{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему беспилотные автомобили нельзя тестировать без водителя в России

«Эксперты» твердят, что беспилотное будущее уже практически наступило: вот-вот автомобили пятого уровня (без водителя, руля и педалей) выйдут на дороги и мир изменится навсегда. Однако радужная перспектива отложена на неопределенный срок, ведь международное законодательство запрещает автомобилям ездить без водителя.

Можно ли исправить ситуацию и когда же настоящие беспилотники станут реальностью на отечественных дорогах?

Убрать международный барьер готовится инициатор тестирования беспилотных машин в России — НТИ “Автонет”.

Беспилотный автомобиль Яндекса, готовый к тестированию Алиса Титко

Суть проблемы

Начнем с того, что частью 1 статьи 8 Международной Конвенции о дорожном движении и частью 1 статьи 8 Конвенции о дорожном движении (ратифицирована Россией) прямо предусмотрено, что «каждое двигающееся отдельно транспортное средство или состав сцепленных транспортных средств должны иметь водителя».

Дальше еще интереснее: в указанных конвенциях также предусматривается, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством — то есть «программное обеспечение» или «искусственный интеллект» под определение «водитель» не подходят.

Однако это не помешало Рабочей группе «Автонет» и НП «глонасс» задуматься о способе вывода беспилотного транспорта на дороги общего пользования. Так, они вместе с НАМИ, МАДИ, компаниями «Яндекс», «КАМАЗ» и другими представителями беспилотной отрасли инициировали разработку и принятие постановления Правительства Российской Федерации, которое позволило начать правовой эксперимент по тестированию беспилотников.

Эксперимент

В сентябре 2018 года в рамках реализации пункта 1 Дорожной карты «Автонет» была принята резолюция Всемирного форума по безопасности дорожного движения ООН, которая расширяет толкование статьи 8 Конвенции и которая позволяет выпускать беспилотные автомобили на дороги общего пользования при условии, что человек постоянно контролирует ситуацию и готов в любой момент взять управление на себя.

Так беспилотный автомобиль (с инженером-тестировщиком за рулем) официально может выезжать на дороги общего пользования с 5 декабря 2018 года в Москве и Татарстане, а с 1 марта 2020 года к списку регионов добавился еще ряд регионов.

Включение новых регионов ждали многие — в частности, петербургские разработчики беспилотного автомобиля НПО «Старлайн» еще в ноябре запланировали тестировать свою машину на Литейном и Невском проспектах, как только добавят их регион.

А в Москве уже сегодня сто машин «Яндекса» регулярно катаются в районе Мичуринского проспекта, Хамовников и улицы Лобачевского. Кроме того, на днях и Московский автодорожный технический университет решил вывести на дороги столицы свою разработку.

Запланировано, что эксперимент продлится до 1 марта 2022 и закончится формулированием технических требований безопасности для беспилотных автомобилей и закреплением их в техническом регламенте таможенного союза.

При условии соблюдения этих требований компании-производители получат возможность получить разрешение на производство и продажу беспилотников, но возможность их эксплуатации в полностью автономном режиме (то есть без водителя) пока что ограничена международным регулированием.

Знак "А" для беспилотного автомобиля​ Фото отдел ИД "Коммерсант"

Новый законопроект

27 февраля 2020 года власти Татарстана внесли в Госдуму свой законопроект. По их утверждениям, он позволит выпустить беспилотные автомобили на дороги общего пользования на всей территории России. Но на деле в нем будут представлены только понятийный аппарат по интеллектуальным видам транспорта и полномочия федерального органа, который будет координировать процесс.

Он лишь создаст дополнительное — и во многом дублирующее — правовое основание для продолжения тестирования беспилотных автомобилей с инженерами-тестировщиками за рулем.

Другими словами, революции не будет — пока что ни постановление правительства, ни законопроект Татарстана не способны убрать водителя из-за руля беспилотного автомобиля.

Когда высокоавтоматизированный беспилотник выедет на дороги без водителя?

Сегодня полностью автономный автомобиль без водителя можно встретить только на закрытых территориях (например, в «Сколково» и Иннополисе), но не на дорогах общего пользования.

До внесения корректировок в международное законодательство на дороги общего пользования имеют возможность выезжать только беспилотные автомобили с инженерами-тестировщиками внутри.

Однако для беспилотников в России не все потеряно - рабочая группа НТИ “Автонет” сейчас работает над возможными вариантами устранения административного барьера, созданного международным законодательством.

Автор: директор службы нормативного правового обеспечения НП "ГЛОНАСС" Дмитрий Лобанов

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Павел Сутырин

Как пишут специалисты, основная проблема здесь в том, что такой инженер-водитель, даже квалифицированный, хотя и находится за рулём, большую часть времени бездействует, и из этого состояния не может своевременно включиться в ситуацию и квалифицированно отреагировать (так, как если бы вёл машину сам).

Иными словами, хотя и можно по старой памяти (когда профессия шофёра была новой и престижной) потребовать его наличия — но пользы от него немного. И не станет больше, если даже на каждое сиденье посадить по инженеру-водителю..

Кажется, водителями (и поэтому, лицами ответственными за происходящее) следует считать разработчиков управляющего ПО. В конце концов, если по вине обычных, «кожаных» водителей гибнут люди (десятки тысяч в год), много ли пользы от этого? Все остальные водители, выходящие на линию в следующем году, водят ли теперь лучше? Не совершат трагических ошибок своих коллег? Вряд ли.

А если ДТП происходит по вине управляющего ПО, у которого есть автор и руководитель разработки, то каждый такой случай, хотя бы и печальный, даёт полезные, новые сведения для улучшения ПО, и при условиях широкого его внедрения и своевременного обновления можно надеяться, что каждая водительская ошибка в стране и мире будет совершаться всего два раза — первый и последний раз, и число жертв ДТП будет лишь сокращаться.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin
Кажется, водителями (и поэтому, лицами ответственными за происходящее) следует считать разработчиков управляющего ПО

правильно, задавили человека - сажаем разработчика в тюрьму. а на его место берём следующего желающего ROTFL

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

забавный выбор маршрутов - в районе мгу и его общаги LOL

у яндекс-беспилотника вообще мощные пиар-акции, причём постоянно

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Fedoseev
Автор

в районе МГУ и общаги беспилотники не ездят)

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin
Мичуринского проспекта, Хамовников и улицы Лобачевского

да ну?

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Fedoseev
Автор

Постоянно там гоняют

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

и конечно это не в районе мгу и фдс?

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Fedoseev
Автор

Подальше чуть от МГУ

Ответить
Развернуть ветку
Да-Это-Же-Арнольд-Шварценеггер Актёр-И-Просто-Хороший-Мужик

водитель должен сидеть в машине чтобы потом сесть в тюрьму, если его пилот кого-то убьет. не сажать же его разработчиков за это, они еще не все бюджетные миллиарды освоили

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Fedoseev
Автор

По нынешнему законодательству ответственность несет разработчик беспилотника 

Ответить
Развернуть ветку
Да-Это-Же-Арнольд-Шварценеггер Актёр-И-Просто-Хороший-Мужик

во-во. поэтому их никогда и не будет

Ответить
Развернуть ветку
Да-Это-Же-Арнольд-Шварценеггер Актёр-И-Просто-Хороший-Мужик

а если и будет то вполне возможен взлом и подобные последствия, если учесть настроения людей в обществе👆

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Fedoseev
Автор

Была бы воля людская, на лошадях бы еще катались) 

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Банкоматом пользуетесь? Частые взломы?

Ответить
Развернуть ветку
Да-Это-Же-Арнольд-Шварценеггер Актёр-И-Просто-Хороший-Мужик

да, ежеминутные взломы, перешел на медяки.

а по делу, ломают и угоняют любые авто, как бы производитель не старался, это всегда вопрос времени. так же как и ломают айфоны, плойки и прочее, у некоторых тупо спортивный интерес ко взлому

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Васильев

А по Питеру такие не гоняют?

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Fedoseev
Автор

Скоро начнут

Ответить
Развернуть ветку
Igor Gorin

Полностью беспилотный в сколкове? Я чот не слышал, а мне кажется, если б яндекс где-то поехал пустой тачкой (ну кроме тестового полигона), они б об этом на весь мир трубили. Потому что пока так ездит только веймо, и быть вторыми в этой гонке нисколько не обидно, а даже наоборот очень круто.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Да нет, надо сразу убирать бездельника-водителя (тестировщика или еще как его там). Иначе дело не пойдет. Это все равно, что создать закон, по которому брить можно только тому, кто сам себя не бреет ))) Нужно сразу делать машины без водителя и без руля, но  ограничить скорость в 10 км/ч., затем постепенно повышать. Это будет правильно.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда