Собрать свою команду, ИТ-аутсорс или аутстафф? Плюсы, минусы, риски

Создавая бизнес с нуля или развивая новый продукт в компании, руководитель часто хочет нанять собственных специалистов, которые будут вовлечены в процесс, быстро реагировать на изменения и слаженно работать под его контролем. Иногда набирать штат оправданно, а в некоторых случаях лучше обратить внимание на аутсорсинг или аутстаффинг.

Собрать свою команду, ИТ-аутсорс или аутстафф? Плюсы, минусы, риски

Мы в Siberian.pro помимо разработки мобильных и веб-приложений предоставляем услуги ИТ-аутсорсинга для компаний. И если формат аутсорсинга персонала сейчас более-менее привычен и понятен многим, то аутстаффинг на российском рынке используется не так часто. Но такими услугами уже пользуются крупные компании: Яндекс, Mail.ru, МТС, Yota и др.

В любом случае, вокруг этих видов сотрудничества крутится много мифов и недоверия, хотя именно аутсорс и аутстафф способны помочь быстрее и безболезненнее выпускать и тестировать продукты.

В статье я хочу разобрать плюсы и минусы всех трех форматов работы с ИТ-специалистами. Это поможет выбрать тот формат, который подходит именно вам. Статья была опубликована на E-xecutive.ru.

В каких случаях собирают собственную команду?

В собственной команде вы можете собрать вокруг себя вовлеченных единомышленников с похожими ценностями, которые будут работать только над вашим проектом и под вашим контролем. Но помните, что одновременно вы будете от и до заниматься наймом, онбордингом, обучением, мотивацией, заменой и увольнением сотрудников.

Такие издержки могут быть обоснованы, если:

  • Вы уже запустили продукт и поняли, что он нужен целевой аудитории. Многие стартапы пользуются аутсорсом разработки на этапе создания MVP и релиза, а после получения инвестиций находят своего СТО и набирают ИТ-команду в штат.
  • У вас долгосрочный проект с годовым бюджетом от 10 млн рублей в год. В этом случае затраты на налоги, страхование, аренду офиса в будущем окупятся и помогут выйти в плюс.
  • Вы запускаете новое направление или продукт в компании, где уже есть своя ИТ-инфраструктура. Здесь многие тоже пользуются аутстафф- или аутсорс-услугами, но и своя команда — вполне обоснованный вариант.

Учитывая эти особенности, важно оценить плюсы и минусы перед тем, как собирать собственную команду.

Преимущества собственной команды:

  • Хорошая слаженность. Работая вместе несколько месяцев подряд, люди начинают лучше понимать друг друга и учитывать особенности каждого, досконально изучают продукт. Благодаря этому команда спустя время кратно растет за счет сплоченности. Сотрудники быстрее вникают в новые задачи и быстрее справляются с доработками.
  • Сильная экспертиза. Со временем во внутренних командах вырабатываются свои методы работы, инструменты и навыки.
  • Вовлеченность. Если команду объединяют не только общие проекты, но и совместное обучение, тимбилдинги, корпоративы и посиделки в пятницу вечером, они сильнее привяжутся к компании. А это значит, что в их действиях будет больше энтузиазма, новых идей и лояльности.
  • Быстрая коммуникация. Когда вы работаете в одном офисе и с одним и тем же графиком, обсудить вопросы получается быстрее и проще.

Недостатки, которые могут свести плюсы на нет:

  • Большие затраты на содержание команды. Нанимая команду своих разработчиков, понадобится найти дополнительных сотрудников, которые будут обслуживать весь процесс найма: HR-менеджеров, рекрутеров, офис-менеджеров, бухгалтеров и тех, кто будет продвигать HR-бренд. Плюс затраты на офис, налоги, страхование, больничные, отпускные, фирменный мерч и пр.
  • Найти лидера команды, которому можно доверять, – дело непростое и небыстрое. Для управления собственной командой разработчиков нужно либо самому хорошо разбираться в технической части, либо найти руководителя с сильной технической экспертизой, который будет вести команду к результату. Если ошибиться в выборе, можно слить весь бюджет, но так и не получить нужного продукта.
  • Долгий поиск подходящих специалистов. Не так просто найти человека с нужными навыками и опытом, который примет именно ваш оффер. На это может уйти несколько месяцев + время на онбординг и адаптацию + риск, что сотрудник в итоге не подойдет или сам решит уйти.
  • Нужно платить зарплату, даже когда нет задач. Если у вас нет стабильной загрузки или человеку приходится ждать, пока другой специалист сделает свою работу и передаст ее дальше, вы в любом случае оплачиваете эти часы простоя. В том же аутсорсе, например, вы платите только за реальные часы работы или готовый результат.
  • Человеческий фактор. В процессе разработки могут возникать моменты, которые будут тормозить процесс: кто-то заболел, выгорел, потерял мотивацию или решил уйти прямо перед релизом. Если в аутсорс-команде человека смогут быстро заменить, то в собственной команде с этим будет сложнее.

Виды взаимодействия с подрядчиками

Аутсорс разработки

Такой формат предполагает, что компания-заказчик делегирует определенные функции и задачи другой ИT-компании на долгий срок и часто без привязки к конкретному проекту.

Так, к нам регулярно приходят крупные интернет-магазины, ритейл или владельцы стартапов, чтобы заказать или доработать мобильное или веб-приложение, бэкенд для их продуктов или отдельных услуг. Мы изучаем задачи, проводим исследование, оцениваем сроки и стоимость, согласовываем все это с заказчиком и самостоятельно разрабатываем/дорабатываем решение под ключ.

Но передавать на аутсорс можно не только целые цифровые продукты. Часто компании просят заняться какой-то отдельной услугой. Бывает, заказчик уже работает с другим разработчиками, но отдельно им, например, нужна экспертиза в бизнес-аналитике и мобильном дизайне.

К аутсорсу чаще всего обращаются в трех случаях:

  • Нужно быстро создать MVP для тестирования идеи стартапа. Нанимать целую команду в штат на начальном этапе нецелесообразно и слишком затратно.
  • Если не хватает специалистов с нужной экспертизой внутри компании. Например, вы запускаете новый проект или существующий продукт быстро растет, требуя более опытных специалистов или с другим стеком технологий. Чтобы не рисковать, бывает легче отдать какие-то направления работы на аутсорс более опытным командам.
  • Разработка — не ваше основное направление работы. Малому и среднему бизнесу бывает достаточно заказать сайт или мобильное приложение с техподдержкой у сторонней компании, чем нанимать для этого целый ИТ-отдел.

Плюсы аутсорс-команды:

  • Не тратите деньги на обслуживание команды. Вам не нужно вносить страховые и пенсионные взносы, покупать оборудование, нанимать обслуживающих специалистов — вы платите только за результат работы. И если у вас нет задач, команда просто переходит на другой проект, а вы не платите ей за простой, в отличие от сотрудников в штате.
  • Почти нет бюрократии. За сотрудников на аутсорсе не нужно вести воинский учет, решать вопросы с трудовыми договорами и зарплатами.
  • Можно быстро найти команду под нужный стек и направление работы.
  • Гибкий подход к составу команды. Вы можете попросить подрядчика заменить или убрать неподходящих специалистов, а если продукт не взлетел или отпала необходимость в услуге, расторгнуть договор.

Недостатки аутсорса:

  • Разница в часовых поясах и графике работы, языковый барьер. Если вы живете в Москве, а подрядчиков ищете в регионе или в других странах, нужно быть готовым к тому, что они не всегда смогут быстро отвечать на ваши запросы или работать строго по вашему времени.
  • Есть риск утечки информации. Отдавая задачи сторонней команде, вы предоставляете ей конфиденциальные данные компании и даете доступ к внутренним процессам. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, важно сразу прописать в договоре условия конфиденциальности.
  • Трудно с первого раза найти хорошего подрядчика. Если до этого вы никогда не сталкивались с аутсорсом, можно запутаться в своих запросах и большом количестве разных предложений. Я публиковал статью о том, как правильно выбрать подрядчика — она поможет не наделать ошибок при выборе команды.

Аутстафф

Такая форма сотрудничества предполагает «аренду» конкретного специалиста с определенными навыками и опытом. Специалист после заключения договора начинает выполнять задачи в штате компании-заказчика и под руководством ее менеджеров (в отличие от аутсорса), но официально числится в штате компании-аутстаффера.

Аутстаффинг отдельных специалистов обычно подходит в случаях, когда:

  • Нужно внедрить узконаправленную технологию, но в штате компании нет разработчиков с подходящим опытом.
  • Есть потребность ускорить процессы в компании и запустить проект в срок, но не хватает рабочих рук.

Тут у многих возникает резонный вопрос: в чем смысл такого формата работы и почему просто не нанять специалиста без посредников?

Когда компания нанимает человека через аутстаффинг, она освобождает себя от юридических и административных сложностей, не несет риска издержек — выплачивает зарплату, оформляет больничные, платит налоги и заполняет документы компания-аутстаффер. А если сотрудник по каким-то причинам не подошел, по договору его должны заменить в короткие сроки. И главный плюс аутстаффинга — с помощью него найти нужного сотрудника можно за 1 день, а человека в штат придется искать минимум 1-2 месяца.

Аутстаффинг — это полностью законный способ сотрудничества между компанией и посредником. Обе стороны заключают договор о предоставлении персонала. Заказчик сам определяет требования к сотруднику, а сотрудник заключает срочный или бессрочный трудовой договор с компанией-аутстаффером, но работает на территории заказчика — в офисе или в корпоративных мессенджерах, следует его графику работы и правилам.

Преимущества аутстаффинга:

  • Быстрый поиск нужного сотрудника. На рынке с дефицитом опытных специалистов подходящего человека можно искать месяцами. У компаний-аутстафферов их можно найти за несколько дней.
  • Снижение нагрузки на бухгалтеров и HR-менеджеров. В аутстаффинге бОльшую часть документооборота берет на себя компания-аутстаффер.
  • Гибкое управление сотрудниками. Компания может нанять столько людей, сколько нужно, на любой срок, а при необходимости быстро пополнить штат. А если сотрудник не подойдет, аутстаффер быстро найдет ему замену.
  • Гарантии. Компания застрахована от ситуаций, когда человек может внезапно уйти или нарушить условия договора. За него несет ответственность компания-аутстаффер, поэтому даже в таких случаях она возьмет на себя ответственность за поиск нового специалиста.

Проблемы, которые могут возникнуть в процессе:

  • Сотрудник может не вписаться в проект и корпоративную культуру. Нанимая людей даже на короткие проекты, важно, чтобы он быстро влился в работу и нашел общий язык с командой. Бывает, что компания при найме сотрудника на аутстафф не уделяет внимания софт скиллам, делая упор на технические навыки. Но трудности в общении могут нанести не меньший ущерб проекту.
  • Есть риск выгорания специалистов. В случае аутстаффа сотруднику бывает трудно почувствовать себя частью команды. Особенно когда он регулярно работает на краткосрочных проектах.
  • Можно наткнуться на недобросовестных аутстафферов. Например, они могут резко повысить оплату за сотрудника и за продление договора, если уверена, что компания-заказчик особенно нуждается в нем. Добросовестные подрядчики обычно прописывают такие детали в договоре и стараются сохранить хорошие отношения, но встречаются и не самые честные компании.

Сначала разобраться в нюансах каждого вида сотрудничества бывает трудно, поэтому мы с командой сделали таблицу — с помощью нее можно сравнить все форматы работы.

Собрать свою команду, ИТ-аутсорс или аутстафф? Плюсы, минусы, риски

Как сократить риски при взаимодействии с подрядчиком

Чтобы сотрудничество действительно помогало в работе, а не приносило дополнительный стресс, важно правильно выбрать компанию-посредника и аутстафф-сотрудника. Вот несколько советов, которые помогут отсеять недобросовестные команды.

  • Смотрите на опыт, кейсы и отзывы. Если компания давно сотрудничает с компаниями, у нее уже налажены процессы и работа будет идти проще.
  • Запрашивайте резюме и собеседования. У добросовестного подрядчика всегда есть подготовленные резюме кандидатов и карта компетенций, которые помогут оценить их навыки. А согласие на собеседование — еще один белый флаг, который покажет открытость компании.
  • Прописывайте в договоре все нюансы. Например, за какой срок подрядчик должен найти замену неподходящему сотруднику или в каких случаях не имеет права поднимать стоимость работы.

Больше полезных советов по выбору ИТ-подрядчика я оставил в этой статье. Еще напомню о том, как быть, если ваш подрядчик по разработке оказался недобросовестным.

Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях. И поделитесь, какой формат работы вам ближе и почему.

А если статья показалась вам полезной, буду рад видеть вас в моем Телеграм-канале. Там размышляю о роли руководителя, своих находках в управлении и проблемах, с которыми сталкиваюсь на пути CEO IT-компании. Давайте двигать российский IT-бизнес к высоким мировым стандартам.

2020
2 комментария

Спасибо, хороший анализ! Вы смогли обозначить и рассмотреть все аспекты!

1
Ответить

Руслан, благодарю!

Ответить