Как работать с негативными отзывами о продукте: 4 фундаментальных вещи без которых нельзя ответить эффективно

Расскажу о 4 ключевых пунктах отработки негативных отзывов. А в конце поста готовый чек-лист из 15 пунктов для эффективной отработки негатива.

Дело в том, что я много раз обращал внимание, как отвечают специалисты в комментариях и отзывах о компании. Заметил несколько повторяющихся паттернов, которые на мой взгляд несут больше вреда, чем пользы.

Пункт 1. Эмпатия.

Проявляйте эмпатию. Человек пришел и оставил гневное письмо. Он недоволен. Проявите немного эмпатии. Представьте, как бы вы чувствовали себя на его месте. Постарайтесь понять что чувствует человек. Подготовьте ответ используя эти чувства.

Отзыв о работе мобильного приложения банка
Отзыв о работе мобильного приложения банка

Что мы тут имеем?

Тут, конечно, вообще песня =).

  • Абсолютно отсутствие эмпатии.
  • Угрозы что все фиксируется и передается. Звучит страшно, конечно, но скорее всего этим они хотели сказать, что читают и записывают все отзывы для того, чтобы разрабатывать будущие обновления с учётом обратной связи от пользователей.
  • Ребята даже не прочитали что вызвало такой негатив у человека.
  • Не признали ошибку.
  • Избегание ответственности. Несмотря на то, что это разработчик банковского приложения – человеку все равно на это. Клиент пришел в банк и хочет чтобы все работало. Кто виноват, разработчик или банк его не интересует. И не должно. Ему просто надо чтобы приложение выполняло свои функции.

Как нужно было ответить?

Учитывая, что это ответ в гугл-плей, то есть ограничение в 350 символов. Тем не менее, лучший ответ был бы таким.

Добрый день. Понимаем ваше раздражение после полутора часов безуспешных попыток авторизации и приносим извинения. Напишите подробнее об этом нам в: (контакты) номер телефона, ФИО, идентификационный код. Мы проверим, все ли верно работает с нашей стороны и отпишем вам по результатам проверки. Надеемся мы сможем вам помочь. Хорошего дня.

Что мы исправили?

  • Признали ошибку.
  • Проявили эмпатию и показали, что мы понимаем человека и его вселенскую боль.
  • Предложили возможный вариант решения.
  • Показали заинтересованность в помощи.

Пункт 2. Читайте что говорит человек.

Много раз видел отзывы в таком формате:

[Человек пишет по пунктам 1-2-3, что ему не понравилось] → [Компания отвечает только на какой-то из этих пунктов].

Про остальные молчит. Будто их и не было никогда.

Показываю на примере когда компании абсолютно все равно.

Отзыв о работе ресторана
Отзыв о работе ресторана

Что мы тут имеем?

  • Не поздоровались и не поблагодарили за обратную связь.
  • Не признали свой косяк.
  • Не ответили на претензию об официантках.
  • Не ответили на претензию о чистоте.
  • Ответили на претензию о продуктах.
  • Ответили на претензию о продуктах с посылом: “сам дурак”.
  • Не предложили решение этих проблем.
  • Не закрыли ответ на позитивной ноте.

Как нужно было ответить:

Здравствуйте, (ИМЯ). Спасибо за обратную связь. Такого в нашем ресторане, однозначно, быть не должно! Мы проведем проверку наших поваров и разберемся все ли верно они делают, когда готовят блюда для гостей. Вы нам очень поможете, если пришлете нам в (тут контакты куда отправить) информацию о дате и времени визита в наш ресторан. Эта информация поможет нам понять кто из поваров работал в этот день.

С официантами мы проведем дополнительное обучение, чтобы в будущем избежать таких ситуаций.

О пыли. Приняли к сведению ваше замечание. Будем больше времени уделять чистоте подоконников и штор.

Понимаем, что сейчас вы не готовы рекомендовать нас своим друзьям. Надеемся, что в будущем, мы сможем исправиться, вы поднимите нам оценку и будете рассказывать друзьям о нас.

Что мы исправили?

  • Поздоровались и признали ошибку.
  • Рассказали о планируемых действиях для улучшения сервиса.
  • Проявили эмпатию.
  • В конце постарались вывести человека в позитивное русло.

Всегда читайте что пишет человек и давайте ответ на каждый пункт его жалобы. Не отвечайте на что-то одно, а про другое забывайте. Если не знаете как ответить на другие замечания, спросите у коллег. Вам помогут.

Пункт 3. Не считайте человека идиотом.

На примере ответа ресторана выше я сделаю отдельный пункт. Никогда не ставьте себя и свою компанию выше человека. Не намекайте ему, что он сам виноват в том, что у него случилось. Человек стал вашим клиентом. Он принес вам деньги. Это бизнес.

Если человек пришел с негативом, он хочет, чтобы его услышали. Ответ в духе: “— Да ты сам дурак, а у нас все круто” ещё больше разозлит комментатора.

Пункт 4. Показывайте человеку в ответе, что вы прочитали его отзыв.

Многие специалисты используют шаблоны ответов под разные ситуации. Это не плохо, я и сам ими пользуюсь. Важно уметь ими пользоваться правильно. Ниже пример плохого использования шаблона.

Отзыв о работе приложения
Отзыв о работе приложения

Почему плохо?

Видно, что разработчик просто скопировал и вставил подготовленный ответ для непредвиденной ситуации. Причем этот ответ настолько общий, что его можно использовать вообще для любой ошибки в приложении. В этом и проблема.

Как я уже говорил. В негативном отзыве человек хочет быть услышанным. Хочет чтобы поняли именно его проблему. Не общую, а именно его.

Как нужно было ответить:

Добрый день. Спасибо за обратную связь. Вы правы. При стабильной работе приложения белого экрана быть не должно. Постоянные перезагрузки телефона это не выход. Свяжитесь с нами по почте: (контакт). В письме подробно опишите эту ошибку и прикрепите скриншоты. Это поможет понять причину бага и исправить его. Хорошего дня.

Что мы исправили?

  • Мы не использовали типовой шаблон. Мы его кастомизоровали. Взяли то, что у человека болит и написали об этом в ответе. Мы показали, что видим именно его проблему, а не используем стандартные отписки для галочки.
  • Признали ошибку.
  • Предложили решение и объяснили как это нам поможет.

Использование стандартных шаблонов в контексте негативных отзывов вызовет ещё большее раздражение у человека. Добавляйте в свой шаблон боли человека, о которых он написал в отзыве. Так вы покажете человеку, что вам не все равно и вы действительно вчитываетесь в отзывы, а не используете стандартные отписки.

Как правильно отвечать?

Вот чек-лист по реагированию на негатив.

  1. Здоровайтесь. Если есть возможность, обращайтесь по имени. Не используйте «Доброго времени суток». Никогда. Напишите: «Здравствуйте»
  2. Проявляйте эмпатию. Ставьте себя на место клиента и пытайтесь понять его чувства.
  3. Признавайте ошибки. Это не стыдно.
  4. Внимательно вчитывайтесь в отзыв и отвечайте на каждый из тезисов комментатора.
  5. В ответе проговаривайте тезисы, о которых написал человек.
  6. Расскажите, как планируете исправлять эту ситуацию.
  7. Предложите помощь если можете помочь.
  8. Если от человека нужна дополнительная информация, попросить его дать её вам и поясните для чего она вам нужна.
  9. Не считайте, что человек дурак. Не считайте себя выше клиента отвечая от имени бренда.
  10. Не будьте подхалимами и не занимайтесь лизоблюдством.
  11. Отвечайте на равных, с уважением.
  12. Отвечайте на языке обращения.
  13. Будьте проще. Говорите на простом и понятном языке. Исключите канцеляризмы и профессиональный сленг (пример: предъявите ДУЛ – Документ Удостоверяющий Личность. Гораздо понятнее будет: покажите паспорт).
  14. В конце концов отвечайте как человек, а не как нейросеть. Покажите, что за бизнесом и брендами стоят обычные люди.
  15. Пытайтесь в ответе вывести в нейтральную тональность, а в идеале в позитив. Для этого помогите ему. Если получится, попросите исправить свой отзыв. Это работает даже на длинной дистанции. Люди меняют свои отзывы даже спустя годы. Отличный пример на скрине ниже. Компания учла пожелания человека. Он это заметил и спустя 3 года изменил свою оценку.
Измененный отзыв с негатива в позитив
Измененный отзыв с негатива в позитив

Выводы.

Будьте людьми. Помогайте злым комментаторам. В моменте вы не понимаете его боль или вы не сталкивались с его проблемой вообще никогда. У него действительно болит. И горит.

Помните! Равнодушие и стандартные отписки ещё больше разозлят уже разгневанного человека. Злобный комментатор в первую очередь хочет быть услышанным. Покажите, что вы слышите его и понимаете его страдания.

Я знаю, что некоторым специалистам “по-барабану” на проблемы комментаторов. Если это про вас, то сделайте вид, что вам не все равно.

Используйте чек-лист выше и переводите людей из негатива в позитив. Всем крутых отзывов, лояльных клиентов и хорошего дня.

Подписывайтесь на мой телеграм канал. Там я публикую материалы раньше, чем на vc.

13 комментариев

есть еще фишка, пример:
Клиент в суде начал говорить то, о чем ему 100 раз запретили и 100 раз предупредили. В итоге, из-за этих слов, суд проиграли.
Естественно клиент свою ошибку не признал и накалякал отрицательный отзыв.
Со своей стороны мы ответили статьей - Как на примере данного товарища можно проиграть суд, почему нужно прислушиваться к рекомендациям юриста)

Ответить

в итоге этот разбор полетов принес еще клиентов)

Ответить

вот кусочек отзыва
"а где п.4?" )))

Ответить

Точно. Спасибо, поправил нумерацию)

Ответить

негативных отзывов не стоит бояться, неадекватные люди есть везде и в том числе среди ваших клиентов и покупателей.Счатайте это признаком популярности😁😁😁

Ответить

Полностью согласен)

Ответить

Негативные отзывы часто отпугивают потенциальных клиентов, игнорировать их не стоит

Ответить