PR в красном: эволюция политического бренда

Под красным знаменем он возводил баррикады, вёл за собой массы, пел «Интернационал», не жалел жизни и верил в торжество справедливости. Сегодня он – ностальгирующий пенсионер, который не изменил своим идеалам, который бережно хранит партбилет и всё еще помнит пин-код от своего бронепоезда на запасном пути.

PR в красном: эволюция политического бренда

Введение в вопрос

В рамках цикла статей о разноцветном пиаре мы рассказывали о «розовом», «зеленом», «желтом», «сером» и «коричневом». Наша сегодняшняя статья посвящена еще одному брату PR-семьи – «красному».

Он уже немолодой, его здоровье подорвано, но он энергичен и всё еще крепок. Интеллигент с рабочей закваской и горящими глазами, излучающими энтузиазм и оптимизм.

Он соглашается показать свою комнату. На двери успеваю разглядеть простенькую табличку «тов. Красный П.Р.». Под стать табличке – спартанская обстановка в комнате. Из мебели – только длинный обшарпанный письменный стол, табурет, гэдээровский шкаф «Хельга» и раскладушка. На подоконнике – стопка газет, головка лука в стакане с водой и чайный гриб в трехлитровой банке.

Недостаток мебели компенсируется весьма живописными стенами. Рядом с флагом СССР висит большая политическая карта мира,

PR в красном: эволюция политического бренда

агитплакаты «Окон РОСТА», афиши к фильмам «Путевка в жизнь», «Светлый путь», «Большая жизнь» и «Судьба человека». Портреты Ленина, Маркса и Энгельса, Фиделя Кастро, Че Гевары и Ким Ир Сена в рамках. Нашлось место для постеров с Дином Ридом, Самантой Смит и Катей Лычевой.

На столе – пионерский горн, барабан, противогаз, автомат Калашникова в разобранном виде, керосиновая лампа, пузырек с чернилами, чернильная ручка, алюминиевый электрический чайник, стакан в красивом подстаканнике. В одном из ящиков – деревянная печать, перочинный нож, октябрятский значок, пионерский галстук, пачка «Беломора», спички и осколок войны, который врачи извлекли из тела нашего героя. В другом ящике стола – сахар рафинад, грузинский чай в бумажной упаковке, засохшая горбушка черного хлеба и соль в газетном кульке.

PR в красном: эволюция политического бренда

На полках шкафа собрана тематическая литература: здесь и несколько томов В.И. Ленина, «Капитал» Маркса, книги Сталина и Троцкого, Устав КПСС, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида, «Репортаж с петлей на шее» Юлиуса Фучика, есть трилогия Леонида Брежнева, «Лениниана» Мариэтты Шагинян. Есть томики стихов Пушкина, Лермонтова, Блока и Маяковского. Нашлось место и для беллетристики – Диккенс, Джек Лондон, Хемингуэй, Ирвин Шоу.

В платяном отделении шкафа висит Маузер в огромной кобуре, буденовка, старенький, сохранившийся еще с юности перелицованный пиджак с комсомольским значком на лацкане и старая же кожаная отцовская куртка, пережившая три поколения.

У двери – кирзовые сапоги с развешанными на голенищах портянками. Но они – не единственный источник запаха. Картину дополняет аромат одеколона «Красная гвоздика», запах старых газет с пылью, канцелярского клея, лука, кожи и дым от папирос.

В фоновом режиме из репродуктора доносится то «Интернационал», то «Варшавянка», а голос Левитана периодически прерывается позывными радио «Маяк» или передачей «Пионерская зорька». Когда же звучит грустная классическая мелодия, наш герой настороженно замирает.

Что касается взаимоотношений в семье, то из всех своих братьев «красный» уважает и ценит только «белого», с которым у него духовная близость. «Розового» же считает чересчур рыхлым и мягкотелым, а за приверженность к цвету называет «педикюром». Презрительных прозвищ удостоились и остальные братья. Например, «зеленого» он называет не иначе, как лопухом, «желтого» – тусовщиком, «серого» – крысой, «золотого» – «буржуем», «черного» – отморозком, а коричневого – «фашистом». У него есть и собирательное прозвище для своих нелюбимых братьев – он их называет либо «паразитами на теле мирового пролетариата», либо сокращенно – «контрой»

PR в красном: эволюция политического бренда

Впрочем, братья не остались в долгу и в ответ дружно кличут его «зэком», намекая на прошлое, в котором нашлось место для каторги, ссылок, тюрем и лагерей по политическим статьям. В доказательство они показывают его довольно внушительное досье, где на первой же странице – фотография героя в фас и в профиль на фоне ростовой линейки.

Ну что ж, давайте ознакомимся…

Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!

Определение и происхождение термина

«Красным» пиар был назван, потому что символизирует революционное, социалистическое и коммунистическое движение.

PR в красном: эволюция политического бренда

Революция же стала ассоциироваться с красным цветом еще в августе 1792 года, когда отряды санкюлотов шли на штурм дворца Тюильри под красным флагом. Тогда же якобинцы сделали его своим символом. С этого момента знамя радикалов левого толка окрасилось красным цветом.

Красный флаг как символ крови, пролитой в революционной борьбе рабочих за свои права, был использован во время Лионского восстания 1834 года. В 1848 году восставшие рабочие во Франции и в Германии своим цветом также выбрали именно красный.

Уже начиная с 1871 года красный цвет стал символом международного революционного движения пролетариата. А потому все последующие революции в России, включая Октябрьскую революцию 1917 года, совершались именно под красным знаменем. По этой же причине в Гражданскую войну сторонники большевиков, как мы знаем, именовались «красными».

С 1923 года, государственным флагом СССР становится красный флаг с серпом, молотом и пятиконечной звездой. С момента своего основания и вплоть до распада Советский Союз активно использовал «красный» пиар для пропаганды идей марксизма-ленинизма, коллективизма и интернационализма.

Что касается современности, то под «красным» пиаром часто понимается не столько символ революции и классовой борьбы, сколько оппозиция правящей партии, ностальгия по Советскому Союзу, некое противопоставление социалистического прошлого России его капиталистическому настоящему.

Цели «красного» пиара

Основные цели «красного» PR можно сформулировать так:

  • популяризация социалистических и коммунистических идей;
  • формирование позитивного образа советского прошлого;
  • пропаганда дружбы народов и пролетарского интернационализма;
  • критика капитализма и буржуазных ценностей;
  • продвижение идеалов социальной справедливости и равенства.

В отличие от сугубо коммерческого PR, «красный» декларирует продвижение общественных, а не меркантильных интересов.

Когда же возникает потребность в «красном» пиаре?

Благоприятные условия для «красного» пиара

Успех «красного» PR часто связан с:

  • ностальгией старших поколений по стабильности и социальным гарантиям в СССР;
  • разочарованием молодежи в капитализме;
  • потребностью в альтернативах западной идеологии;
  • стремлением к социальной справедливости и равным возможностям;
  • поиском новой национальной идеи и позитивных ориентиров.

А теперь посмотрим, на каких темах чаще всего играет «красный» пиар.

Инструменты «красного» PR

«Красный» PR часто затрагивает темы:

1. Классовой борьбы пролетариата.

2. Коллективизации и индустриализации в СССР.

3. Победы в Великой Отечественной войне.

4. Интернационализма и дружбы народов.

5. Достижений науки и техники при социализме.

6. Бесплатного среднего, профессионального и высшего образования и медицины в СССР.

7. Бесплатного или недорогого жилья.

8. Отсутствия безработицы.

9. Низкого уровня преступности.

10. Системы профсоюзных путевок в санатории и профилактории.

11. Жесткой системы ГОСТов, регулирующей качество продуктов питания.

12. Высокого уровня образования и культуры советского гражданина.

13. Художественных произведений (в живописи, музыке, кинематографе), вошедших в сокровищницу мирового искусства;

14. Общей атмосферы дружелюбия и оптимизма в обществе.

Эти позитивные темы неизменно вызывают ностальгию у старшего и живой интерес у молодого поколений.

А теперь о том, кто прибегает к методам «красного» пиара.

Кто использует

Для привлечения внимания целевой аудитории «красный» PR используют:

  • левые и коммунистические партии;
  • профсоюзы и общественные движения;
  • ностальгирующие по СССР медиа;
  • музеи и культурные центры советской направленности;
  • политики, апеллирующие к советскому прошлому;
  • коммерческие бренды в маркетинге, играющие на сильном чувстве ностальгии.

А теперь давайте рассмотрим наиболее яркие примеры «красного» пиара, которые, выполняя основную PR-функцию, фактически стали самодостаточными величинами.

Наиболее яркие примеры «красного» пиара

  • Красный флаг.
  • Окна РОСТА.
  • Триптих Маркс-Энгельс-Ленин.
  • Октябрьская революция.
  • Гражданская война в России.
  • Великая Отечественная война.
  • Международные фестивали молодежи и студентов, проводимые в разных странах.
  • Московский международный кинофестиваль.
  • Че Гевара и Фидель Кастро.
  • Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Леонов и Светлана Савицкая.
  • «Красная машина».
  • Московская олимпиада 1980 года и олимпийский мишка.
  • Регалии Ирины Родниной и ее слезы на пьедестале.
  • Русский балет советского периода.
  • Советские песни, кинофильмы и мультфильмы.
  • «Русская пятерка» в «Detroit Red Wings» и вообще российские легионеры в НХЛ.

В последнее время к теме «красного» пиара стали обращаться довольно часто, в том числе коммерческие структуры. Однако технологии этого вида пиара также требуют осторожного обращения. В противном случае отсутствие вкуса, этики, незнание истории, контекста и специфики советского периода приведут к провалу кампании.

О каких рисках идет речь?

Риски «красного» пиара

PR в красном: эволюция политического бренда
  • чрезмерная идеализация советского прошлого, замалчивание негатива;
  • манипулирование ностальгией в политических целях;
  • отторжение молодыми поколениями «навязанной» идеологии;
  • обострение межпоколенческих противоречий;
  • дискредитация идеалов социальной справедливости из-за радикальности взглядов;
  • героизация или неуместное упоминание неоднозначных или негативных лиц и персонажей, либо наоборот – принижение заслуг и значимости положительных примеров.

В качестве примера опять же приходит на ум рекламный ролик Сбербанка с вором-домушником Жоржем Милославским, который по недосмотру организаторов кампании какое-то время успел побыть амбассадором влиятельного бренда.

Или, другой пример – ролик «АльфаСтрахование» с девочкой Алисой и песней «Прекрасное далеко». Означает ли ролик, что будущее теоретически может оказаться жестоким по отношению к клиентам «АльфаСтрахование»? Конечно, такой прокол гораздо более лайтовый, чем в предыдущем примере, но тоже является показателем недостаточной проработки стратегии.

Кстати, рекламные ролики под музыку советского периода – гораздо более хитроумное решение, чем может показаться на первый взгляд. Под видом «розового» пиара и создания ностальгической атмосферы для продвижения продукта заимствуются элементы «красного» пиара. По сути, это самый настоящий «серый» пиар, который прячется за спинами «розового» и «красного».

Другое дело, что организаторы кампаний не учитывают побочный эффект – подобными рекламными роликами они непроизвольно запускают «красный» пиар, который может оказать даже больший эффект, чем PR целевого продукта. Это все равно, что привязать молодое деревце к деревянной подпорке, но пышным цветом зацветет не деревце, а подпорка.

В целом же «красный» PR, несмотря на риски идеализации или дегероизации прошлого – довольно востребованный инструмент в современном обществе.

С одной стороны, он – результат неутихающей ностальгии старших поколений о советском прошлом и их попыток найти искры человечности в идеологических реалиях настоящего.

С другой стороны – привлекает часть молодежи идеалами социальной справедливости и равенства возможностей.

И только грамотное применение инструментов «красного» пиара, умелое сочетание ностальгических образов с актуальными социальными ценностями, правильная игра на идеях гуманизма и солидарности способна установить эмоциональную связь с аудиторией и даже вызвать широкий общественный резонанс.

Резюме

На этом наше знакомство с «красным» пиаром подошло к концу.

Не знаю, как вы, но я, с одной стороны, немного устал от нашего сегодняшнего активного и неутомимого братца. С другой стороны, он подкупает меня своим истинным, а не нарочитым демократизмом, своей искренностью и верой в справедливость, которыми часто пользуются другие. Если бы не моральная поддержка «белого» брата и наградной Маузер, ему в этом семействе пришлось бы совсем худо.

Ну а нас ждет знакомство с очередным братом разноцветной семейки PR.

PR в красном: эволюция политического бренда

Следите за нашими публикациями!

Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?

Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:

Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?

Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:

WhatsappTelegram: +7 (499) 346 89 22

1313
30 комментариев

Красный пиар как красный терррор, если завели шарманку / берегись, задавит бронепоездом

3
Ответить

Уххх

Ответить

АуфЪ 😎

Ответить

Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎 делитесь статьёй

Ответить

Ауууучччч, мне ностальгия в глаз попала! Любимая игра в контексте маркетинга - удачное вплетение и сочетание)
Генсек - шииииииикарен!

2
Ответить

Red alert - топ1🔥

1
Ответить

да, кто знает- тот поймет

Ответить