Уволить, а лучше сначала выпороть, потом уволить. Болезненный рост из ремесленника в управленца

Уволить, а лучше сначала выпороть, потом уволить — с этой мысли начинается утро любого предпринимателя, который в прошлом был ремесленником — экспертом в какой-то теме и умеет работать руками. Но ремесло превратилось в бизнес, и пришло время масштабировать и делегировать.

Уволить, а лучше сначала выпороть, потом уволить. Болезненный рост из ремесленника в управленца

Я начинала с того, что все делала сама:

- обучала на курсе по экспертному контенту и проверяла домашки,

- писала тексты на заказ,

- работала с клиентами по построению контент-отделов,

- организовывала конференции, продавала на них слоты и прогоняла доклады,

Сейчас в бизнесе 5 направлений, и меня рвет на части. Поэтому в этом году мы взяли трех новых сотрудников и трех подрядчиков. Каждый, кто нанимал сотрудников, знает, что на первом этапе делегирования работы становится только больше. Ты можешь быть гениальным ремесленником, но это никак не поможет тебе стать гениальным (или хотя бы сносным) управленцем, нужно прокачивать совсем другой скилл.

Зато можно прокачать контент-маркетинг в компании — в этом поможет подборка полезных материалов.

С ростом лидов, проектов, сотрудников, нарастает хаос и предчувствие грядущей катастрофы: забыли, не успели, не ответили! И когда происходят факапы, выпороть хочется в первую очередь себя — за то, что недостаточно хорошо провела онбординг, не дала все нужные вводные данные, не передала информацию с удобной иерархией папок.

Как мы до этого докатились? Спрашиваем мы с мужем у себя, когда в выходные приходится разгребать работу и переделывать за сотрудниками. А вот как было дело 👇

Представьте, вы торгуете шаурмой в стрит-фуд ларьке. Она самая вкусная на районе, поэтому к ларьку выстроилась очередь. Работаете вдвоем с мужем: вы на раздаче, он на готовке. Готовите с душой, знаете каждого клиента в лицо, имеете отличный рейтинг и отзывы.

Но вот вы решили расширить меню: кофе, напитки, десерты, суп. И сначала делали новые блюда сами. Потом очередь стала такая длинная, а целевая аудитория настолько разная, что вместо одного ларька их стало пять. В каждом своя кухня, бизнес-процессы, команда: менеджер по работе с клиентами, упаковщик продукта, копирайтер, который напишет тексты, контент-маркетолог, который планирует дистрибуцию. По каждому проекту нужно подсчитать свою экономику и финансы. В любой момент может нагрянуть санэпидемстанция с проверкой (все единицы контента промаркированы?).

В разгар этой адской кухни еще приходит заказ на «кейтеринг» в Дубае, извольте перевезти ваш ларек на неделю и провести корпоративное обучение по digital-стратегии.

И это все происходит одновременно. Вы не можете сначала наладить работу в одном ларьке, потом браться за другой. По каждому из этих направлений уже выстроилась очередь. Можно конечно закрыть какое-то направление, но тогда потеряете клиентов и долю рынка.

Почему раньше было так легко все делать самому? Ремесленнику первый этап масштабирования всегда дается с потом и кровью:

  • Настроил Битрикс и начал контролировать переписку, которая ведется по клиенту менеджерами. Прослушивать звонки. Но волосы зашевелились от того, что говорят сотрудники в переписке и какие коммерческие предложения отправляют.

  • Читаешь текст, написанный по твоей фактуре и от твоего лица новым сотрудником, и кровь из глаз идет. Текст насыщен оценочными прилагательными, штампами, пафосом и канцеляритом — именно таким, который ты учишь избегать, как чумы. Подписчики точно спросят, кто украл Свету и где ее держат в заложниках.

Кстати, писать тексты без воды и канцеляризмов поможет мой чек-лист по редактуре.

  • Новые сотрудники тупят: «А сколько у нас стоит такая-то услуга? Я не знаю, мне никто не говорил, прайс я не видел. Ах да, вот же он, прямо у меня перед глазами!».

  • Сотрудник работает уже год и знает, где ссылка на прайс, но откровенно факапит — указывает в коммерческом предложении заниженные цены, да еще и скидки делает.

Кто виноват уже не важно, отвечать все равно тебе. Один делает задачу плохо просто потому, что он не телепат, а ты не объяснил чего ждешь на выходе, не дал всю вводную информацию, не передал ему tone-of-voice. Другой не готов добывать информацию, привык, что ему преподносят все разжеванное и на блюдечке. А ты и не против пожевать, но на каждый нюанс просто не хватит времени и сил.

В итоге чувствуешь себя Джокером из «Темного рыцаря», который взрывал баржу со словами «ни на кого нельзя положиться, все приходится делать самому». Но ты напоминаешь себе, что уже проходил это, и это тупик — один в поле не воин. Стискиваешь зубы и продолжаешь бесконечный цикл делегирования:

1. Внятно поставить задачу,

2. Дать чек-лист на самопроверку,

3. Проверить готовую работу по этому же чек-листу,

4. Если человек несмотря ни на что совершает ошибки, выпороть уволить его и заменить.

А если сотрудник ловит на лету, вывозит даже без онбординга, потому что по умолчанию, по прошлому опыту работы, или по логике здравого смысла, понимает как все должно работать, то ты в такого сотрудника вцепляешься и хочешь ему поднимать зарплату, любить, а в идеале клонировать. На таких сотрудниках все и держится.

А как у вас в компании обстоят дела? Получается онбордить и делегировать, или пока работаете, засучив рукава?

22
2 комментария

Вообще как по мне увольнение, должно быть самой крайней точкой, надо тоже как то идти на компромисс своему сотруднику, но если он уже перегибает палку, то тут только увольнение