9 признаков плохой франшизы. На что обращать внимание, когда подбираете бизнес

Франчайзинг — отличный способ начать свой бизнес по готовой бизнес-модели и избежать большинства ошибок на старте. Риск получить негативный опыт в таком случае намного ниже, чем при запуске с нуля, так как вы будете использовать проверенную и отточенную модель и получать поддержку со стороны франчайзера — владельца франшизы.

Не все франшизы одинаково хороши, рынок сейчас перегрет сотнями тысяч предложений и порой действительно сложно отличить «золото» от «подделки». Поэтому сегодня разберемся, на что обращать внимание при выборе франшизы, и как отличить хорошую франшизу от сомнительной.

9 признаков плохой франшизы. На что обращать внимание, когда подбираете бизнес

1. Отсутствие роялти

Роялти — это ежемесячные отчисления в управляющую компанию франчайзера за постоянную поддержку, которую она оказывает в рамках франшизы и за возможность использовать товарный знак бренда. Хорошие франшизы зарабатывают на роялти, а взамен оказывают поддержку на ежемесячной основе.

Роялти бывает фиксированный (например, 20 000 рублей в месяц), либо рассчитывается в проценте от оборота франчайзи (например, 5% от оборота). Во втором случае — чем больше ваш доход, тем большую сумму роялти получит франчайзер по итогам месяц. А значит он будет заинтересован в том, чтобы вы хорошо зарабатывали.

Фиксированный роялти или полное его отсутствие не говорят напрямую о том, что компания не заинтересована в вашем развитии (возможно, УК франшизы зарабатывает на поставках фирменной продукции или на чем-то еще), но стоит задать вопрос будущему партнеру и уточнить, почему они решили убрать роялти или сделать роялти фиксированным. А также уточните, как часто и на сколько процентов возможна индексация роялти, и какую поддержку вы будете получать взамен.

2. Отсутствие собственных филиалов

Представим ситуацию: вы рассматриваете к покупке франшизу магазина одежды. Франчайзер предлагает вам открыть офлайн-магазин, но сам не владеет розничными точками, а продает одежду онлайн через аккаунт в нельзяграме. При этом он уверяет вас, что все процессы выстроены, бизнес достаточно простой, есть надежные поставщики, контактами которых он с удовольствием поделится, а еще расскажет, как привлечь покупателей.

Здесь важно понимать, что онлайн-магазин и офлайн-магазин — это 2 разных формата, которые устроены по-разному: в офлайн-бизнесе больше процессов, больше сотрудников, другая финансовая модель. В конце концов, человек, который никогда ранее не владел офлайн-точкой, не знает, какие подводные камни могут быть в данном формате бизнеса. Поэтому убедительно рекомендуем не рассматривать к покупке франшизы, которые продают “бизнес в теории”, не владея собственными филиалами.

3. Компания существует на рынке менее года

Отдельно рекомендуем обратить внимание на то, сколько лет компания работает на рынке. Нередко встречается, что франчайзер открывает продажи франшизы спустя всего несколько месяцев после запуска своего бизнеса, когда бизнес-модель еще совсем “сырая”. В идеале бизнес должен окупиться, пройти сезонность, а потом уже уйти в масштабирование. Иначе рискуете потерять вложенные инвестиии, потому что будете “набивать шишки” вместе с франчайзером.

4. Отсутствие поддержки

Ключевое преимущество франчайзинга – это поддержка со стороны опытного бизнес-партнера. Без качественной поддержки франшиза не имеет смысла. Вероятность, что вы сможете обойтись без наставничества на первых этапах крайне мала.

В УК Kannam Chicken есть специальный отдел, котрые занимается запуском и сопровождением партнеров. Вот что входит в поддержку:

  • территориальный управляющий - назначаем персонального наставника, который всегда на связи и готов помочь
  • стратегическое планирование - помогаем составить план развития заведения партнера
  • обновление меню - все новые блюда и сезонные предложения внедряем в партнерские чикен-кафе по графику
  • федеральный маркетинг - развиваем бренд на федеральном уровне
  • техническая поддержка - берем на себя техническое сопровождение и доработку всех программных продуктов (сайта, мобильного приложения, чат-бота и CRM-системы)
  • аналитика работы - постоянно анализируем работу филиала партнера по 10 разным показателям и контролируем работу персонала

При поиске франшизы обязательно задавайте вопросы франчайзерам и просите рассказать предметно, какую поддержку он будет оказывать вам после запуска бизнеса.

5. Сложность выхода из бизнеса

В договоре франчайзинга могут быть предусмотрены штрафы за выход из сети раньше оговоренного срока и это - нормально. Таким образом франчайзер страхует свои риски и мотивирует партнера заблаговременно позаботиться о выходе из сети. Есть компании, которые прописывают в договоре очень жесткие условия, соглашаясь на которые франчайзи не только останется без денег, но будет еще и с долгами. Как пример: они обязывают своих франчайзи выплатить им роялти за весь оставшийся период действия договора франшизы. К примеру, роялти составляет порядка 150 000 рублей ежемесячно, а договор франшизы закончится лишь через 2 года, таким образом, партнер должен будет выплатить франчайзеру 3 600 000 рублей, чтобы получить возможность выйти из сети. Это крайне невыгодно для франчайзи.

Идеальный договор должен содержать четкий механизм завершения сотрудничества без серьезных потерь для обеих сторон. Если же условия выхода усложняются милионными штрафами и другими барьерами – это повод насторожиться.

6. Большой процент закрытых точек

Давайте сперва разберемся, какой процент закрытых филиалов во франчайзинговой сети является нормой?

Важно понимать, что на успех франшизы могут влиять экономические условия и множество других факторов. Средний приемлемый уровень закрытия франшиз составляет от 5 до 20%. Меньше 5% указывает на высокую стабильность и эффективность бизнес-модели. Однако даже в успешных сетях случаются закрытия по разным причинам – от неправильного выбора местоположения до управленческих ошибок.

Закрытые филиалы есть и в крупных и всемирно известных франчайзинговых сетях, которые работают уже не первое десятилетие. У нас тоже есть филиалы, которые закрылись по разным причинам: кто-то не стал выполнять свои обязательства по договору, кто-то принял решение о переезде, у кого-то изменились обстоятельства. Ситуации бывают разные, но в наших интересах сделать все возможное, чтобы бизнес партнера процветал, поэтому со своей стороны мы обычно стараемся помочь партнеру.

9 признаков плохой франшизы. На что обращать внимание, когда подбираете бизнес

7. Неподтвержденные цифры

Выбирая франшизу, важно не только оценить условия сотрудничества, но и потенциальную доходность. Прежде чем принять решение, запросите у франчайзера подтверждение доходов, которые уже получают действующие партнеры и филиалы франчайзера. Эти данные помогут вам понять реалистичность заявленных цифр и избежать недопонимания в будущем.

Проверка информации — ключ к успешному инвестированию во франшизу.

8. Наличие скрытых платежей

Плохие франшизы могут включать скрытые сборы или штрафы, о которых вам никто не сообщит на этапе знакомства и продаж (да, к сожалению, такое тоже бывает). Чтобы себя обезопасить - отдайте договор на проверку профильному юристу, который имеет опыт работы с договорами коммерческой концессии или лицензионными договорами. Он подскажет, на какие пункты обратить внимание и проконсультирует по юридическим вопросам.

9. Жесткие условия в договоре

Франчайзинг - путь к масштабированию, который требует контроля со стороны франчайзера. Именно поэтому зачастую в договоре прописываются строгие условия, особенно относительно следующих моментов:

  • соблюдение стандартов качества - чтобы обеспечивать одинаково высокое качество продукции или услуг;
  • предоставление отчетности - франчайзеру важно понимать, чтобы в дальнейшем быть способным помочь регулярный контроль за финансами и операциями;
  • обучение и поддержка - гарантируют соответствие стандартам бренда;
  • штрафные санкции - инструмент контроля для соблюдения договорных обязательств.

Безусловно, есть недобросовестные владельцы франшиз. Они навязывают жесткие условия, которые ограничивают вашу способность управлять бизнесом - таких лучше избегать. У вас должна быть возможность выносить на обсуждение какие-либо идеи, адаптировать бизнес под ваш регион, улучшать бизнес-процессы.

Вместо заключения

Важно понимать, что франшиза — это бизнес, а бизнес — это всегда риск. Если вы решили открыть бизнес по проверенной бизнес-модели, вот наши рекомендации:

  • запросите как можно больше материалов у потенциального партнера и досконально изучите все, что удастся добыть (обязательно выпишите интересующие вопросы, чтобы задать их специалисту франшизы при следующем контакте);
  • запросите контакты действующих партнеров;
  • в идеале - съездите в ближайший филиал и посмотрите, как работает бизнес (заодно, возможно, сможете лично пообщаться с уже действующим партнером сети);
  • обязательно отправьте договор франшизы на проверку юристу;
  • изучите отзывы о франшизе в Интернете;
  • запросите документы, которые могут подтвердить обещанный франчайзером доход.

Какие пункты вы бы еще добавили?

Ставьте лайк👍, если было полезно, и отправляйте эту статью всем друзьям и знакомым, кто подбирает франшизу.

1212
6 комментариев

Классная статья, согласна со всеми пунктами 👍🏼

1

интересная статья, а главное полезная!

1

очень полезная статья, спасибо!

1

Благодарю автора! Все в точку!

1

Спасибо за статью, очень полезно!

1