Психология потребителя: сравнение советских времен и современности

В «добрые» советские времена, когда дефицит был грустной реальностью, психология потребителя была основана на тех же законах, что и сегодня, в эпоху изобилия товаров.

Психология потребителя: сравнение советских времен и современности

В мире маркетинга, психология потребителя во все времена играла ключевую роль в формировании покупательского поведения.

Если сравнить психологию потребителя в советские времена и сегодня, то откроем удивительные сходства мотивации покупателей сделать покупку.

Главный принцип воздействия маркетологов на покупателя - это психологический подход.

К тому же многие методы давно известны, но люди по-прежнему поддаются их влиянию, позволяя убедить себя в том, что необходимо купить именно это и именно сейчас.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet и группу ВКонтакте — будете всегда в курсе последних тенденций и инсайтов маркетинговой индустрии!

Психология потребителя: сравнение советских времен и современности

Старые вещи не добавляют шарма вашему имиджу

В советские времена люди стремились следовать моде. Листали модные немецкие журналы “BURDA MODEN” (называющиеся в простонародье «Бурда»), жаждали новых красивых вещей, таких как джинсы, дипломаты, ковры и пр., которые были недоступны для покупки.

Несмотря на высокое качество советских товаров, люди стремились приобрести что-то новое, то чего не было у других.

Дорогой наряд, новый цветной телевизор и видеомагнитофон были доступны не всем и считались предметами роскоши. Люди имеющие такие вещи считались состоятельными и привлекали внимание соотечественников.

«Вот, смотрите, батничек достала, говорят, от Кардена, всего 50 рублей.» — 1977г.

Советский художественный фильм «Служебный роман»

✨ Что изменилось сегодня?

Исчез дефицит товаров. Каждый год появляются новые модели гаджетов, свежие коллекции одежды, новейшие автомобили и бытовая техника. Но психология людей не изменилась.

По прежнему остается желание иметь новое, более современное, усовершенствованное. Идет непрерывный поток выпуска новых серий электронной техники и бытовой техники.

Психология людей шепчет: «использовать шестую модель это не быть в тренде, уже вышла десятая».

Вывод: История показывает, что как в советские времена, так и в настоящее время люди всегда стремились и будут стремиться к новым и привлекательным вещам.

Независимо от эпохи, желание обновить свою жизнь и окружение остается важным фактором в повседневной жизни людей.

Бери побольше — в хозяйстве пригодится!

В советские времена из-за дефицита закупали продукты: сахар, мука, масло, мясо, картофель, лук и другие.

Люди стремились запастись продовольствием на случай длительных периодов недостатка. Жили по принципу «Бери побольше, зима длинная».

По той же причине покупали одежду, даже ту, которая не нужна.

Принцип «Если не подойдет, подарю сестре или дочери». Вещи всегда могли быть полезны в будущем, ведь такая удача быть в том же месте где «выкидывают дефицит на прилавок».

«— А где гуся брали? — А… там их уже нет.» — 1977г.

фильм «Служебный роман»

✨Что изменилось сегодня?

В наши дни отсутствует дефицит продуктов и товаров, однако маркетологи нашли способы стимулировать покупателей к совершению большого количества покупок.

Психология потребителя: сравнение советских времен и современности

Психологические уловки, которые используют маркетологи:

  • Создание удобных тележек с корзинами в магазинах обеспечивает покупателям удобство и легкость перемещения по территории. Покупатель не ощущает тяжести сложенных в корзину товаров, и только на выходе начинает осознавать, что набрал больше товаров, чем планировал.
  • Предложение скидок отличный способ привлечь внимание покупателей и мотивировать их к совершению покупок. Увидев возможность сэкономить, потребители чувствуют желание воспользоваться выгодным предложением.
  • Акции с ограниченным сроком действия. Применение тактики ограничения времени или ограниченного количества товаров, создают чувство срочности и стимулируют сиюминутной покупке.

Вывод: Как в советские времена, так и в наше время у людей существует страх остаться без необходимого товара в нужный момент.

Страх и желание сэкономить стимулируют закупаться запасами, не теряя упущенной возможности сэкономить.

Купи два товара

В советские времена из-за недостатка товаров часто предлагали купить взамен два разных аналогичных.

Например, если покупатель интересовался сапогами для ребенка определенного размера, продавец мог предложить купить две пары сапог на дифференциальный возраст.

Объясняя тем, что товар редкий и нужно купить 2 пары, одни, чтобы ребёнок носил в этот период времени и вторую пару «на вырост».

А если товар был очень востребованным, могли заставлять покупателя приобрести дополнительно совсем не нужный ему товар - в нагрузку.

Например, к книге художественной литературы нужно было купить набор открыток или катушку ниток.

Такие маркетинговые методы были широко распространены в условиях дефицита, тотального контроля, а вернее сказать, государственного регулирования товарного рынка.

✨Что изменилось сегодня?

В наши дни предприниматели пользуются следующим маркетинговым приемом — выставляют на витрину самый востребованный товар, чтобы привлечь покупателя, а затем предлагают клиенту купить немного другой, сопутствующий. Как бы «товар вдогонку».

Например, на витрине магазина могут быть выставлены стильные и удобные туристические палатки. При покупке покупателю предлагают дополнительные колышки, объясняя тем, что важные элементы конструкции могут потеряться или сломаться.

Второй вариант — при покупке одного товара, на цену второго предлагает внушительная скидка.

Вывод: В современные дни и в советские времена люди по-прежнему реагируют на выгодные предложения.

Независимо от эпохи, понятие выгоды остается ключевым психологическим фактором. Понимание этой психологии помогает маркетологам влиять на покупательское поведение потребителей.

Психология потребителя: сравнение советских времен и современности

Иностранный товар — значит, крутой товар

В советские времена знак качества вполне был оправданным, товары производились с высоким уровнем соблюдения технологий (все же помнят про вездесущие ГОСТы). Однако, предпочтение отдавалось импортным товарам из-за их привлекательности.

Та же история была и с продуктами питания. Хорошим примером инстинкта стадного чувства является ситуация с популярным маргарином «Рама» немецкого производителя Unilever.

Срабатывал инстинкт стадного чувства: «другие хвалят и покупают, значит нужно купить и мне».

Маргарин хвалили за его сливочный (искусственный) вкус. Люди намазывали маргарин на хлеб и никто не осмеливался противостоять гласу толпы и сказать: «Нет! Его не сравнить с настоящим российским сливочным маслом!», дабы не выделяться и не отрываться от коллектива.

✨ Что изменилось сегодня?

В России существует предпочтение к иностранным брендам.

Маркетологи осознают эту тенденцию и используют стратегии, чтобы придать товарам роскошный иностранный вид.

Это проявляется в привлекательных иностранных названиях и даже вымышленных историях за ними.

Например, многие российские компании, такие как Savage, TJ Collection, O'stin, Carlo Pazolini, придумывают запоминающиеся иностранные названия, оставляя потребителя в неведении относительно их происхождения.

Этот психологический метод позволяет удовлетворить желание потребителя стать обладателем заморской новинки.

Вывод: Исторически сложилось, что иностранные бренды и товары ассоциируются с престижем и качеством.

Это привлекает потребителей, увеличивает уровень доверия. Таким образом, психология «а чужое лучше» продолжает влиять на поведение потребителей как в прошлом, так и в настоящем времени.

Резюме

Психологические методы помогают маркетологам привлечь внимание и убедить потребителей делать покупки, увеличивая тем самым средний чек и объем продаж.

Маркетологи неустанно продолжают использовать их, несмотря на их долгую историю. Стратегии маркетинга, основанные на идее выгоды, остаются актуальными и во времена СССР и в наш век.

Психология потребителя: сравнение советских времен и современности

Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика

невыгодно?

Психология потребителя: сравнение советских времен и современности

Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:

Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?

Задайте их нам по телефону или в мессенджере:

WhatsappTelegram: +7 (499) 346 89 22

2929
32 комментария

Дефицит есть и сейчас - попробуй найди среди вороха пачек чипсов тот самый Хрустящий картофель из настоящих ломтиков поджаренной картошки, а не спечённого порошка. Синие неварёные джинсы из жёсткой тёмной ткани, а не бесформенные варёнки, отдающие цыганщиной 90-х... Да ещё можно перечислять, лимонад, тот советский вкусный, который утолял жажду, а не возбуждал её своей химией, как современный. Может, просто места надо знать, может где торгуют всем этим из-под полы втридорога?

2
Ответить

точно! Братан!

Ответить

Как там у классиков: кто купит билетов пачку??????

1
Ответить

тот получит жвачку

Ответить

Постоянно попадаюсь на развод типа возьмите еще на 209 рэ и будет скидка 0,2 %

1
Ответить

Спасибо за ваше мнение, подписывайтесь, ставьте лайки

Ответить

а меня бесит - цена 199р99к - офигенная скидка

Ответить