{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

PR в красном: эволюция политического бренда

Под красным знаменем он возводил баррикады, вёл за собой массы, пел «Интернационал», не жалел жизни и верил в торжество справедливости. Сегодня он – ностальгирующий пенсионер, который не изменил своим идеалам, который бережно хранит партбилет и всё еще помнит пин-код от своего бронепоезда на запасном пути.

Введение в вопрос

В рамках цикла статей о разноцветном пиаре мы рассказывали о «розовом», «зеленом», «желтом», «сером» и «коричневом». Наша сегодняшняя статья посвящена еще одному брату PR-семьи – «красному».

Он уже немолодой, его здоровье подорвано, но он энергичен и всё еще крепок. Интеллигент с рабочей закваской и горящими глазами, излучающими энтузиазм и оптимизм.

Он соглашается показать свою комнату. На двери успеваю разглядеть простенькую табличку «тов. Красный П.Р.». Под стать табличке – спартанская обстановка в комнате. Из мебели – только длинный обшарпанный письменный стол, табурет, гэдээровский шкаф «Хельга» и раскладушка. На подоконнике – стопка газет, головка лука в стакане с водой и чайный гриб в трехлитровой банке.

Недостаток мебели компенсируется весьма живописными стенами. Рядом с флагом СССР висит большая политическая карта мира,

агитплакаты «Окон РОСТА», афиши к фильмам «Путевка в жизнь», «Светлый путь», «Большая жизнь» и «Судьба человека». Портреты Ленина, Маркса и Энгельса, Фиделя Кастро, Че Гевары и Ким Ир Сена в рамках. Нашлось место для постеров с Дином Ридом, Самантой Смит и Катей Лычевой.

Что такое маскот: талисман, модный тренд или до слёз знакомый образ?

Представьте, что вам нужно объяснить ребенку, чем занимается ваша компания. А если за вас это сделает веселый и забавный зверек? А теперь представьте, что ваш любимый бренд – это живой персонаж. Как бы он выглядел? Сегодня поговорим о феномене маскотов, которым уже более ста лет.

На столе – пионерский горн, барабан, противогаз, автомат Калашникова в разобранном виде, керосиновая лампа, пузырек с чернилами, чернильная ручка, алюминиевый электрический чайник, стакан в красивом подстаканнике. В одном из ящиков – деревянная печать, перочинный нож, октябрятский значок, пионерский галстук, пачка «Беломора», спички и осколок войны, который врачи извлекли из тела нашего героя. В другом ящике стола – сахар рафинад, грузинский чай в бумажной упаковке, засохшая горбушка черного хлеба и соль в газетном кульке.

На полках шкафа собрана тематическая литература: здесь и несколько томов В.И. Ленина, «Капитал» Маркса, книги Сталина и Троцкого, Устав КПСС, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Десять дней, которые потрясли мир» Джона Рида, «Репортаж с петлей на шее» Юлиуса Фучика, есть трилогия Леонида Брежнева, «Лениниана» Мариэтты Шагинян. Есть томики стихов Пушкина, Лермонтова, Блока и Маяковского. Нашлось место и для беллетристики – Диккенс, Джек Лондон, Хемингуэй, Ирвин Шоу.

В платяном отделении шкафа висит Маузер в огромной кобуре, буденовка, старенький, сохранившийся еще с юности перелицованный пиджак с комсомольским значком на лацкане и старая же кожаная отцовская куртка, пережившая три поколения.

У двери – кирзовые сапоги с развешанными на голенищах портянками. Но они – не единственный источник запаха. Картину дополняет аромат одеколона «Красная гвоздика», запах старых газет с пылью, канцелярского клея, лука, кожи и дым от папирос.

В фоновом режиме из репродуктора доносится то «Интернационал», то «Варшавянка», а голос Левитана периодически прерывается позывными радио «Маяк» или передачей «Пионерская зорька». Когда же звучит грустная классическая мелодия, наш герой настороженно замирает.

Что касается взаимоотношений в семье, то из всех своих братьев «красный» уважает и ценит только «белого», с которым у него духовная близость. «Розового» же считает чересчур рыхлым и мягкотелым, а за приверженность к цвету называет «педикюром». Презрительных прозвищ удостоились и остальные братья. Например, «зеленого» он называет не иначе, как лопухом, «желтого» – тусовщиком, «серого» – крысой, «золотого» – «буржуем», «черного» – отморозком, а коричневого – «фашистом». У него есть и собирательное прозвище для своих нелюбимых братьев – он их называет либо «паразитами на теле мирового пролетариата», либо сокращенно – «контрой»

Впрочем, братья не остались в долгу и в ответ дружно кличут его «зэком», намекая на прошлое, в котором нашлось место для каторги, ссылок, тюрем и лагерей по политическим статьям. В доказательство они показывают его довольно внушительное досье, где на первой же странице – фотография героя в фас и в профиль на фоне ростовой линейки.

Ну что ж, давайте ознакомимся…

Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!

Определение и происхождение термина

«Красным» пиар был назван, потому что символизирует революционное, социалистическое и коммунистическое движение.

Революция же стала ассоциироваться с красным цветом еще в августе 1792 года, когда отряды санкюлотов шли на штурм дворца Тюильри под красным флагом. Тогда же якобинцы сделали его своим символом. С этого момента знамя радикалов левого толка окрасилось красным цветом.

Красный флаг как символ крови, пролитой в революционной борьбе рабочих за свои права, был использован во время Лионского восстания 1834 года. В 1848 году восставшие рабочие во Франции и в Германии своим цветом также выбрали именно красный.

Уже начиная с 1871 года красный цвет стал символом международного революционного движения пролетариата. А потому все последующие революции в России, включая Октябрьскую революцию 1917 года, совершались именно под красным знаменем. По этой же причине в Гражданскую войну сторонники большевиков, как мы знаем, именовались «красными».

С 1923 года, государственным флагом СССР становится красный флаг с серпом, молотом и пятиконечной звездой. С момента своего основания и вплоть до распада Советский Союз активно использовал «красный» пиар для пропаганды идей марксизма-ленинизма, коллективизма и интернационализма.

Что касается современности, то под «красным» пиаром часто понимается не столько символ революции и классовой борьбы, сколько оппозиция правящей партии, ностальгия по Советскому Союзу, некое противопоставление социалистического прошлого России его капиталистическому настоящему.

Сравнение подходов мотивации к трудовой деятельности в СССР и современности

Окунемся в историю и выясним, что двигало нашими предками каждый день вставать на работу.

А как работаете вы?

Цели «красного» пиара

Основные цели «красного» PR можно сформулировать так:

  • популяризация социалистических и коммунистических идей;
  • формирование позитивного образа советского прошлого;
  • пропаганда дружбы народов и пролетарского интернационализма;
  • критика капитализма и буржуазных ценностей;
  • продвижение идеалов социальной справедливости и равенства.

В отличие от сугубо коммерческого PR, «красный» декларирует продвижение общественных, а не меркантильных интересов.

Когда же возникает потребность в «красном» пиаре?

Благоприятные условия для «красного» пиара

Успех «красного» PR часто связан с:

  • ностальгией старших поколений по стабильности и социальным гарантиям в СССР;
  • разочарованием молодежи в капитализме;
  • потребностью в альтернативах западной идеологии;
  • стремлением к социальной справедливости и равным возможностям;
  • поиском новой национальной идеи и позитивных ориентиров.

А теперь посмотрим, на каких темах чаще всего играет «красный» пиар.

Инструменты «красного» PR

«Красный» PR часто затрагивает темы:

1. Классовой борьбы пролетариата.

2. Коллективизации и индустриализации в СССР.

3. Победы в Великой Отечественной войне.

4. Интернационализма и дружбы народов.

5. Достижений науки и техники при социализме.

6. Бесплатного среднего, профессионального и высшего образования и медицины в СССР.

7. Бесплатного или недорогого жилья.

8. Отсутствия безработицы.

9. Низкого уровня преступности.

10. Системы профсоюзных путевок в санатории и профилактории.

11. Жесткой системы ГОСТов, регулирующей качество продуктов питания.

12. Высокого уровня образования и культуры советского гражданина.

13. Художественных произведений (в живописи, музыке, кинематографе), вошедших в сокровищницу мирового искусства;

14. Общей атмосферы дружелюбия и оптимизма в обществе.

Эти позитивные темы неизменно вызывают ностальгию у старшего и живой интерес у молодого поколений.

А теперь о том, кто прибегает к методам «красного» пиара.

Продвижение бизнеса в СМИ: 3 большие ошибки известных компаний

Рассмотрим 3 громких скандала, произошедших с известными компаниями, и разберем, как можно было спасти репутацию.

Кибер-кражи в Сбербанке

Кто использует

Для привлечения внимания целевой аудитории «красный» PR используют:

  • левые и коммунистические партии;
  • профсоюзы и общественные движения;
  • ностальгирующие по СССР медиа;
  • музеи и культурные центры советской направленности;
  • политики, апеллирующие к советскому прошлому;
  • коммерческие бренды в маркетинге, играющие на сильном чувстве ностальгии.

А теперь давайте рассмотрим наиболее яркие примеры «красного» пиара, которые, выполняя основную PR-функцию, фактически стали самодостаточными величинами.

Наиболее яркие примеры «красного» пиара

  • Красный флаг.
  • Окна РОСТА.
  • Триптих Маркс-Энгельс-Ленин.
  • Октябрьская революция.
  • Гражданская война в России.
  • Великая Отечественная война.
  • Международные фестивали молодежи и студентов, проводимые в разных странах.
  • Московский международный кинофестиваль.
  • Че Гевара и Фидель Кастро.
  • Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Алексей Леонов и Светлана Савицкая.
  • «Красная машина».
  • Московская олимпиада 1980 года и олимпийский мишка.
  • Регалии Ирины Родниной и ее слезы на пьедестале.
  • Русский балет советского периода.
  • Советские песни, кинофильмы и мультфильмы.
  • «Русская пятерка» в «Detroit Red Wings» и вообще российские легионеры в НХЛ.

В последнее время к теме «красного» пиара стали обращаться довольно часто, в том числе коммерческие структуры. Однако технологии этого вида пиара также требуют осторожного обращения. В противном случае отсутствие вкуса, этики, незнание истории, контекста и специфики советского периода приведут к провалу кампании.

О каких рисках идет речь?

Риски «красного» пиара

  • чрезмерная идеализация советского прошлого, замалчивание негатива;
  • манипулирование ностальгией в политических целях;
  • отторжение молодыми поколениями «навязанной» идеологии;
  • обострение межпоколенческих противоречий;
  • дискредитация идеалов социальной справедливости из-за радикальности взглядов;
  • героизация или неуместное упоминание неоднозначных или негативных лиц и персонажей, либо наоборот – принижение заслуг и значимости положительных примеров.

В качестве примера опять же приходит на ум рекламный ролик Сбербанка с вором-домушником Жоржем Милославским, который по недосмотру организаторов кампании какое-то время успел побыть амбассадором влиятельного бренда.

Или, другой пример – ролик «АльфаСтрахование» с девочкой Алисой и песней «Прекрасное далеко». Означает ли ролик, что будущее теоретически может оказаться жестоким по отношению к клиентам «АльфаСтрахование»? Конечно, такой прокол гораздо более лайтовый, чем в предыдущем примере, но тоже является показателем недостаточной проработки стратегии.

Кстати, рекламные ролики под музыку советского периода – гораздо более хитроумное решение, чем может показаться на первый взгляд. Под видом «розового» пиара и создания ностальгической атмосферы для продвижения продукта заимствуются элементы «красного» пиара. По сути, это самый настоящий «серый» пиар, который прячется за спинами «розового» и «красного».

Другое дело, что организаторы кампаний не учитывают побочный эффект – подобными рекламными роликами они непроизвольно запускают «красный» пиар, который может оказать даже больший эффект, чем PR целевого продукта. Это все равно, что привязать молодое деревце к деревянной подпорке, но пышным цветом зацветет не деревце, а подпорка.

В целом же «красный» PR, несмотря на риски идеализации или дегероизации прошлого – довольно востребованный инструмент в современном обществе.

С одной стороны, он – результат неутихающей ностальгии старших поколений о советском прошлом и их попыток найти искры человечности в идеологических реалиях настоящего.

С другой стороны – привлекает часть молодежи идеалами социальной справедливости и равенства возможностей.

И только грамотное применение инструментов «красного» пиара, умелое сочетание ностальгических образов с актуальными социальными ценностями, правильная игра на идеях гуманизма и солидарности способна установить эмоциональную связь с аудиторией и даже вызвать широкий общественный резонанс.

Резюме

На этом наше знакомство с «красным» пиаром подошло к концу.

Не знаю, как вы, но я, с одной стороны, немного устал от нашего сегодняшнего активного и неутомимого братца. С другой стороны, он подкупает меня своим истинным, а не нарочитым демократизмом, своей искренностью и верой в справедливость, которыми часто пользуются другие. Если бы не моральная поддержка «белого» брата и наградной Маузер, ему в этом семействе пришлось бы совсем худо.

Ну а нас ждет знакомство с очередным братом разноцветной семейки PR.

Следите за нашими публикациями!

Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?

Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:

Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?

Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:

WhatsappTelegram: +7 (499) 346 89 22

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Александр Петрович

Красный пиар как красный терррор, если завели шарманку / берегись, задавит бронепоездом

Ответить
Развернуть ветку
Hsushs

Уххх

Ответить
Развернуть ветку
UP business / PRslon
Автор

а то))

Ответить
Развернуть ветку
UP business / PRslon
Автор

Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎

Ответить
Развернуть ветку
UP business / PRslon
Автор

АуфЪ 😎

Ответить
Развернуть ветку
UP business / PRslon
Автор

Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎 делитесь статьёй

Ответить
Развернуть ветку
София ЧетНеТо

Ауууучччч, мне ностальгия в глаз попала! Любимая игра в контексте маркетинга - удачное вплетение и сочетание)
Генсек - шииииииикарен!

Ответить
Развернуть ветку
Hsushs

Red alert - топ1🔥

Ответить
Развернуть ветку
UP business / PRslon
Автор

да, ностальгия! компьютерные клубы 2000х годов

Ответить
Развернуть ветку
UP business / PRslon
Автор

Спасибо за ваше мнение, подписывайтесь, ставьте лайки

Ответить
Развернуть ветку
UP business / PRslon
Автор

да, кто знает- тот поймет

Ответить
Развернуть ветку
UP business / PRslon
Автор

Спасибо за ваше мнение, полностью согласен 🤜🤛

Ответить
Развернуть ветку
Hsushs

Слёзы олд фага 🥲 Генсек Черденко . Фанаты red alert 3 в всплакнули 👏👏👏👏

Ответить
Развернуть ветку
София ЧетНеТо

Точно! Черденко 🔥

Ответить
Развернуть ветку
UP business / PRslon
Автор

Он самый))

Ответить
Развернуть ветку
UP business / PRslon
Автор

Да. Это была легенда)

Ответить
Развернуть ветку
UP business / PRslon
Автор

Спасибо за ваше мнение, подписывайтесь, ставьте лайки

Ответить
Развернуть ветку
Сейлор Мун

как зовут актера с обложки? Лицо знакомое - вспомнить не магу.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Тим Карри

Ответить
Развернуть ветку
Сейлор Мун

Спасибо. Он вроде часто всяких чертей злобных играл) а ну и в очень страшном кино, куда ж без..

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Он был прекрасен и в других ролях )

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Улика (прелестный фильм)

Ответить
Развернуть ветку
Эмилия Жаровская

Призыв к совести и соблюдение идеологий - страшное явление. Я б сказала, что это граничит с болью и постоянным пониманием, что ты что-то кому-то задолжал.
Теперь интересно, как это кровавое зло вяжется с белым пиаром.
А про черный будет??

Ответить
Развернуть ветку
UP business / PRslon
Автор

Конечно)Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎 делитесь статьёй

Ответить
Развернуть ветку
Игорь про маркетинг

Идея интересная, проблема в том, что занимается молодёжь которая просто не знает что можно взять. К примеру конфеты с названиями советских времен продаются вполне себе хорошо. Или к примеру сегодня прочел комментарий - "я чай только со слоном пью". Знает кто из молодых причем тут слон. А не зная откуда возникнет идея как с помощью слона чай продавать)))).

Ответить
Развернуть ветку
Доктор Шкутко

Автор, набрасывай еще. Статьи будут в сраче вырастать. На либеральном ресурсе нужно больше коммуняк. Это гойда :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Хорошая попытка, Харитонов, но когда снимут Надеждина, я за Даванкова

Ответить
Развернуть ветку
Just Michael

Я бы назвал это политическим дизайном, в который у нас, в принципе, не умеют, так как совершенно никаких новых идей.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Красный пиар? Красный флаг!

Ответить
Развернуть ветку
Бродяга из NY

Кстати, слышал, что лучшим политтехнологам далеко за 60, так что сформировались они под "красным" влиянием

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда