CIO группы компаний Simple Пётр Асратян – о работе IT-специалиста в неайтишных компаниях

Новым гостем подкаста Doubletapp «Что-то на программистском» стал CIO группы компаний Simple Пётр Асратян. Он рассказал об IT-технологиях в фарме и винной индустрии, о том, какие качества важны для топ-менеджера, сколько звезд должно быть в компании и для чего бизнесу нужны психологические тесты. В этом тексте мы собрали некоторые мысли Петра. Полную версию интервью смотрите на YouTube и слушайте на удобной площадке.

CIO группы компаний Simple Пётр Асратян – о работе IT-специалиста в неайтишных компаниях

‣ Работает в IT с 1995 года

‣ Отвечал за информационные технологии в Berlin-Chemie, Polpharma, Леруа Мерлен, Яндексе

‣ С 2021 года – CIO группы компаний Simple

‣ Преподаватель Высшей школы экономики

«Объяснять айтишникам бизнес-категории крайне тяжело: магии никакой нет»

Технологам рассказывать про бизнес гораздо сложнее, чем бизнесу рассказывать про технологии. Психологически гораздо сложнее. Когда бизнесу рассказываешь про технологии, это очень благодарная почва, потому что они уже готовы, они понимают, что есть некая магия. У бизнеса нетехнологического отношение именно как у ребенка к волшебству или как к фокусу. Когда человек смотрит фокусы, потом ему интересно смотреть разоблачения: куда карта, в какой рукав заходит. Поэтому когда ты рассказываешь про технологии бизнесу, они такие: «А-а-а, теперь понятно». Они прям с энтузиазмом на это смотрят.

Когда ты рассказываешь технологам про бизнес, они смотрят на тебя как на такое немножко чудаковатое существо, которое говорит с ними на птичьем языке о каких-то очень глупых вещах. Бизнесовые вещи для технологически продвинутого человека, который теорию алгоритмов знает вдоль и поперек, очень простая вещь. Поэтому объяснять айтишникам бизнес-категории крайне тяжело, потому что магии никакой нет.

«Мне захотелось пойти в народ и понять, какие у бизнеса есть проблемы»

В 2000 году меня Berlin-Chemie взяли как IT-менеджера всея Руси, и еще немножечко я курировал Казахстан и Узбекистан. В 2003 году я понял, что мне скучно, я перестал получать удовольствие от просто инженерных задач. То есть я перестал кайфовать от того, что я что-то пилю руками интересное. Мне захотелось пойти в народ и вообще понять, что бизнес делает, какие есть проблемы.

В фарме есть такая штука как полевые силы. Это люди, которые ездят по врачам, по аптекам, которые собирают статистику, где-то раздают листовки, где-то контролируют количество выкладки на витрине товаров твоего бренда. Эти полевые силы в количестве 700 человек неизвестно чем занимаются в этих своих полях .Уехали люди куда-то в Смоленск, якобы ходят по улице, якобы наносят визиты, получают зарплату, имеют корпоративную машину, но что они на самом деле делают – никто не знает. И главное, как эти данные соотнести с продажами или с чем-нибудь еще измеримым, тоже непонятно.

И я посидел, подумал: может, запилить что-нибудь такое с веб-интерфейсом? Дай-ка я сделаю онлайн-систему для полевых сил, чтобы они пришли и сказали: я был на таком-то визите у такого-то врача, рассказывал про такие-то препараты, он дал мне такую-то статистику по выписке. Это сразу попадает на центральный сервер, и оттуда можно отчет выдергивать для менеджера.

Я написал такую CRM-систему для «полей», которая до сих пор – уже, правда, переписанная и реинкарнированная – работает в той же компании Berlin-Chemie. Сколько лет прошло? Прошло ровно 20 лет. Понятно, что она сейчас гораздо лучше и круче, и человек, который пришел мне на смену, он, наверное, лучший программист, чем я. Но работало здорово. И вот тут я понял, что это кайф, потому что ты решил очень масштабную бизнес-задачу, которую бизнес сам решить не мог.

«Я сумел привезти французов, заставить их жить в центральном офисе и спать на матрасах по два часа в сутки»

В Леруа Мерлен параллельно с тем, что решал технические задачи, я пытался разобраться, как работает бизнес и чего у него болит. Сел на свою любимую лошадку и понял, что у бизнеса на самом деле болит очень важная часть, а именно автоматизация, цифровизация основного бизнес-процесса.

В Леруа не было системы, которая управляет полным циклом бизнеса компании. Я говорю: «Ребята, давайте сделаем. Можно я вот эту инфраструктуру, эти ваши Wi-Fi и Exchange в сторонку положу, а сам переключусь сюда. Мне очень интересно». Они говорят: «Ну, давай пока управляй и тем, и другим, если что-то получится – поехали».

Мы полгода искали, анализировали рынок, анализировали свои процессы. Выбрали Oracle. И я полтора года занимался тем, что внедрял этот новый Oracle. Я сумел привезти из Франции французов, заставить их жить в центральном офисе в зале для собраний и спать на матрасах по два часа в сутки. Трое суток мы сидели вместе с четырьмя французами и русскими консультантами и запускали систему.

В чем прикол? Французы очень любят жизнь. У них есть такое понятие – savoir vivre, умение красиво жить. Рабочий день во Франции очень свободный. В 10 приходишь, пьешь кофе до 11, потом почту разгребаешь до 12, потом до часа работаешь, потом у тебя начинается обед, ты уходишь на два часа. В три возвращаешься, читаешь почту, чуть-чуть работаешь, пьешь кофе и уходишь домой. А чтобы работать в выходные – да вы что? И тут я, вот этот вот огромный, мордатый армянин, вытащил нескольких французов в Россию, заставил спать на надувных матрасах и работать по выходным ночами.

Это было круто. Легенда, по-моему, об этом до сих пор ходит. И, собственно, после этого мне дали еще кучу других проектов, и я стал называться директором программы модернизации.

«Пока вы не сформулировали своих розовых пони не на техническом, а на финансовом языке, мы вас просто не принимаем»

Пётр Асратян пришел в Яндекс в период его перестройки и унификации процессов. Если раньше за командой разработчиков были закреплены менеджеры, которые могли в ручном режиме разбираться с каждой идеей и докапываться до её сути, то новый подход предполагал единые для всех правила. «Вместо того, чтобы к тебе приходили со своими радугами, ты должен говорить: “Ребята, распишите-ка, пожалуйста, на Вики, с примерами API. И вот когда вы это все распишете, мы тогда и сделаем. А пока вы не сформулировали своих розовых пони не на техническом, а на финансовом языке, мы вас просто не принимаем”. И это был болезненный челлендж».

Но, несмотря на всю болезненность, эта перестройка помогла построить мощную основу для технологического лидерства. До ее внедрения, отмечает Пётр, Яндекс был похож на Афины в их Золотой век: очень творческий, добрый, ламповый.

«Но потом нужно было строить бизнес, и на смену Древней Греции, немножко расслабленной, но очень творческой, пришла жесткая империя с манипулярным строем, с центурионами. И только благодаря этому Римская империя, впитав в себя основы греческой философии, культуры, архитектуры и при этом навязав вот эту жесть, смогла завоевать практически половину цивилизованного мира».

При этом, подчеркивает Пётр, важно процесс трансформации сделать понятным для сотрудников, донести до них его смысл – зачем компания это делает. «Это “зачем” иногда может быть вынужденным. А иногда это может быть, наоборот, умно, с амбициями: «Ребята, смотрите, по-честному. Вы хотите, чтобы компания зарабатывала больше денег? Значит, надо идти вот в этом направлении. Какие будут последствия? Вот такие».

Смотрите выпуски ЧТНП с прошлыми и нынешними знаковыми фигурами Яндекса.
У нас в гостях побывали:
Лев Орехов, СТО Яндекс Путешествий,
Григорий Бакунов (Bobuk),
Павел Алешин, в прошлом CEO Яндекс Маркета, а ныне СЕО Яндекс Вертикалей,
Алексей Шевенков, ранее CTO Яндекс Маркета.

«В России что-то строить было моветоном: основная мечта была поднять бабла и уехать в Штаты»

На вопрос, почему Россия не стала технологическим лидером, Пётр Асратян отвечает: потому что на закате Советского Союза и после его развала мы были крайне американоцентричными. «Для нас это был сияющий город на холме, и все на него равнялись. И в России что-то строить было моветоном, рубли называли деревянными. Такое было немножко высокомерное отношение к России. Поэтому здесь, собственно, особо ничего не строили. Основная мечта была поднять бабла и уехать в Штаты».

При этом построить что-то в Америке у выходцев из Советского Союза не получилось. Во-первых, оказалось сложно адаптироваться социально. «Для того чтобы что-то творить, надо, чтобы у тебя на столе всегда было первое, второе и компот, чтобы было где спать, во что одеться. Творческому человеку не надо думать о бытовом. А в Америке тебе придётся думать о бытовом. В Штатах история, связанная с первыми двумя ступеньками пирамиды Маслоу типа обеспечения физиологических потребностей организма, очень тяжелая. Поэтому, если у тебя недостаточно денег, чтобы этот вопрос закрыть и просто об этом не думать, там прям херовенько. И вся твоя МИФИшная или физтеховская умная математика там тебе не поможет». Вторая причина – различия в менталитете. Но, несмотря на них, отмечает Пётр, психологически Америка ближе России, чем Европа.

Исключением в истории «строительства» компаний в Америке стал соучредитель Google Сергей Брин. Но его пример, замечает Пётр, не совсем объективный: семья Сергея эмигрировала в Штаты, когда ему было шесть лет, поэтому российской инженерной культуры как таковой у него не было – «он, скорее, американец, чем русский». С некоторой оговоркой заметными на мировом рынке можно назвать и современные российские компании – например, Яндекс, который в Турции стал конкурентом Google.

«Если подчиненный не умеет сопротивляться, на него нельзя опереться»

Есть тест Хогана. Его первая шкала – твои ценности, вторая – восприятие окружающими тебя, третья – риски. Риски, вылезающие из твоего стресса. Обычно они могут быть скрыты, но как только ты попадаешь в состояние стресса, у тебя вылезают эти твои черти. Например, есть риск «сам по себе». Обидка такая, когда не договорились, и я в состоянии стресса говорю: ну все, тогда сами решайте, я отстраняюсь.

Есть риск «заискивающий». Он часто очень в российском – и далее на восток – культурном коде. Когда руководитель ставится на пьедестал как аятолла, как некий духовный наставник или как отец родной, и человек в стрессе начинает перед ним заискивать. Он с ним соглашается, он ему не оппонирует. И тогда начинается нездоровая история.

Как говорил Артур Маликов из Яндекса: «Если я тебе не сопротивляюсь, ты на меня не можешь опереться?» Такая история: если подчиненный не умеет сопротивляться, на него нельзя опереться. Другое дело, что сопротивляться надо конструктивно.

«Если я работаю от забора до обеда и потом все, пошел – это не круто»

Топ-менеджер должен уметь из огромного объема информации извлекать самую суть и а) на основе этой сути принимать решения, б) уметь еще ее объяснять другим. Поэтому надо качать коммуникационные скиллы, надо качать в себе способность быть вот этим мостиком для объяснения другим людям сути происходящего и для постановки задачи подчиненным. Для топ-менеджера самая главная черта, наверное, – это способность стратегически мыслить. А для этого надо самую суть искать. Это то, что качается с самых низов, с самого нуля.

Второй скилл – это вылезать за пределы своих полномочий. Если я работаю от забора до обеда и потом все, я пошел – это не круто. Если ты понимаешь, что не едет не у тебя, а у смежника, и говоришь: «Ну и что, я свою работу сделал…» – это нехорошо. А если ты приходишь: «Ребята, смежники, что у вас там не едет, давайте помогу», начинаешь чуть-чуть их через лидерство менеджерить, они начинают меняться, и в итоге это приводит к результату.

Что такое лидерство? Способность вести и приводить к результату. Вне зависимости от того, подчиняется тебе [человек], не подчиняется. Может они вообще, наоборот, твои начальники. Но ты можешь быть лидером и их доводить до нужного результата.

«Что-то на программистском» (ЧТНП) — подкаст компании Doubletapp со спикерами из разработки, дизайна, машинного обучения, IT-образования и топ-менеджмента. Длинно, глубоко, фактурно.

Смотрите и слушайте.

33
2 комментария

Полевые силы? 🥴
Эта должность называется медицинские представители. Странно, что человек, работающий в сфере, использует не самую удачную кальку, еще и так уверенно

Ответить

В то время, когда я там работал, называли филд форс. Помимо медицинских представителей туда входили ещё фармпредставители (ходили по аптекам).

1
Ответить