“Как же ты пишешь? Ты ж не видишь монитор.” И другие неудобные вопросы незрячему копирайтеру

Когда ты не такой, как все, с тобой бывает страшно, неловко, непонятно, как взаимодействовать. Но самое провальное в этом случае для обоих сторон — молчать и делать вид, что проблемы не существует.

“Как же ты пишешь? Ты ж не видишь монитор.” И другие неудобные вопросы незрячему копирайтеру

Привет! Меня зовут Елена Сичкар, и почти год назад здесь вышла моя статья о пути в копирайтинге в отсутствии зрения, которая наделала немало шума. С тех пор много всего изменилось — я неплохо прокачалась в кейсах, статьях для VC, а ещё у меня скопились вопросы, которые клиентам часто неловко мне задавать, а я не всегда додумываюсь сразу о чём-то таком предупредить, так что иногда обоим сторонам бывает неудобно. Решила собрать самые частые вопросы в статью, вдруг это актуально не только мне.

«Как ты пишешь? Надиктовываешь голосом»?

Печатаю я, как и все вы. Отличие только в том, что я не смотрю в монитор, а слушаю голос скринридера — программы, которая озвучивает все действия на экране. Благодаря ей я могу сёрфить в интернете, сидеть в соцсетях, писать статьи, читать книги и делать другие вещи. Но много всего не могу. Например, пользоваться официальным приложением «Телеграм» на компьютере не могу совсем, а на смартфоне могу только отчасти. Скринридеры есть для смартфонов и компьютеров, у каждого свои нюансы, но принцип везде один — встроенный синтезатор речи проговаривает голосом то, что зрячий человек может видеть глазами.

Управление возможно только при помощи горячих клавиш. Я знаю десятки сочетаний для каждой системы, если не сотни.

У смартфонов горячих клавиш нет, зато есть жесты, которые тоже приходится помнить.

«Тебе же удобнее голосом?»

К голосовым сообщениям отношусь неоднозначно. В целом против них ничего не имею, но только если их тут же можно перевести в текст. В Телеграме их нельзя остановить, перемотать, изменить скорость. А слушать словесный поток довольно сложно, особенно, если собеседник часто отвлекается. Но когда клиенту удобнее общаться голосовыми, я подстраиваюсь, сразу отправляю их боту-расшифровщику.

Мне самой писать привычнее текстом. Получается иногда даже быстрее, чем голосом. На iPhone можно набирать текст шрифтом Брайля, это сильно упрощает жизнь.

«Как ты умудряешься так грамотно писать?»

У многих слепых людей пунктик по поводу грамотности. За типичные ошибки незрячих, вроде названий с маленькой буквы, отсутствие кавычек или пробелов после запятой могут знатно затроллить.

Повышать грамотность отчасти помогает скринридер. Если слово написано неправильно, он будет соответствующе его произносить. Я сразу обращаю на это внимание и проверяю, в чём дело. Если не нахожу ошибку, открываю словарь и запоминаю написание. Также и с пунктуацией. Когда есть какой-то знак, скринридер делает едва заметную паузу, это тоже отчасти помогает проставлять запятые.

«Там ё местами потерялась, сможешь проставить?»

Я отношусь к любителям буквы ё, но перечитывать тексты в её поисках для меня та ещё пытка. Скринридер читает тексты с большой скоростью. Не могу сказать точно, сколько слов в минуту, но гораздо быстрее речи живого человека. Вычитывать тексты обычно приходится в конце дня, когда я уже изрядно устаю и медленнее реагирую. Как у зрячих авторов «замыливается» глаз, так у меня «замыливается» ухо. Иногда по несколько минут зависаю над каждой строчкой. Раньше помогал дисплей Брайля — специальный гаджет, на котором буквы отображаются в виде выпуклых точек. Но сейчас он стал как-то особенно часто глючить, иногда не запускается совсем. Новый в наших теперешних условиях купить нереально, да и стоит он как крыло от самолёта, поэтому вся надежда только на собственные уши.

«Как ты верстаешь? Твой текст легко читать»

Мои первые посты в Телеграм-канале пестрили смайликами как новогодняя ёлка гирляндами, а весь текст был сплошной простынёй. Меня это не смущало, но читателям было непросто. Когда я решилась попросить у подписчиков обратную связь, в первую очередь мне порекомендовали добавлять пустые строки между абзацами и сократить количество смайликов. Сказано — сделано. Так мои тексты в канале стало легко читать. Как я это контролирую? На смартфоне никак, потому что текст сообщения в Телеграме проговаривается без остановки, сплошным потоком. Зато на ноутбуке передвигаться по документу можно стрелками, и когда попадается пустая строчка, скринридер произносит «Новая строка».

«А чё у тебя в одном доке разные шрифты?»

При копировании фрагментов текста на Mac копируется не только сам текст, но и форматирование. Можно скопировать без форматирования, но это сочетание я вечно забываю. Поэтому у меня в одном файле бывает по несколько шрифтов. Обычно стараюсь сбросить форматирование перед отправкой, но могу заработаться и забыть. Мне вообще сложно удерживать в голове какой бы то ни было визуал, если ничто специально об этом не напоминает.

Проставлять определённый шрифт мне трудно, потому что для этого нет горячих клавиш, или я пока их не знаю, а через меню у меня часто получается что-то не то: то нужный шрифт не могу найти, то он сбрасывается, пока я “иду” до кнопки “ок”, то ещё какая-то неведомая пакость.

«А всё жирным шрифтом, это так специально?»

Жирный шрифт тоже иногда пролетает вместе с форматированием. Самое досадное, что часто я об этом даже не знаю. Сейчас начинаю работать с помощницей, которая будет помогать мне как раз с визуалом. Надеюсь, на все подобные уловки попадаться наконец перестану.

«Ты можешь делать отступ не вручную?»

С отступом та же история. Если очень постараться, могу сделать. Но через меню иногда почему-то не срабатывает. А если клиенту не принципиально, я на это честно забиваю и проставляю вручную.

«Я там красным пометил, ты же можешь найти?»

С цветовыми метками работать практически нереально. Скринридер не обучен произносить цвета по умолчанию. Чтобы найти цветовое выделение, нужно чётко знать, где искать. Но проще сразу выяснить, где что поправить, чтобы долго и мучительно не перебирать все до одной строчки. Сама выделять цветом я в целом могу, но здесь есть риск вместо красного покрасить зелёным, потому что горячих клавиш для выбора цвета тоже нет, только через меню.

В целом работать с цветом я избегаю как только могу. Плюс это долго — надо найти нужный цвет в меню, прослушать много всего лишнего, выбрать цвет, проверить, выбрать ещё раз, если цвет не тот — уффф…

«Тут лучше таблицу, давай сделаем?»

Таблицы в целом доступны, но работать с ними очень долго и неудобно. Постоянно нужно контролировать границы ячейки. Ещё не везде можно сходу перемещаться от одной ячейки к другой, чаще всего приходится прочитывать всё содержимое каждой ячейки от начала до конца. Терпение обычно заканчивается уже где-то на второй строчке. Иногда скринридер не читает, какой под курсором столбец, и какая строка, поэтому могу вставить текст не в ту ячейку. После всегда прохожу, перепроверяю.

Если таблица большая, часто бывает непонятно, как располагаются столбцы и строки, особенно, если заполнена не каждая ячейка.

«А что в третьей таблице не поправила? Там ещё один мой коммент»

Комментарии в таблицах — отдельное зло. Никогда заранее не знаешь, где именно они спрятались. Если список комментариев не пришёл на почту, искать приходится долго и мучительно. Если есть возможность, сразу уточняю у редактора, куда “идти”.

«Ты можешь читать комментарии в Гугл-доке?»

Комментарии вполне доступны. Обычно я начинаю двигаться от начала документа к концу, попутно перечитывая весь текст. А когда «натыкаюсь» на комментарий, скринридер перестаёт читать текст, произносит «начало комментария», потом ту часть, которую клиент выделил, а потом «конец комментария». Дальше нужно дойти стрелками вправо-влево до выделенного фрагмента и нажать очередное сочетание клавиш, тогда прочитается текст комментария. Для работы с ними я пользуюсь одновременно смартфоном и компьютером. На смартфоне просматриваю, сколько всего комментариев, прочитываю их полностью, там же отвечаю, если требуется. Отвечать можно и на компьютере, но со смартфона мне проще. Дальше перехожу на компьютер и начинаю вносить правки.

«Ты можешь предложить иллюстрации? Не искать, просто предложить»

С иллюстрациями проблема. У меня нет насмотренности. Более того, я не умею видеть глазами, воспринимаю мир по-другому. Мои визуальные образы — часто цветовые пятна без чётких границ. Я могу представить шершавую поверхность грецкого ореха, тёплый чайник, холодный металл — буквально почувствовать это всё кожей. А вот предложить обложку к статье про площадки для бизнеса не могу. Просто не понимаю, что это может быть.

«А скрин пришлёшь?»

Со скринами всё грустно. То ли я просто не умею их делать, то ли для этого надо видеть. Когда я пытаюсь сделать скрин на смартфоне, лучше всего мне удаётся снять верхнюю панель, где значок сети, время и вот это всё. А нужный кусочек текста иногда даже не влезает. Знакомые незрячие ничего дельного не подсказали — скорее всего, силами скринридера это недоступно.

На компьютере я делала скрин всего однажды, но сначала пришлось развернуть окно на весь экран. А какой получился результат я даже не знаю — скрин в итоге не понадобился.

«Показываю на скрине, понятно?»

Читать чужие скрины в Телеграме мне помогает Vision bot. Он вполне справляется с задачей, если нужно просто прочитать текст, чуть похуже, когда нужно распознать изображение. Но определять форматирование он не умеет. Приходится задавать много глупых вопросов клиенту.

«Ты же можешь найти задачу в Kaiten?»

Таск-менеджеры в большинстве случаев моя боль. Сейчас есть вероятность, что откажусь от проекта только потому, что там вся работа проходит в Kaiten. А мне доступно лишь описание задачи и комментарии. Передвинуть задачу я не могу, потому что не озвучиваются кнопки. А ещё всегда боюсь что-нибудь там случайно удалить.

«А тебе доступен Zoom?»

Zoom и прочие приложения для связи мне в основном доступны. Но от каждого нового приложения я сначала впадаю в лёгкую панику. Я не могу просто загрузить приложение, зарегистрироваться и присоединиться к встрече. Сперва надо понять, могу ли я вообще им пользоваться. Для этого часто прошу помогать мужа: он ставит приложение себе на смартфон, мы созваниваемся, я жму все кнопки по очереди и проверяю, что работает, а что нет. В целом я стараюсь подстраиваться под клиентов. Но если какое-то приложение недоступно в принципе, не стесняюсь об этом сообщить. Это не моя прихоть и не отмазка от созвона. Пока все относятся с пониманием. Но если кто-то из-за этого решит расстаться, я готова это принять.

«Тут надо подпись поставить, сможешь?»

Самое ужасное, когда пишут что-то вроде «Здесь надо просто распечатать, подписать и сфотографировать». Я могу только распечатать, на этом мои возможности заканчиваются. Поставить подпись пальцем по дисплею я тоже не могу. Сейчас выручает ЭДО, но не все клиенты с ним работают, и не все приложения мне доступны, а «Госключ» вообще выдаёт ошибку. Подписывать документы мне помогает падчерица.

«А чек пришлёшь?»

По предыдущим пунктам может показаться, что я только и делаю, что ворчу на недоступные приложения. В качестве исключения расскажу про «Мой налог», который вполне доступен — выдавать счета, чеки и оплачивать налоги можно без проблем. Вот только дальше это всё нужно отправлять, как правило, в Телеграм, и тут уже не так безоблачно. Спасает Гугл диск, куда я сначала загружаю файлы, а клиентам потом отправляю на них ссылки.

“А как копирайтер ты что можешь?”

Визуал — это, конечно, замечательно, но копирайтер прежде всего должен уметь:

  • Разбираться в маркетинге
  • Определять целевую аудиторию
  • Понимать, для кого он пишет и зачем
  • Решать текстами задачи бизнеса и проблемы читателей
  • И много других вещей, где наличие или отсутствие зрения большой роли не играет. И как показывает практика, делать это всё я вполне умею — довольных клиентов становится всё больше.

Я люблю то, чем занимаюсь, и не останавливаюсь только потому, что чего-то там не могу. Решение найти можно практически всегда, было б желание.

Если у вас есть вопросы в рамках закона и приличия, смело задавайте их в комментариях.

А если хотите больше историй из незрячей жизни и копирайтинга, добро пожаловать в мой Телеграм.

254254
141 комментарий

Елена, честно, такие люди как вы - пример для всех нас, кто ноет, депрессует от "непонимания", вообщем, не ценит то что имеет.
Спасибо, что написали пост и напомнили об этом.
Возможно, получится как-то вам помочь, "хорошие новости дают о себе знать тихо" ©

41
Ответить

Да я тоже ною, все мы люди, у всех полно проблем. Но важно на них не зацикливаться, а то вся жизнь мимо пройдёт :)

21
Ответить

Полностью с Вами согласен, в точку)

1
Ответить

Лена, восхищаюсь твоей силой воли, целеустремлённости и рвению к работе! Очень интересно наблюдать за твоим ростом ❤️

21
Ответить

Спасибо, Лена. Приятно ❤️

1
Ответить

Давайте тегнем @Kaiten.ru )) вдруг поставят себе задачку Оо

8
Ответить