Почему беспилотные автомобили нельзя тестировать без водителя в России

«Эксперты» твердят, что беспилотное будущее уже практически наступило: вот-вот автомобили пятого уровня (без водителя, руля и педалей) выйдут на дороги и мир изменится навсегда. Однако радужная перспектива отложена на неопределенный срок, ведь международное законодательство запрещает автомобилям ездить без водителя.

Можно ли исправить ситуацию и когда же настоящие беспилотники станут реальностью на отечественных дорогах?

Убрать международный барьер готовится инициатор тестирования беспилотных машин в России — НТИ “Автонет”.

Беспилотный автомобиль Яндекса, готовый к тестированию Алиса Титко
Беспилотный автомобиль Яндекса, готовый к тестированию Алиса Титко

Суть проблемы

Начнем с того, что частью 1 статьи 8 Международной Конвенции о дорожном движении и частью 1 статьи 8 Конвенции о дорожном движении (ратифицирована Россией) прямо предусмотрено, что «каждое двигающееся отдельно транспортное средство или состав сцепленных транспортных средств должны иметь водителя».

Дальше еще интереснее: в указанных конвенциях также предусматривается, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством — то есть «программное обеспечение» или «искусственный интеллект» под определение «водитель» не подходят.

Однако это не помешало Рабочей группе «Автонет» и НП «глонасс» задуматься о способе вывода беспилотного транспорта на дороги общего пользования. Так, они вместе с НАМИ, МАДИ, компаниями «Яндекс», «КАМАЗ» и другими представителями беспилотной отрасли инициировали разработку и принятие постановления Правительства Российской Федерации, которое позволило начать правовой эксперимент по тестированию беспилотников.

Эксперимент

В сентябре 2018 года в рамках реализации пункта 1 Дорожной карты «Автонет» была принята резолюция Всемирного форума по безопасности дорожного движения ООН, которая расширяет толкование статьи 8 Конвенции и которая позволяет выпускать беспилотные автомобили на дороги общего пользования при условии, что человек постоянно контролирует ситуацию и готов в любой момент взять управление на себя.

Так беспилотный автомобиль (с инженером-тестировщиком за рулем) официально может выезжать на дороги общего пользования с 5 декабря 2018 года в Москве и Татарстане, а с 1 марта 2020 года к списку регионов добавился еще ряд регионов.

Включение новых регионов ждали многие — в частности, петербургские разработчики беспилотного автомобиля НПО «Старлайн» еще в ноябре запланировали тестировать свою машину на Литейном и Невском проспектах, как только добавят их регион.

А в Москве уже сегодня сто машин «Яндекса» регулярно катаются в районе Мичуринского проспекта, Хамовников и улицы Лобачевского. Кроме того, на днях и Московский автодорожный технический университет решил вывести на дороги столицы свою разработку.

Запланировано, что эксперимент продлится до 1 марта 2022 и закончится формулированием технических требований безопасности для беспилотных автомобилей и закреплением их в техническом регламенте таможенного союза.

При условии соблюдения этих требований компании-производители получат возможность получить разрешение на производство и продажу беспилотников, но возможность их эксплуатации в полностью автономном режиме (то есть без водителя) пока что ограничена международным регулированием.

Знак "А" для беспилотного автомобиля​ Фото отдел ИД "Коммерсант"
Знак "А" для беспилотного автомобиля​ Фото отдел ИД "Коммерсант"

Новый законопроект

27 февраля 2020 года власти Татарстана внесли в Госдуму свой законопроект. По их утверждениям, он позволит выпустить беспилотные автомобили на дороги общего пользования на всей территории России. Но на деле в нем будут представлены только понятийный аппарат по интеллектуальным видам транспорта и полномочия федерального органа, который будет координировать процесс.

Он лишь создаст дополнительное — и во многом дублирующее — правовое основание для продолжения тестирования беспилотных автомобилей с инженерами-тестировщиками за рулем.

Другими словами, революции не будет — пока что ни постановление правительства, ни законопроект Татарстана не способны убрать водителя из-за руля беспилотного автомобиля.

Когда высокоавтоматизированный беспилотник выедет на дороги без водителя?

Сегодня полностью автономный автомобиль без водителя можно встретить только на закрытых территориях (например, в «Сколково» и Иннополисе), но не на дорогах общего пользования.

До внесения корректировок в международное законодательство на дороги общего пользования имеют возможность выезжать только беспилотные автомобили с инженерами-тестировщиками внутри.

Однако для беспилотников в России не все потеряно - рабочая группа НТИ “Автонет” сейчас работает над возможными вариантами устранения административного барьера, созданного международным законодательством.

Автор: директор службы нормативного правового обеспечения НП "ГЛОНАСС" Дмитрий Лобанов

11
19 комментариев

Как пишут специалисты, основная проблема здесь в том, что такой инженер-водитель, даже квалифицированный, хотя и находится за рулём, большую часть времени бездействует, и из этого состояния не может своевременно включиться в ситуацию и квалифицированно отреагировать (так, как если бы вёл машину сам).

Иными словами, хотя и можно по старой памяти (когда профессия шофёра была новой и престижной) потребовать его наличия — но пользы от него немного. И не станет больше, если даже на каждое сиденье посадить по инженеру-водителю..

Кажется, водителями (и поэтому, лицами ответственными за происходящее) следует считать разработчиков управляющего ПО. В конце концов, если по вине обычных, «кожаных» водителей гибнут люди (десятки тысяч в год), много ли пользы от этого? Все остальные водители, выходящие на линию в следующем году, водят ли теперь лучше? Не совершат трагических ошибок своих коллег? Вряд ли.

А если ДТП происходит по вине управляющего ПО, у которого есть автор и руководитель разработки, то каждый такой случай, хотя бы и печальный, даёт полезные, новые сведения для улучшения ПО, и при условиях широкого его внедрения и своевременного обновления можно надеяться, что каждая водительская ошибка в стране и мире будет совершаться всего два раза — первый и последний раз, и число жертв ДТП будет лишь сокращаться.

1
Ответить

Кажется, водителями (и поэтому, лицами ответственными за происходящее) следует считать разработчиков управляющего ПО

правильно, задавили человека - сажаем разработчика в тюрьму. а на его место берём следующего желающего ROTFL

Ответить

забавный выбор маршрутов - в районе мгу и его общаги LOL

у яндекс-беспилотника вообще мощные пиар-акции, причём постоянно

Ответить

в районе МГУ и общаги беспилотники не ездят)

Ответить

Мичуринского проспекта, Хамовников и улицы Лобачевского

да ну?

Ответить

водитель должен сидеть в машине чтобы потом сесть в тюрьму, если его пилот кого-то убьет. не сажать же его разработчиков за это, они еще не все бюджетные миллиарды освоили

Ответить

По нынешнему законодательству ответственность несет разработчик беспилотника 

Ответить