Нарушение прав на товарный знак: как я сэкономил клиенту почти 200 тысяч рублей

Представьте, что Вы мелкий или средний предприниматель, который уже достаточно давно торгует товарами, к примеру, на ВБ или Озон. Все идет складно да ладно, ничего не предвещает беды, как вдруг, Вам прилетает претензия - например, о нарушении прав на товарный знак.

Как такое могло произойти, чего ждать и что делать - читайте далее.

Статья будет полезна как владельцам небольших торговых точек, так и поставщикам на маркетплейсах. На наглядном примере Вы увидите, что камень в огород Вашего бизнеса может прилететь из самых нежданных мест.

Предыстория

Недавно ко мне обратился клиент с такой проблемой: к нему на почту пришли какие-то непонятные претензии и надо было в них разобраться.

Клиент - мелкий предприниматель, у которого своя торговая точка, где он торгует различными товарами (от канцелярии до детских игрушек).

Как выяснилось, мой клиент попал под рейд так называемых «проверочных закупок».

Это была локальная проверка двух крупных правообладателей с целью выявить незаконное использование товарных знаков.

Поскольку мой клиент - мелкий предприниматель, то он, разумеется, во всяких там правовых хитросплетениях не разбирается. Он в принципе не знал, что есть вообще такое понятие как товарный знак, что его, оказывается, можно как-то нарушить и т.д.

Претензии как всегда были достаточно объемными, с приложениями и разными ссылками на все что можно и нельзя. Но в сухом остатке их суть можно описать так:

мы, как правообладатели, заглянули к вам, сделали закупку двух детских игрушек стоимостью по 350 рублей каждая, зафиксировали все это на видео, и теперь просим вас оплатить нам штраф за несанкционированное использование этих товарных знаков в размере 200 000 рублей (по 100 тысяч за каждый факт).

При получении такого письма Вы можете встать в ступор и испугаться. Могут возникнуть вопросы по типу: и что мне теперь из-за двух игрушек платить 200 тысяч? Это же вообще неприподъемные деньги! Да как так?

И это совершенно нормально. Но главное быстро привести себя в чувства и начать анализировать.

Возможно многие могли с таким столкнуться, поэтому забегу наперед - не паникуйте и не отчаивайтесь. Да, к сожалению, такое использование товаров и их реализация действительно незаконны, но те штрафы, которые просят правообладатели, зачастую абсолютно несоразмерны.

А теперь по порядку. За пример возьмем ситуацию моего клиента.

Шаг 1: изучаем информацию о лице

Для начала разберитесь кто Вам написал. Существует ли вообще такое лицо или организация? Кто они? Что из себя представляют? Это поможет понять фейковое письмо или нет.

На претензиях, которые пришли моему клиенту, были ИНН организаций. С большей долей вероятности они будут и у Вас.

ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) - это как генетический код конкретного человека. Если знать ИНН кого-либо, то найдете по этому номеру кого угодно и практического что угодно.

Могу порекомендовать сайт чекко.ру. Это такой ресурс «сборная солянка», компилирует в себе все данные из открытых источников о запрашиваемом лице. В простонародье такие ресурсы именуются сайтами по проверке контрагентов. То есть вместо того, чтобы искать информацию в каждом отдельном источнике, чекко выдает Вам сразу все. Просто вбиваете сюда ИНН и изучаете.

Тут Вам и полное наименование, и статус (действует или ликвидировано), какими видами экономической деятельности занимается, кто директор, кто участники и так далее и т.п.        * ООО "Ромашка" приведено в качестве примера.
Тут Вам и полное наименование, и статус (действует или ликвидировано), какими видами экономической деятельности занимается, кто директор, кто участники и так далее и т.п.        * ООО "Ромашка" приведено в качестве примера.

Это не реклама именно этого ресурса, Вы можете пользоваться любым другим. Просто он чуть ли не единственный, где функционал доступен в полном объеме абсолютно бесплатно! В интернете можно найти много ресурсов по проверке контрагентов, но зачастую они выдают лишь общие сведения, за остальное нужно платить. Чекко в свое время стал для меня в какой-то степени находкой. Так что могу рекомендовать его без зазрения совести.

Наша первоначальная задача - понять есть ли вообще такая компания и действует ли она или ликвидирована.

В нашем случае обе компании, которые предъявили моему клиенту претензии, были действующими.

То есть, пока что кажется, что претензии могут быть более чем реальными и возможно это не фейк. Нужно капнуть глубже. Идем далее.

Шаг 2: изучаем информацию о товарном знаке

Затем нам нужно понять, действительно ли правообладатель является таковым или все то, что он прислал - филькина грамота?

Для этого нам снова нужно обратиться к текстам претензий. В них должны быть указаны номера товарных знаков, которые мы нарушаем. В нашем случае было именно так.

Затем переходим на сайт открытого реестра товарных знаков Роспатента, именно там нам и понадобятся те самые номера товарных знаков.

В графе «значение» вбиваете номер и смотрите что выдает.

* ООО "СиСорт" приведено в качестве примера.

Нас интересует сам товарный знак, как он выглядит, кто является правообладателем - то ли лицо, которое пишет нам претензию или нет, а также дата истечения срока действия исключительного права.

Как Вы видите на образце выше, дата истечения срока действия исключительного права аж 2033 год, а значит правообладатель обладает защитой и может требовать у нарушителей не чинить препятствий своим незаконным использованием товарного знака.

По товарным знакам и правообладателю у нас тоже все совпало.

Таким образом, делаем вывод, что претензия все-таки не является фейком и мы имеем дело с настоящим требованием.

Шаг 3: досконально изучаем претензию и практику

А теперь самое важное - нам необходимо глубоко проанализировать претензию и все то, что там написано.

Когда правообладатели обращаются с требованиями о компенсации за незаконное использование их товарных знаков, в претензии они в подавляющем большинстве ссылаются на статью Гражданского кодекса Российской Федерации:

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда из характера нарушения.

подпункт 1 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ

Эта норма действительно дает правообладателям право требовать с нарушителей обозначенной денежной компенсации за незаконное использование товарных знаков, но есть одно "но" - справедливую и соразмерную сумму определяет суд исходя из характера нарушения.

И вот где эта справедливая и соразмерная величина? Как нам ее определить? Давайте проиллюстрирую ход моих мыслей на нашем примере и покажу алгоритм действий.

Как было указано выше, правообладатели купили у моего клиента две игрушки по 350 рублей каждая и теперь требуют компенсации в 200 тысяч рублей. Соразмерно ли это? - Не знаю. В принципе, сфера интеллектуальной собственности обычно наиболее карательная в плане всяких штрафов и компенсаций. Штрафы по миллиону, а то и по несколько миллионов - там обычная практика. Но на первый взгляд, как будто бы кажется, что 200 тысяч рублей за покупку в 700 рублей - как-то несоразмерно. Нужен какой-то пример. И такие примеры найти удалось.

Это открытая база данных судебных споров. Там Вы можете по тому же ИНН найти участников споров и тексты решений по конкретным делам. Бесплатно!
Это открытая база данных судебных споров. Там Вы можете по тому же ИНН найти участников споров и тексты решений по конкретным делам. Бесплатно!

В графе «участник дела» вводите наименование или ИНН и смотрите были ли похожие суды у этой организации.

И, о, чудо! По нашим компаниям таких дел полным-полно! Причем фабула везде плюс-минус одна и та же:

компания сделала проверочную закупку одной игрушки, зафиксировала контрафакт и теперь требует с «виновника» компенсацию в 100, 200, а порой и 500 тысяч рублей!

И что Вы думаете? - Разумеется суды режут эту компенсацию до того самого минимального порога, который установлен в пп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ - то есть до 10 тысяч рублей.

Цитата из похожего дела. Можете увидеть, что ситуация практически идентична. 
Цитата из похожего дела. Можете увидеть, что ситуация практически идентична. 

Наверно и 10 тысяч рублей для такого случая многовато, но, к сожалению, это тот минимальный порог, за который суды выйти не могут. В любом случае это не 100 тысяч, как заявлял правообладатель.

Мне даже удалось найти несколько дел, где «виновник» и правообладатель смогли договориться без штрафа: стороны заключили мировое соглашение, по которому «виновник» обязался больше не продавать контрафактные товары правообладателя, а тот, в свою очередь, отказался от взыскания штрафа.

Такой расклад, кстати, получился и у нас.

Итог

Я подобрал ряд решений и позвонил одному из правообладателей (в претензии был номер его телефона). Мы с ним достаточно адекватно поговорили, я объяснил, что они сами понимают какая практика, и что 100 тысяч они точно не взыщут. Ну и попросил понять и простить, поскольку клиент мелкий предприниматель, на ус все намотал и больше такого не допустит.

И мы на этой ноте заключили досудебное соглашение об урегулировании спора: клиент снял игрушки с продажи, а правообладатель - не стал взыскивать компенсацию.

Со второй компанией, к сожалению, так не вышло. Она пошла напролом - подала иск в суд. Мы предъявили возражения относительно несоразмерности заявленной компенсации, привели аналогичную судебную практику - и суд снизил штраф до тех самых 10 тысяч рублей.

Таким образом, от изначально заявленных 200 тысяч с клиента взыскали только 10. Экономия составила 190 тысяч.

Так что не пугайтесь и не отчаивайтесь, когда получили такие «письма счастья», зачастую там можно достаточно эффективно пободаться.

Надеюсь моя статья Вам помогла!

Успехов!

P.S. дорогие читатели. На VC я совсем недавно и неплохо было бы, если бы Вы подкинули мне каких-то вопросов на правовую тематику. Я бы мог их осветить в следующих постах.

Моя основная специализация - строительство, недвижимость, споры с застройщиками и маркетплейсами, но могу осветить что-то и не из этого списка.

И если у Вас есть бизнес и Вам необходима помощь, с радостью готов буду помочь! При положительном разрешении спора судебные расходы практически в полном объеме можно будет взыскать с проигравшей стороны.

Константин Хоперия - частнопрактикующий юрист. Основатель правового бюро "аутерлоер".

ТГ: kkhoperiya

ТГ канала: https://t.me/outerlawyer

Сайт: outerlawyer.ru

22
1 комментарий

как хорошо, когда удаётся договориться и мирно урегулировать вопрос!

1