Не просто отель: как парк «Голубино» стал одной из главных точек притяжения в Архангельской области

[время прочтения — 4 минуты] Культурно-ландшафтный парк «Голубино» мало похож на другие проекты, которые открывают частные инвесторы: это не просто отель, а экосистема туристических и культурно-развлекательных продуктов, куда входит отель, ресторан, экскурсионное обслуживание, многодневные туры и многое другое. Он находится в 200 км от Архангельска рядом с поселком Пинега, где сохранилась застройка 19 века. О том, как открыть отель на краю земли и превратить его в арктический курорт с турпотоком в 20 тысяч человек в год рассказывает соучредитель Парка «Голубино» Анна Клепиковская.

Не просто отель: как парк «Голубино» стал одной из главных точек притяжения в Архангельской области

В октябре 2014 года мы выкупили обанкротившийся туристический комплекс со сгоревшим главным корпусом, покосившимися коттеджами и нестабильно работающей котельной. Первые несколько лет мы приводили в порядок инфраструктуру, а к 2018 году начали принимать первых гостей. Мы не совсем гостиница в привычном понимании. Скорее, арктический курорт полного цикла: гостиница, ресторан, многодневные туры, экскурсионное сопровождение, пляжная зона, трансферы. Расскажу, как мы восстановили и развиваем наш Парк.

1. Наладить диалог с органами власти

Три года назад мы начали сотрудничество с рабочей группой при Правительстве Архангельской области. Мы не только комплексно развиваем туризм, но и улучшаем качество жизни людей на территории. Обсуждаем строительство жилья, ремонт дорог, кадровые задачи, а также планируем наладить взаимодействие с крупными компаниями на территории.

Сейчас для нас острее всего стоит земельный вопрос. Важно увеличить территорию — сейчас мы работаем на участке 0,8 Га, что очень мало для разведения потоков и создания уютной атмосферы. Такие задачи можно решать только совместно с органами власти.

Также в рамках рабочей группы есть отдельный блок по строительству благоустроенного жилья в поселке Пинега. К нам готовы переезжать сотрудники из других городов, но им негде жить. Можно обходиться вахтовым методом, но чтобы развивать территорию в долгосрочной перспективе, нужны люди, которые останутся здесь надолго.

Своими силами мы запустили регулярный ежедневный автобусный маршрут до Архангельска, который ходит круглый год. Для удобства сделали онлайн-бронирование билетов. Это очень сложный и затратный проект, так как гравийная дорога быстро изнашивает транспорт. Чтобы развивать это направление, обсуждаем возможность субсидий.

В работе с органами власти очень важно обосновать необходимость строительства той или иной инфраструктуры. Показать на графике, что сделанная дорога будет обслуживать не только жителей поселка, но и привлечет новых людей, которые будут здесь оставлять деньги.

Анна Клепиковская

2. Создать туристические продукты

Мы запустили более 20 однодневных экскурсий, которые собирают огромный поток туристов: только на новогодние праздники приезжает около двух тысяч человек. Парк работает как открытый визит-центр: экскурсии, гостиница, ресторан, трансфер, прокат оборудования.

Мы единственный туроператор в районе и запустили многодневные туры с проживанием и питанием. Сейчас делаем на них акцент: хотим, чтобы гости не просто бронировали отель вдали от цивилизации, а заказывали полноценную программу. Мы также организуем конференции, свадьбы — берем на себя транспорт, кейтеринг и так далее.

3. Сотрудничать с теми, кто присутствует на территории и за ее пределами

Мы взаимодействуем и выстраиваем партнерские связи с очень большим количеством людей в разных точках. Это и Мезень, и Кимжа, которые расположены в 150 километрах от нас. Важно ориентироваться на различные целевые аудитории, которые приезжают из разных точек страны.

Мы инициировали совместные проекты с музеем, заповедником, культурным центром. Первыми экскурсоводами Парка были сотрудники заповедника. Они отлично знают тайгу, влюбляют гостей в природу севера и занимаются экопросвещением.

Для творческих местных жителей запустили проект «От меня зависит» и поддерживаем тех, кто горит своим увлечением. Например, Алену Валькову, которая создает фигуры из дерева и арт-объекты. Ее Пинежские рябчики стали известной туристической достопримечательностью. Также мы сотрудничали с талантливым журналистом Алексеем Павловым, который пишет статьи на портале Пинега. РФ.

4. Создать ценность

Создавать ценность — наша главная задача. Важно не просто продавать номера, а давать людям нечто большее — то, за чем они готовы ехать и то, ради чего стоит возвращаться.

Анна Клепиковская

У нас есть невероятная природа, уникальные карстовые пещеры и лог, нереальный ландшафт пинежской тайги, живые деревни. Но большинство отзывов гостей «Голубино» именно про людей, которые встречались им на территории и были проводниками к природной красоте.

Важно создавать ценность и для местных жителей, менять качество их жизни. Например, у пинежан есть запрос на кафе. Открывать его ради небольшого количества человек нерентабельно, поэтому содержать такие объекты можно только за счет туристов.

5. Начать работу с молодежью

Мы начали активно взаимодействовать с молодежью с позапрошлого года. На практику в «Голубино» приезжают ребята из старших классов Пинеги, профильных вузов и техникумов Архангельска. Они работают официантами, администраторами, экскурсоводами, вожатыми лагеря.

Мы предоставляем площадку для проекта «Школа туризма», в рамках которого занимаемся экопросвещением, проводим экскурсии, объясняем, как работает индустрия гостеприимства. Для Пинежских школьников мы провели двухнедельные кулинарные курсы, а также сделали бесплатный проект по обучению детей основам циркового искусства, куда приглашали педагогов из цирка «Весар» в Архангельске. Мы хотим дать подрастающему поколению Пинеги те же возможности, которые есть в больших городах. Думаю, что долгосрочный эффект от этой инициативы мы увидим лет через десять.

6. Выстроить систему обучения

Мы внедрили систему наставничества, а также организовали совместное обучение с музеем в Пинеге. Наши экскурсоводы не раз становились лучшими в Архангельской области, а гости постоянно оставляют отличные отзывы об экскурсиях в социальных сетях и на виртуальных картах.

7. Запустить маркетинг

Маркетинг я выстраивала интуитивно — сначала в голове и PR, и маркетинг, и продажи были смешаны. Сейчас мы активно развиваем социальные сети и ищем новые каналы продвижения.

Как измерить успех

Существуют понятные для бизнеса критерии, например, выручка — сколько мы заработали за год. Но мы не гонимся за цифрами в плане потока: ну, приедет к нам миллион человек, а чему тут радоваться? Что они приехали, прошли по улицам и уехали? Наши основные задачи — это работа с длительностью, возвратностью и средним чеком. Анализируя эти данные, мы оцениваем сильные стороны и зоны роста. Также смотрим на интерес гостей. К примеру, в прошлом году у нас совсем не пользовалась популярностью экскурсия на северные каньоны, а в этом году заявки на нее чуть ли не через день.

Следующий важный показатель — отсутствие простоев и равномерная загрузка по сезонам.

Дальше — привлекательность в качестве работодателя. Нам присылают много резюме, а кто-то приезжает отдохнуть, но остается работать. Так получилось с Машей Вилюковой — сначала она была нашим гостем, потом устроилась на работу, взяла на себя выстраивание продаж и бронирований и теперь делится опытом на конференциях по всей стране.

Другой показатель — наш бренд в регионе. Если в Архангельске проходят какие-то съемки, нас очень многие рекомендуют.

Конечно же, мы отслеживаем отзывы, бережно относимся к обратной связи.

Есть и те показатели, которые сложно измерить, но они играют для нас важную роль. Развиваясь сами, мы развиваем территорию, улучшаем жизнь местных жителей. А еще для нас важно, чтобы как можно больше людей узнали о заповедной природе Севера и осознали его ценность и красоту.

Команда Территории. РФ собирает практики по управлению территориями — совместно с ПИР Экспо, Банком ДОМ. РФ и PM-Hotel мы выпустили книгу, где собрали девять интервью с госслужащими и предпринимателями, которые выстроили системную работу в регионах присутствия. А чтобы узнать больше о нашем подходе к развитию территорий, подписывайтесь на наш телеграм-канал: там мы рассказываем, как создать туристический продукт, запустить маркетинг и добиться результата.
#туризм #туризмвроссии #маркетинг

11
2 комментария

очень здорово, отель-парк тяжело развивать , но вот когда есть концепция и креатив в работе , людей в наше время это привлекает , плюс едешь на отдых, а там все продумано до мелочей , не нужно заморачиваться

1
Ответить

Да, сейчас на передний план выходит маркетинг впечатлений — недостаточно построить место проживания, важно обеспечить сценарии отдыха.

Очень было бы интересно узнать про ваш опыт (если такой есть). Были ли в подобных парк-отелях в России или в мире и какие впечатления остались?

Ответить