Почему малый бизнес больше «не выстреливает» и стоит ли им заниматься

Материал подготовил эксперт по бизнес-планированию Енютин Андрей Николаевич, основатель сервиса Агрегатор готовых бизнес-планов и Базы примеров бизнес-планов по наиболее востребованным нишам, предназначенных для использования в качестве путеводителя для самостоятельного бизнес-планирования.

Несколько дней назад я встретил своего знакомого, который уже давно активно интересовался темой общепита и три года назад предпринял попытку открыть свой небольшой бизнес в этой сфере, но ничего не вышло, ему пришлось закрыться.

От него я узнал, что с того времени он предпринял еще две попытки зайти в эту нишу, пробуя открывать заведения разного формата, но результат всегда был провальным.

И это далеко не единственный пример среди моих знакомых, когда люди, занимающиеся малым бизнесом, закрываются или вынуждены работать в ноль или с низкой рентабельностью.

В этой статье я приведу свои версии, почему это происходит, и стоит ли ставить большой жирный крест на попытках стать предпринимателем.

По роду своей основной деятельности (бизнес-планирование) мы взаимодействуем в большинстве своем с представителями малого предпринимательства, запускающими новые инвестиционные проекты. В этом посте я поделюсь своими наблюдениями о том, что сегодня происходит с малым бизнесом в России и дам свой прогноз по его развитию.

В последние два-три года мы наблюдаем постепенное сокращение доли малого бизнеса в структуре поступающих нам заказов, что свидетельствует о наметившемся тренде снижения предпринимательской активности.

В первую очередь хотелось бы поговорить о факторах, повлекших «просадку» малого бизнеса, который до последнего времени развивался довольно динамично. С моей точки зрения, здесь имеет место множество причин, основными из которых являются:

1. Насыщенность рынков

Большинство представителей малого бизнеса работают в массовых сегментах: торговля, сфера услуг, общепит. Конкуренция в этих нишах сегодня настолько высока, что нужно много раз подумать, прежде чем сюда заходить.

Раньше работала модель, когда можно было зайти в массовый сегмент со стандартным проектом и заранее понятным набором действий. Если не совершать больших ошибок, вполне можно было рассчитывать на приемлемый результат.

Примерно в первой половине 2010-х годов эта модель окончательно сломалась. В каких-то отраслях это произошло раньше, в каких-то позже, но эта тенденция актуальна для всех массовых ниш. Теперь предпринимателям с существенным опытом работы в своих отраслях нужно «пахать с утра до ночи», чтобы обеспечить минимальный уровень рентабельности, новичкам же приходится еще тяжелее.

2. Развитие сетей и автоматизация процессов

В большинстве массовых ниш сформировались крупные игроки, которые существенно меняют правила игры на этих рынках, а зачастую и вовсе зачищают его от малого бизнеса, который попросту не может выдержать с ними конкуренции.

В качестве примера можно рассматривать продуктовый ритейл, где сегодня сети вытеснили малый бизнес, хотя еще десять лет назад ситуация была иной.

Похожая ситуация, но с некоторым временным отставанием, наблюдается в общепите и других нишах. Этому сложно что-то противопоставить, так как сети просто оказываются более эффективными в конкурентной борьбе. Они разрабатывают бизнес-модель, которую потом масштабируют на новые территории, располагают несопоставимо большими финансовыми ресурсами, внедряют системы автоматизации. В этих условиях конкурировать с сетями очень сложно и часто просто не имеет смысла.

3. Снижение государственной поддержки

Эта причина многим покажется наиболее странной на фоне запуска национального проекта поддержки малого и среднего предпринимательства, задачей которого является увеличение удельного веса малого бизнеса в структуре экономики.

Еще в конце нулевых — начале десятых годов государство расходовало большие деньги на субсидирование малого бизнеса. Сегодня же это делается более точечно, поддержку в основном получают перспективные с точки зрения государства отрасли (инновации, социальное предпринимательство, ряд направлений сельского хозяйства).

Кроме того, следует учесть отмену ЕНВД, требования по установке онлайн-касс и прочие меры, которые ведут к увеличению налоговой и финансовой нагрузки на малый бизнес. Все это не говорит, что государству не нужно малое предпринимательство, скорее есть понимание, что далеко не в каждой нише оно эффективно, и поддерживать его будут только там, где оно помогает решать какие-то задачи.

4. Проблемы в экономике

Многие считают этот фактор самым существенным для малого бизнеса, так как с 2014 года наша экономика и доходы населения практически не растут. Я же умышленно поставил его на последнее место. И дело тут вовсе не в том, что он мало влияет.

Он влияет, и очень сильно, но если смоделировать продолжение роста экономики после 2014 года докризисными темпами, это не спасло бы малый бизнес от текущего кризиса, просто отсрочило бы его на какое-то время.

Это далеко не полный перечень причин, по которым я довольно скептически смотрю на перспективы малого предпринимательства.

Значит ли это, что я бы не рекомендовал сегодня заниматься малым бизнесом. Конечно же, нет. Просто поменялось время, вместе с ним ушла эпоха высокорентабельного малого бизнеса в массовых нишах.

Сейчас я бы рекомендовал заходить в узкоспециализированные ниши, где еще не такой высокий уровень конкуренции и нет крупных игроков, которые в перспективе способны подмять под себя весь рынок. Конечно же, всегда будут иметь шансы на успех нестандартные бизнес-идеи, которые способны внести что-то новое в сложившиеся рынки или повысить эффективность работы.

Напоследок хотелось бы пожелать всем успехов в предпринимательских начинаниях.

1111
43 комментария

Статью следовало бы назвать "Почему не выстреливают заезженные до дыр идеи малого бизнеса".

Если вы открываете 100500 ларек пива на районе, то нет ничего удивительного в том, что это не сработает. Если вы открываете продуктовый магазинчик возле магнита, при этом закупаетесь в этом же магните - это не бизнес.

Нужно искать новые идеи, а не открывать шаурму рядом с шаурмой (у меня рядом реально 3 ларька с шаурмой вплотную).

Десятая парикмахерская, где не умеют стричь - "странно", что закрывается.

Само-собой, экономика в жопе, у людей нет денег и это влияет, но, давайте честно, пока у вас не будет хоть сколько нибудь уникальной идеи или качественной реализации старой идеи - ваш недобизнес закроется.

20
Ответить

да дохрена у людей денег, просто есть бизнес, который выманивает их более грамотно. щас проще лишний касарик слить на алиэкспресс лежа на диване, чем лазить по району и искать чо там за бизнесы открылись. и бабки в итоге из местной экономики утекают в китайскую. все должно быть запихнуто в приложение по умолчанию, все остальное уже следствие из него

2
Ответить

о том и речь

1
Ответить

Автор вообще не понимает или обходит тему уничтожения малого бизнеса ; налоговая нагрузка , онлайнкассы , никому не нужные чипы , высокая аренда и самое главное почти нулевая покупательская способность . Государство ограбила всех и потребителей и предпринимателей . Нефть и газ продают и воруют эти деньги , а закрывают дыры в бюджете  малым бизнесом , который так и не смог окрепнуть . У власти люди которые могут только воровать и врать .

12
Ответить

Во-во! А автор малолетний дебил, ничего не понимающий! 

Ответить

Все правильно.

Ответить

Как вы правы!Когда только этот беспредел закончится¿?Хочу жить нормально, без новостей,что скоро всем конец настанет!Неужели Россия и дальше будет просто нефть качать и не поддерживать экономику?

Ответить