Зачем регистрировать товарный знак?

Страшная история про предпринимателей и товарный знак. Как бились на Wildberries с недобросовестными конкурентами и учили пугающее слово «контрафакт».

Зачем регистрировать товарный знак?

Если у вас есть бренд и вы честно делаете хорошую продукцию или оказываете качественные услуги, то вам всегда есть чего бояться. Конкурентов. Которые не стали выстраивать эффективный бизнес, а предпочли почивать на ваших лаврах. Регистрацию товарного знака малые и средние предприниматели, как правило, не проводят – им бы клиентов привлечь и издержки минимизировать. Но это чуть ли не первое, чем надо озаботиться, если вы настроены на долгую работу и хорошую прибыль.

В чём опасность отсутствия регистрации товарного знака?

Свою историю нам рассказала Екатерина Матанцева, социальный предприниматель (кто это?), создательница российских брендов Ми&Ко и Pure Water.

Мы работаем на рынке натуральной косметики 15 лет. За это время неоднократно сталкивались с подделкой наших товарных знаков. Нарушений стало особенно много после 2022 года, когда ввели санкции. Только в прошлом году на рынке появилось около 1000 новых брендов. И они стали отнимать долю совсем не у зарубежных игроков, как ожидалось, а у существующих российских.

Конечно, когда ты заходишь на рынок, проще присоединиться к готовой истории успеха, к бренду, у которого есть узнаваемость и целевая аудитория. С развитием маркетплейсов стало легко смотреть, какие бренды продаются, создавать их копии по дизайну и выводить похожее, но, например, с более дешёвым составом и низкой ценой.

В 2023 году у нас была ситуация на маркетплейсе WILDBERRIES, когда ООО «Миэко» скопировало товарный знак Mi&ko, после нашего обращения с карточек товара его убрали. В другой раз ИП Твердов Н.А. использовал на этикетках товара знак Pure Water, причём товар выпускался в неэкологичной упаковке дой пак, которую мы не используем. Мы написали в маркетплейс и УФАС Краснодарского края и оспорили это. Одновременно получили много жалоб от клиентов на качество товара.

Когда подделывают нашу продукцию, я больше всего переживаю даже не за то, что недобросовестные бизнесмены забирают часть продаж (а это около 2 миллионов рублей в месяц), сколько за здоровье клиентов, которые покупают контрафакт. Я уверена, что предприниматель, который ведёт бизнес неэтично, не может выпускать этичный и безопасный товар.

Мой опыт говорит о том, что регистрировать торговую марку надо сразу, если, конечно, вы хотите, чтобы ваш бизнес-корабль с уникальным стилем покорял океаны. Так вы защитите свои инвестиции в бренд и его pr, доходы, репутацию и позаботитесь о здоровье клиентов. И ещё. Для предпринимателя, который собирается играть вдолгую, важно заранее подумать о том, как будет развиваться бренд: будет ли выходить на рынки в другие страны, в какие, с какими категориями товаров. Например, когда мы стали продавать продукцию в Беларуси и Казахстане, мы только через 2 года подали заявку на регистрацию в этих странах. Хорошо, у нас были порядочные партнёры, но бывает так, что партнёр сам регистрирует твою торговую марку и начинает выпускать товар под твоим именем.

Благо, что сейчас у предпринимателей есть большая поддержка по многим фронтам. Например, с оформлением документов нам помогают юристы Вятской торгово-промышленной палаты, центр поддержки экспорта субсидирует затраты на регистрацию товарных знаков в других странах, а маркетплейсы чутко реагируют на претензии брендов.

Если мы вас ещё не напугали, то почитайте про сладкий спор «Алёнки» и «Алины» или про кошачьи «разборки».

Если напугали, ждите нашу следующую статью о том, в чём выгоды регистрации товарного знака.

А ещё готовим подробный гайд о том, как регистрировать товарный знак в России.


Авторы благодарят магистрантов программы «Высокотехнологичное социальное предпринимательство» МГТУ им. Н. Э. Баумана за помощь в подготовке материала.

44
2 комментария

вот недавно столкнулись с тем, что везде нужен честный знак

1
Ответить

И убедились, что нужно регистрировать? Расскажете свою историю?

Ответить