План Х: как предприниматели спасают свой бизнес

Повсюду пандемия. Иногда кажется, что она больше в головах. Но нет: общая реальность сейчас — коронавирус с физически закрытыми границами и офисами, обвал доллара и финансовых рынков. Для бизнеса это время «перегруппировки» и поиска новых решений. Рассказываем про себя и делимся мыслями других предпринимателей.

План Х: как предприниматели спасают свой бизнес

Выживает не самый сильный, а самый приспособленный, говорил натуралист Чарльз Дарвин. Бизнесу самое время вспомнить об этом сейчас — в период COVID-19, когда страны закрывают границы и вводят чрезвычайные меры, люди закупаются масками, антисептиками, гречкой, туалетной бумагой и самоизолируются. Путь бизнеса — путь эволюции.

Рейтинговое агентство S&P прогнозирует, что по итогам года впервые с 2009 года будет зафиксирована глобальная рецессия. В зоне прямого риска, прежде всего, бизнес, завязанный на офлайне и личной коммуникации, особенно в сферах туризма и развлечений, а также общепит и непродуктовый ритейл.

Мировые и часть российских производителей товаров люкс и автомобилей перестраиваются на производство антисептиков и медицинских товаров, но это точно путь не для каждого.

На нашем UX-рынке — турбулентность и местами штиль. Банки уходят в карантин, лиды в воронке откладывают бюджеты и запуск дизайна новых продуктов до осени или конца года. За последнюю неделю у нас заморозился один проект по дизайну, остальные продолжают работать. Значительно прибавилось число запросов на качественные исследования — люди хотят вложиться в изучение пользователей и рынка, найти конкурентное преимущество и нишу, пока другие пережидают.

Универсального рецепта на тему «Как не заметить кризис и продолжать зарабатывать как раньше», конечно, не существует. Но существует опыт и идеи, которыми можно и нужно делиться. Что мы и делаем.

Так выглядит наш план Х.

Собрать кейсы

Затишье — хорошее время, чтобы описать все ранее реализованные проекты. На это обычно никогда нет времени: задача каждый раз классифицируется как важная, но не срочная. Теперь стала важной и срочной. Недавно описали проект создания с нуля банка для предпринимателей «Зенит», впереди — ещё несколько кейсов.

Пробовать новые рынки

В феврале у нас был план, и мы его придерживались. Хотели сначала подрастить команду и компетенции с английским языком в интерфейсах, а уже во второй половине года постепенно взять курс на Европу — разрастить комьюнити и аккуратно пиариться. У нас уже есть зарубежные клиенты на дизайне, но, во-первых, они частично с русскими командами, во-вторых, их всего четверть от всего потока проектов.

После того как увидели поведение нашего рынка, резко пересмотрели планы: начали быстрее выходить на потенциальных клиентов за рубежом. Тем более что наш ценник для европейцев из-за обвала рубля особенно привлекателен. А прикладная экспертиза в финсфере не хуже.

Агрессивнее пиариться

Появилась возможность бросить силы команды на PR-истории, накопить материалов на полгода вперёд и выделить ресурс на какие-то бесплатные или полубесплатные (по сравнению с нашим стандартным чеком) активности.

Например, мы запустили удалённый формат взаимодействия, предложив поучаствовать в десятиминутном UX-разборе сайтов. Любой желающий может прислать свой проект, мы прогоним его по стандартным UX-метрикам и расскажем, что и как можно улучшить.

Клиенты сидят по домам, но (или поэтому) как никогда хотят получать эмоции и общаться: обучающие, вовлекающие и развлекающие видео-форматы набирают обороты.

Оптимизировать команду

Грустно признавать, но факт. В любой компании всегда есть люди, которые тянут на дно, тормозят или не соответствуют по своим навыкам задачам и зарплатам. Или есть люди, в которых надо много вкладывать, чтобы получить полноценный результат.

При переходе всех на удалёнку взгляд руководителя максимально проясняется: оказывается, часть сотрудников не нужны для достижения действительно важных для бизнеса целей. Ясность взгляда обостряется необходимостью снижать косты и при этом держать предкризисные объёмы. Работать приходится быстро, собрано и эффективно — для этого нужны не просто лучшие из лучших, а лучшие из самых лучших.

Нам пришлось расстаться с частью сотрудников. Но мы активно смотрим на профессионалов, которые выходят на рынок труда: в обычное время такой возможности не представилось бы.

Навести порядок

В любом бизнесе есть какие-то зоны и процессы, на которые не хватает рук и времени. «Как-то само работает и ладно». Сейчас как раз то время, чтобы внимательно посмотреть, влезть в эти «чёрные дыры» и разобрать, что работает не так, как следовало бы, или неэффективно. А дальше править, вырезать и оптимизировать.

Посмотреть вокруг

Кризис един для всех. Возможно, кому-то будет близок наш подход и наш план. При этом для добавления большей полезности в статью (а заодно и «активнее попиариться») поообщались с несколькими предпринимателями про их план Х на ближайшие месяцы.

«Либо быстро качнуть себя, либо докупить компетенцию»

Максим Перевезенцев, основатель Callmart

Callmart проводит экспресс-аудит клиентской базы салонов красоты. Для продукта ситуация с оттоком клиентов в салоны сыграла на руку: компания анализирует клиентские базы и создаёт правильную коммуникацию с потребителем услуги, чтобы они хотели вернуться повторно. Бизнесам в сфере бьюти сейчас стало труднее, поэтому запросов на удержание клиентов ещё больше.

Без трудностей не обходится: пришлось сместить фокус внимания с конференций и мероприятий и отложить продажи сервиса в офлайне. Задача номер один — оперативно перестроиться на реализацию продукта в онлайне. Приходится учиться быстрой продаже SaaS, подключать клиентов и доставлять выгоду дистанционно.

В этой части собственные компетенции, связанные с трафиком, лендингом и прочим, чуть хуже, чем по продукту в целом, поэтому Максим видит возможность либо быстро качнуть себя, либо докупить компетенцию. Поскольку основной вопрос сейчас — время нужно докупать, считает он.

Многое в бизнесе удалось сделать и глубоко прокопать до происходящих событий, поэтому есть возможность маневра и сможем быстро адаптироваться.

Максим Перевезенцев,, основатель Callmart

«Инвестируем в маркетинг и запускаем новые каналы»

Виктория Рындина, основатель дизайн-студии VisualMethod.ru

Студия специализируется на подготовке презентаций, отчётов и инфографики для среднего и крупного бизнеса. Интерес клиентов к продукту остаётся, но проекты они готовы начинать позже: на прошлой неделе получали ответы «нам интересно обсудить это, но не ранее чем через полтора месяца», «давайте в мае» и «теперь вернёмся к этому вопросу летом». Так отвечают медицинские компании и транспортные, которые оказались в эпицентре проблем.

При этом спрос на презентации с отчётами, которые делают по графику, показывают стабильный результат и даже прирост. Решили не останавливать рекламу, а наоборот, инвестировать в маркетинг и запустить новые каналы привлечения, назначаем общение с клиентами, которые в эпицентре и растут (ритейл, ИТ).

Кризис всегда одинаков: кто-то растёт и увеличивает маркетинг, другие наоборот. Любой кризис пройдёт, а знание о нас останется.

Интерес клиентов к продукту остаётся, но проекты они готовы начинать позже.

Виктория Рындина,, основатель дизайн-студии VisualMethod.ru

«Вебинары для профессионалов сферы туризма о том, как выжить в нынешней ситуации»

Валентин Домбровский, сооснователь MoscowPython и Travelabs

В MoscowPython (сообщество программистов, которое проводит курсы и конференции) пришлось перенести запланированное мероприятие Moscow Python Conf на сентябрь, а «бонусом» для всех купивших билеты провести в конце марта онлайн-сессию.

А Travelabs (компания, которая делает вебинары для туризма) запустила event-платформу в онлайне. На ней планируется проведение вебинаров для профессионалов сферы туризма с рассказами о том, как выжить в нынешней ситуации.

Пришлось перенести запланированное мероприятие и «бонусом» провести в конце марта онлайн-сессию.

Валентин Домбровский,,

сооснователь MoscowPython и Travelabs

«Стремимся предложить индивидуальную стратегию каждому»

Станислав Мудрый, совладелец агентства «Дорогая редакция»

Убеждаем всех клиентов, что кризис — это возможность, а не препятствие. И вместе с ними ищем варианты, как удачно сработать в текущей ситуации. Стремимся предложить индивидуальную стратегию каждому.

Параллельно активизируем продажи на те рынки, которые устойчивы к кризисам.

Убеждаем всех клиентов, что кризис — это возможность, а не препятствие.

Станислав Мудрый,, совладелец агентства «Дорогая редакция»

«Поддержите любым способом: всем чем можете»

Анастасия Татулова, владелица сети кафе «АндерСон»

«Гипотетическая смерть людей воспринимаемся нами как страшная угроза, но поверьте, смерть такого количества бизнесов — штука не менее страшная», — написала в посте на Facebook Анастасия.

Рестораны, гостиницы, туристические агентства, авиакомпании, салоны, спортивные клубы, ивент-агентства, частные детские сады и школы, все кто содержат сами себя, платят деньги сотрудникам и налоги государству — все они сейчас на грани разорения. Многие уже закрылись и распустили сотрудников. Анастасия призвала всех помогать любым способам, кто чем может.

В свою очередь в сети «АндерСон» появилась опция заказа «праздника в дом».

Спасибо этому времени, что оно под микроскопом даёт возможность понять, кто есть кто и чего мы все стоим.

Анастасия Татулова,, владелица сети кафе «АндерСон»

«Команда настраивается на максимальный позитив»

Магазин одежды Ushatava

Российский бренд одежды Ushatava в посте в Instagram заявил, что команда настраивается на максимальный позитив и с 19 марта делает доставку товаров бесплатной, вводит новый промокод, а также запускает новинки в ассортименте.

Любой кризис — это стимул для бизнеса. Он заставляет придумывать новые решения, учит быстро реагировать и открывает новые возможности.

С 19 марта делает доставку товаров бесплатной, вводит новый промокод, а также запускает новинки в ассортименте.

Магазин одежды Ushatava

Больше историй от предпринимателей можно найти тут, тут и тут.

А как ваш бизнес реагирует и подстраивается под изменения? Обменяемся идеями?

1010
9 комментариев

Статья содержит набор цитат с псевдопозитивными мантрами для самоуспокоения.
Это как с коронавирусом: сначала игнорили, потом критиковали «паникёров», потом ржали и мемчики друг другу слали. Сейчас попрятались, мемчиков нет. Потому что не все были готовы оценить реальность. А она такова, что попали на деньги все и выживших не будет. Богатые станут богаче, бедные - нищими.
Если встают взаиморасчёты, люди перестают тратить, падает потребление, откуда взяться «новым возможностям»? В начале 90-х новой возможностью стал гоп-стоп. Можем повторить?
Лично у меня резко негативный сценарий начиная с конца осени. И не потому, что я пессимист. Рад бы ошибаться.

4

Ну какие же мантры? Работаем, приспосабливаясь к текущей ситуации по мере сил. А Вы что предлагаете? 
А мемчики — реакция на новое в повестке дня. Про коронавирус уже неинтересно стало просто. 

А людей сокращаете? или кидаете в кризис без работы, требуя написать "по-собственному"?)