Адаптивный интеллект. Что это еще такое?

Часто слышите про эмоциональный интеллект? И хорошо, ведь способность распознавать эмоции, намерения, желания и мотивацию ближнего своего очень важна. Но не менее полезно уметь адаптироваться к новым обстоятельствам. Последние годы показали нам важность умения быть гибким и подстроиться под новые реалии. Ведь даже положительные изменения, такие как смена работы или повышение, могут быть очень даже стрессовыми.

Адаптивный интеллект. Что это еще такое?

Меня зовут Нина Рубштейн, я психолог, организационный консультант, автор более 40 книг. В профессии больше 30 лет, веду тренинги, обучаю и помогаю развивать социальные и профессиональные навыки.

Помните шутку про горизонт планирования в 5 минут? Так вот, те, кто отлично осознают обстановку и быстро умеют приспособиться, имеют хорошо развитый адаптивный интеллект.

Это такая же важная штука, как и эмоциональный интеллект. Они работают часто в связке. EQ помогает определить, какова ситуация, а AQ – подогнать свои действия под новую реальность, чтобы удержаться на плаву и улучшить свое положение.

Это одно из самых важных качеств руководителя, поскольку бизнес и социальная среда сейчас меняются быстро. Большинство гипотез и прогнозов работают максимум на 50%.

Уверена, рядовой сотрудник, обладающий такими качествами — первый кандидат на повышение статуса и руководящие должности.

Но с адаптивным интеллектом не всё так просто. Как показывает статистика, 35% новых сотрудников вынуждены были «выживать» на новом рабочем месте. Любая перемена в жизни — стресс. Если не понимаешь, как встроиться в "организм организации", чувствуешь себя дискомфортно. Это может перекрыть все возможные выгоды этой работы. При отсутствии возможности найти свое место в команде, человеку трудно наладить хорошие отношения с коллегами, качественно выполнять свою работу. Все время на нервах, так как не ясны правила и нет чувства безопасности: за что похвалят и наградят, а за что накажут и уволят.

Поэтому важно помочь новичку адаптироваться на рабочем месте. Это позволит ему быстрее и легче найти свое место в команде и приносить хорошие результаты работы.

Однако, зачастую в компаниях адаптацией новичков занимается примерно никто. Это, на минуточку, 48%, по данным работы.ру. Либо этим занимается бедолага, на которого повесили не очень-то и желаемое наставничество. В итоге, новичку приходится как барону Мюнхгаузену самостоятельно вытаскивать себя из болота неуверенности и новых обстоятельств.

Как же помочь себе, если выходишь на новую работу?

Если с адаптацией у вас трудности, то нужно составить для себя список вопросов, на которые необходимо получить ответы.

Памятка, кому актуально, забирайте)
Памятка, кому актуально, забирайте)

Проранжировать эти вопросы по степени срочности для себя.

После этого найти 1-3 "старичков" в коллективе, которым можно задать все эти вопросы и получить максимально исчерпывающие ответы, и постараться установить с ними доброжелательные отношения. После этого проверить их видение и рекомендации на практике.

Не стесняйтесь выглядеть новичком - интересуйтесь с благодарностью и уважением к "старичкам" и носителям традиций компании.

В идеале таких "старичков" должен выделить руководитель – хотя бы одного "бадди" (от англ. “приятель”). Ведь компании, которые вкладываются в развитие команды, видят, что их прибыль в среднем на 24% выше, чем у бизнеса, который не делает таких инвестиций. А 93% опрошенных сотрудников называют корпоративное обучение одним из условий, благодаря которым они готовы оставаться на прежних рабочих местах. Совсем другое дело, правда?

Выводы:

В общем, развивайте адаптивный интеллект — полезная штука. Развить ее и легко, и трудно одновременно. Ведь для этого вам придется самостоятельно усложнять себе решение ежедневных задач.

Например:

1. Постепенно внедряйте новые привычки;

2. Ищите несколько решений для одной задачи;

3. Расширяйте кругозор и учитесь;

4. Берите новые задачи;

5. Читайте вслух (это развивает речь и мышление);

6. Развивайте креативность;

7. Знакомьтесь с новыми людьми.

Больше о психологии в моем ТГ-канале . Пишу трезво о жизни, деньгах и любви – подписывайтесь!)

Спасибо, что прочитали до конца! Задавайте свои вопросы в комментариях – буду рада ответить.

1919
27 комментариев

Интересное. Правда рябит в глазах от слова "это" ))) Но это пройдёт )))

2
Ответить

Это нормально, так же как много ))))))

3
Ответить

Это ничего, это бывает ))

3
Ответить

)

1
Ответить

Помните шутку про горизонт планирования в 5 минут?Что за шутка?

2
Ответить

Что у современного человека горизонт планирования 5 минут. Через пять минут все изменится: то пандемия, то…

3
Ответить

Отличная памятка. Выдал бы мне кто-нибудь такую, когда я впервые в 18 лет пришла работать в компанию. Благо коллектив был маленький и меня не бросили)

2
Ответить