недоумение. Ведь если у вас есть что-то важное для вас, значит, оно приоритетное для вас, верно? И почему вы не можете выделить на это время, если, по идее, это важное должно стоять у вас на первом месте? Согласитесь, есть над чем подумать.

Предлагаю разобрать эту тему в формате вопрос-ответ. По традиции я разберу несколько историй от моих подписчиков, и вы, возможно, тоже для себя какие-то вещи откроете. Начнём?

“Я не умею расставлять приоритеты: что важно, а что может подождать. Стараюсь делать всё подряд, всё важно. И если что-то из запланированного не сделаю, у меня потом тревожное состояние. Как научиться “забивать” на то, что важно?”

Лично я за то, чтобы человек учился расставлять приоритеты, а не забивать на то, что важно. Когда человек не умеет расставлять приоритеты? Когда у него в жизни нет какой-то ценностно-смысловой опоры. Ценностно-смысловая опора – это когда вы понимаете, что для вас ценно, какие смыслы наполняют вашу жизнь. И в соответствии с этой опорой у вас в жизни формируются какие-то важные направления, важные цели, а значит, и приоритетные задачи.

Например, в моей деятельности, которой я занимаюсь много лет, в этом году я выбрала 2 приоритетных направления: медийность и работа с мужчинами. Это не значит, что я все остальные не делаю. Но в эти два направления я вкладываю свои усилия, делаю определённые шаги. Потому что я понимаю, для чего мне это надо, там есть мои ценности и смыслы.

Да, я также продолжаю работать с женщинами, набирать группы, беру людей в личную работу и так далее. Но на этот год у меня есть 2 приоритета, исходя из которых я планирую все свои действия.

“Тяжело делать сложные задачи. Сразу возникает сопротивление. Как научиться делать новые важные задачи?”

Сразу бросается в глаза противоречие в написанном: сложные задачи и новые важные задачи – это не одно и тоже. На самом деле, абсолютно всем тяжело делать сложные задачи. Разница между теми людьми, кто их делает, и теми, кто не делает, в том, что у “делающих” людей есть видение и понимание, зачем они это делают, смыслы, ответственность, дисциплина, сила воли – это всё навыки, а не дар или талант.

По поводу новых важных задач – ответ тот же. Видение, смыслы, ответственность, дисциплина, сила воли – без этого никак.

“Мне важно успевать в быстром потоке событий останавливать свою первичную эмоцию, особенно в стрессе. Когда я это успеваю, это прям вау, пушка и бомба!”

Сразу немного расстрою вас, мы не можем остановить первичную эмоцию. Это вещь, которую мы в принципе не сильно замечаем. Скорее всего, вы замечаете и начинаете управлять вторичной эмоцией. И да, один самых важных базовых навыков – в какой-то важный для вас момент уметь понимать, разбираться в своих эмоциях: что вы чувствуете, почему, что с этим делать, как это транслировать.

Ведь мы понимаем друг друга не только через подачу информации, но и через транслирование наших чувств и эмоций. Вы становитесь друг другу понятнее, когда есть информация о чувствовании. И это действительно “Вау, пушка, бомба”, если вы умеете свои эмоции и чувства замечать, понимать, проживать и управлять ими. Без этого невозможно эффективно работать. Чувственная сфера – это необходимая база.

“Задумалась над тем, что сейчас важно успеть для меня, и выделила 3 направления: 1) рост своего проекта, 2) результаты клиентов и 3)отдых.
По факту 90% фокуса уходит на результаты клиентов. По развитию своего проекта из недели в неделю переписываю планы, но сил и времени на реализацию не остаётся. Поймала себя на страхе масштаба: про цифры, команду, новые действия, ответственность и тому подобное. Про отдых вообще молчу. Что поможет перераспределить силы, чтобы хватало времени на отдых и на развитие?”

На самом деле, у вас просто неправильно расставлены приоритеты. Вы даже сами в них путаетесь. Вы написали: 1 – рост проекта, 2 – результаты клиентов и 3 – отдых. При этом 90% фокуса уходит на результаты клиентов, а значит, это стоит на первом месте, проект на втором, отдых – непонятно где.

Вообще, мы работаем не для того, чтобы где-то выкроить немного времени на отдых. Мы отдыхаем, чтобы нормально работать. Вас ждёт выгорание, если вы будете продолжать в этом же духе. А вылезать из выгорания очень сложно и долго (от полугода и больше!).

Поэтому вам не нужно перераспределять силы, вам нужно поменять местами приоритеты. И на первом месте приоритетом должен быть ваш ресурс – психический, эмоциональный и физический. А там уже и отдых впишется. На втором месте должен стоять ваш проект, потому что клиенты приходят на вас и ваш проект. И на третьем месте – результаты клиентов. А теперь сюрприз: свои результаты клиенты делают сами! Вы не делаете им результаты. Если вы 90% фокуса на это направляете, это значит, что вы за клиентов делаете огромную работу. Вот и все ваши ошибки.

“Есть план на день, но как доходит до него, в этот момент именно запланированное не хочется делать, возникает сопротивление … Всё делается в панике перед самым дедлайном. Почему так происходит?”

Это называется прокрастинация. На самом деле, большинство людей делают всё в панике перед дедлайном, потому что в базе нас интенсивнее двигает страх, чем интерес. Такова наша базовая прошивка, которая была создана ещё миллионы лет назад, когда образовался наш рептильный мозг.

Наш рептильный мозг очень маленький, но из-за своей древности весьма силён. Делание из страха с “горящей попой” – это наша базовая стратегия. И если у вас есть желание что-то поменять, то придётся учиться другой стратегии – делание из интереса. Это сложно, но это то, что в итоге приводит к совершенно другой жизни.

“Слишком много дел планирую на день. В итоге половину не успеваю сделать. Есть ли какая-нибудь лёгкая и эффективная система планирования?”

К сожалению, нет такого суперлайфхака, которым я бы поделилась, и у вас сразу всё наладилось, заработало. Систему планирования надо подбирать под себя.
Методов планирования очень много, но далеко не каждый из них вам подойдёт. На одном из мастер-классов я как-то рассказывала, что это может зависеть даже от вашего психотипа. Например, те системы планирования, которые подойдут холерику, совершенно не “зайдут” флегматику и так далее. Поэтому придётся перепробовать многие системы, чтобы найти свою.

Что ж, надеюсь, у вас получилось взять для себя что-то важное из этих разборов с моего еженедельного четвергового эфира на ютуб. Однако, не забывайте, что просто взять недостаточно, нужно это применять, совершать какие-то действия. Как всегда, всё начинается с нас. Была ли эта публикация для вас полезна?

11
4 комментария

чтобы успеть выполнить важные дела, нужно сделать их в первую очередь

1
Ответить

Опять про смыслы жизни. Объясните, пожалуйста, смысл - в каком смысле, и жизнь - в каком смысле?
Просто если слово "смысл" рассматривать как "цель", а "жизнь" как состояние от рождения до смерти, то целью для вас в жизни будет смерть. Я правильно понимаю? И уже от смерти вы формируете другие "смыслы жизни", т.е. конечный результат вас как биологической особи?

Ответить

Смыслы у каждого свои. И в каком контексте их формировать вы решаете сами.

Ответить