Штрафы и безразличие: что предлагают топ-5 франшиз в HoReCa

Или как я выбирала франшизу

Всем привет! Меня зовут Настя. В 16 лет я начала работать в общепите и была на разных должностях: официантом, бариста, менеджером и управляющей. В 19 переехала из Владивостока в Санкт-Петербург и здесь стала маркетологом ресторанных групп на фрилансе. Через 4 года продала квартиру на Дальнем Востоке и решила на эти деньги (7 млн рублей) открыть бизнес по франшизе. Рассказываю, как выбирала партнера и что мне предлагали франчайзеры.

Фото взято из Freepik
Фото взято из Freepik

О критериях

Так как сфера общественного питания мне знакома, я решила искать франшизу в этой отрасли. Пошла в рейтинг BuyBrand и выбрала первые 5 франшиз в HoReCa, оставила заявки и подготовила критерии, на которые опиралась при выборе.

Франшизы, которые я анализировала
Франшизы, которые я анализировала

Такой список критериев оценки франшизы у меня получился:

  • Понятный объем инвестиций

Для меня важно, чтобы условия, которые обозначены в разных источниках франшизы, такими оказались и для меня. Поэтому у владельцев каждой франшизы, несмотря на то, что они присылали презентации с расчетами, я уточняла, сколько потребуется инвестиций для открытия бизнеса. Сюда я включаю паушальный взнос, роялти, маркетинговые взносы и всё, что потребуется для открытия. Перечисленные показатели я сравнивала с другими источниками: сайтом или продающей презентацией.

  • Объём поддержки со стороны франчайзера

Для меня важно, чтобы франчайзер предоставил мне качественную инструкцию по открытию и ведению бизнеса. Был интересен формат обучения - оффлайн и онлайн программы, регламенты (и какие именно). Помимо этого рассматривала, будут ли коммуницировать со мной после заключения договора, если да – как это будет.

  • Наличие рекламы на федеральном уровне

Если компания не пиарится и не организовывает маркетинговых активностей, стоит задуматься о целесообразности покупки. Реклама – это забота о бренде, который продается третьим лицам, инвестиции в объемы продаж франчайзи. Если бренд известен, он приведет партнерам клиентов.

Более того, если компания будет взимать процент за маркетинг, важно понять, какой эффект это приносит. Даже если пиарят управляющую компанию.

  • Какой уровень сервиса предоставляет компания на стадии продажи

Было важно, как со мной общаются менеджеры по продажам. Насколько структурна была речь, friendly-подача информации или нет, насколько логично и понятно объясняют условия. Так я понимаю, настроены ли бизнес-процессы внутри компании. Если на этапе продажи мне всё понятно и полезно, то вероятность того же после покупки франшизы выше.

Анализ

<p>Чтобы сравнить все условия, я сделала таблицу. Если будет полезно – она <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fspreadsheets%2Fd%2F1ctzwJUVruOiH82DLgTxxV_rIJlDqmAGFUEbu_IJxTNI%2Fedit%23gid%3D0&postId=1147564" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по ссылке</a>.</p>

Чтобы сравнить все условия, я сделала таблицу. Если будет полезно – она по ссылке.

COFFEE LIKE

Компания на рынке с 2013 года. Сейчас там около 1040 торговых точек.

Мне понравилось, что среднее количество кофе-баров на одного партнера - 5. Создаётся ощущение, что франшизе интересно развивать тех, кто купил франшизу.
Мне понравилось, что среднее количество кофе-баров на одного партнера - 5. Создаётся ощущение, что франшизе интересно развивать тех, кто купил франшизу.

Общий объём инвестиций: минимум около 1,3 млн рублей, зависит от формата. Расчёт бизнес-модели по ссылке.

Роялти: 6%

Паушальный взнос: 230 тыс. рублей, если город до 100 тыс. жителей, если больше – 430 тыс. рублей. единоразово. Для Санкт-Петербурга – 430 тыс.рублей.

Маркетинговый сбор: 0,5%.

Средняя выручка в месяц: 450 тыс. рублей.

Прибыль в месяц: 100 тыс. рублей.

Окупаемость: 10-13 месяцев.

Для старта рассматривала формат стойки
Для старта рассматривала формат стойки

Сервис и что говорят в публичном поле

Когда гуглишь COFFEE LIKE, поиск выдаёт в первую очередь публикации в деловых СМИ о покупке сети кофеен. В целом негативных упоминаний я не заметила, хотя ожидала увидеть массовый хейт Аяза. Знаю, что он лет 5 назад продал сеть, но думала, что их еще упоминают вместе.

<p>Поисковая выдача по запросу COFFEE LIKE</p>

Поисковая выдача по запросу COFFEE LIKE

Менеджер сети написала в день подачи заявки. Сразу договорились созвониться, чтобы обсудить все условия. Первое, о чём меня спросили во время созвона – на что я обращаю внимание при выборе франшизы. Потом мы обсуждали условия по моим критериям.

Менеджер задавала мне вопросы, по которым можно было понять, что я в теме и знаю, что такое общепит. Говорит, им важно, чтобы франчайзи был настроен открывать больше 3 торговых точек в перспективе.

В целом осталось положительное впечатление. Бренд известный, информируют понятно, ориентируют по расходам до мелочей, в бизнес-плане учитывают даже покупку отвертки. Штрафов при расторжении договора нет, штрафуют только при нарушении стандартов, под которыми подписываешься в договоре.

Суши Маркет

Сеть представлена в 4 странах, 430 торговых точек. Работает 12 лет.

Форматы, которые предлагает франшиза
Форматы, которые предлагает франшиза

Общий объём инвестиций: 3 млн рублей, расчет – по ссылке.

Роялти: 3,5% в первый год работы, далее – 6%.

Паушальный взнос: 600 тыс. рублей. единоразово.

Выручка: 1,6 млн рублей.

Прибыль: 320 тыс. рублей.

Окупаемость: около 10 месяцев.

Сервис и что говорят в публичном поле

Лица сети дают интервью, но заметно, что появляются и негативные новости. Например, первая статья в поисковом запросе по компании – «Суши Маркет» в тульском ТРЦ «Макси» проверяют прокуратура и Роспотребнадзор по жалобе посетителя.

Так выглядит поисковая выдача
Так выглядит поисковая выдача

Когда я оставила заявку на франшизу, необходимо было указать регион, в котором я нахожусь. Указала Санкт-Петербург и получила странное сообщение от менеджера сети.

Штрафы и безразличие: что предлагают топ-5 франшиз в HoReCa

Мне показалось, что франшизе всё равно, готова ли я переезжать, рассматриваю ли другие регионы. Только после моего ответного письма удалось получить условия.

Всю информацию прислали в What’s App, вопросов никаких не задавали, созвониться не предложили.

Интересен способ отбора франчайзи – кандидатам присылают анкету в Google Forms. Там есть вопросы об опыте ведения бизнеса, заработке, комфортном объёме инвестиций и прочем.

Часть вопросов из анкеты Суши Маркет
Часть вопросов из анкеты Суши Маркет

Меня оттолкнула коммуникация менеджера по продажам. Считаю, что если регион в сети занят, можно предложить другой. Потому что, как выяснилось — в Ленинградской области у франшизы куча свободных мест для открытия.

Настоящая Пекарня

Сеть объединяет 732 точки в 10 странах. Работает с 2016 года.

Формат, который рассматривала
Формат, который рассматривала

Общий объём инвестиций: 3 млн рублей.

Роялти: 3,5% с момента, когда выручка точки составляет 350 тыс. рублей. Не более 150 тыс. рублей в месяц с сети, которую открывает франчайзи.

Паушальный взнос: 350 тыс. рублей. Скидка в размере 60 тыс. рублей, если город «маленький» единоразово.

Выручка: 1,1 млн рублей.

Прибыль: рентабельность 23%

Окупаемость: 11-12 месяцев

Сервис и что говорят в публичном поле

В поиске о франшизе появляются в основном региональные упоминания.

Штрафы и безразличие: что предлагают топ-5 франшиз в HoReCa

После заявки на франшизу, мне прислали письмо на почту о том, какие проекты находятся в портфеле компании, а также прикрепили презентацию. После – позвонили.

Как описывает себя компания в презентации
Как описывает себя компания в презентации

Менеджер доброжелательно консультировала меня по всем вопросам. Сказала, что сеть продает не бренд, а партнерство – об этом рассказываю ниже. Сотрудничать с поставщиками не из списка франшизы также разрешено.

Несколько моментов меня смутили:

– Менеджер вскользь упомянула штраф за выход из франшизы. Я дослушала её, но решила уточнить, о каком именно штрафе идёт речь. Показалось, что менеджер резко отреагировала на этот вопрос. Сначала сказала, что штрафов у них нет, а после уточнения неохотно объяснила. Если вы заключаете договор и ранее, чем через 11 месяцев решите его расторгнуть, необходимо заплатить управляющей компании столько роялти, сколько месяцев находились в сотрудничестве.

– Мне сказали, что франшиза продаёт партнерство и обучение, а не бренд. Это значит, что ты можешь заключить договор, получить ноу-хау, но открывать заведение под собственным брендом. Забавно, что менеджер привела в пример ситуацию, когда их партнер пытался сам открыть пекарню, но у него не получилось без поддержки. Мне показалось это странным, если компания продаёт обучение и её партнеры потом не справляются. Хотя, наверное, мне так продавали экспертность франшизы.

После разговора по телефону франшиза предлагает экскурсию. От неё я отказалась, потому что не увидела ценности. Если быть точнее – мне не объяснили, зачем нужна экскурсия. Условия, формат коммуникации, способ оформления договора и все нюансы я узнала из созвона, на этом этапе этого достаточно.

ONE PRICE COFFEE

Сеть существует с 2018 года, с того момента открылось 380 кофеен.

<p>Форматы, которые предлагает франшиза. </p>

Форматы, которые предлагает франшиза.

Общий объём инвестиций: 2,5 млн. руб. – 3 млн. руб.

Роялти: · 7,5% – за первые три точки, 5,5% – после открытия четвертой точки.

Паушальный взнос: 600 000 руб. – за первые 3 точки, 500 000 руб. – с четвертой точки и на все последующие.

Маркетинговый взнос: 1%

Выручка: 1,3 млн рублей.

Прибыль: от 100 тыс. рублей

Окупаемость: точка безубыточности 1–3 мес., окупаемость проекта 12–18 мес.

Сервис и что говорят в публичном поле

О компании не слишком много упоминаний в СМИ. В поисковой выдаче первыми статьями мы видим рекламный материал и комментарии в чужих информповодах.

Штрафы и безразличие: что предлагают топ-5 франшиз в HoReCa

После подачи заявки приходит сообщение от чат-бота с условиями франшизы, позже перезвонил менеджер.

Продавали без напора, больше отвечали на вопросы, чем инициировали рассказ о франшизе. Сеть обучает партнеров в учебном центре оффлайн, и онлайн в учебном портале. Помощь в развитии (например, подбор локации) – платная. Есть система штрафов, которая фиксируется в договоре: в основном они направлены на соблюдение стандартов сети. Хорошо, что также есть система предупреждений, которая позволять не получать штрафы за кажую ошибку. Если следуешь правилам – не получаешь штрафы, при этом качество проверяется во всех кофе-барах.

Компания не делает упор на несколько торговых точек одного франчайзи, скорее всего это региональная история. Мне сказали, что в Санкт-Петербурге не надо ориентироваться на открытие нескольких кофеен, можно открыть одну.

Так описывает себя сеть в презентации
Так описывает себя сеть в презентации

В целом, франшиза выглядит привлекательно. Меня немного оттолкнул формат коммуникации – созвон показался не слишком информативным, при сборе информации я опиралась в основном на презентацию. А с другой стороны – здорово, что они присылают условия текстом сразу после заявки.

СВШ (САМАЯ ВКУСНАЯ ШАУРМА)

Франшиза работает 6 лет, открыто около 234 точек.

Формат, который рассматривала
Формат, который рассматривала

Общий объём инвестиций: 3,2 млн. руб.

Роялти: 5%.

Паушальный взнос: 100 тыс. руб. – по скидке, обычно 500 000 руб.

Маркетинговый взнос: 1%

Выручка: 1,7 млн рублей

Прибыль: 229 тыс. рублей.

Окупаемость: 13 месяцев

Сервис и что говорят в публичном поле

По поиску франшизы появляются статьи, где компания попала в топы вкусной шаурмы в разных регионах.

Штрафы и безразличие: что предлагают топ-5 франшиз в HoReCa

Франшиза, с которой я коммуницировала меньше всего. После заявки мне написали в What’s App, прислали презентацию, не задавали вопросы, не инициировали разговор. В презентации, которую я получила, приходилось вглядываться, чтобы найти условия. Кажется, это должно быть на видном месте.

Обучение франчайзи проводится очно, команда франшизы приезжает на точку и рассказывает, как организовать работу. Также разработана обучающая платформа с базой знаний. Штрафует франшиза только за нарушения стандартов и технологий компании.

Компания не отбирает франчайзи. Договор заключается в том случае, если обеих сторон устраивают условия. Это мне не очень понравилось – партнером сети может стать каждый встречный.

Мои выводы

Всего у меня отложено 9 млн рублей, в бизнес я готова вложить 7 млн. Если потребуется – привлеку инвестиции дополнительно. Среди выбранных франшиз я могу открыть:

в COFFEE LIKE – 5 кофе-баров с совокупной прибылью в 500 тыс. рублей при выручке 2,25 млн со всех точек;

в СУШИ МАРКЕТ – 2 точки с совокупной прибылью в 640 тыс. рублей при выручки в 3,2 млн со всех точек;

в Настоящая пекарня – 2 пекарни с совокупной прибылью в 500 тыс. рублей при выручке в 2,2 млн со всех пекарен;

в ONE PRICE COFFEE – почти 3 кофе-бара с совокупной прибылью в 300 тыс. рублей при выручке в 3,9 млн рублей со всех точек;

в СВШ (Самая вкусная шаверма) – 2 кафе с совокупной прибылью в 460 тыс. рублей при выручке в 3,4 млн рублей со всех кафе.

Но некоторые нюансы меня напугали. Среди таких – штрафы, которые пытаются скрыть, безразличие на этапе продажи или наоборот продажа «всем подряд». Я ещё не выбрала франшизу, но уже решила, кого точно исключу из списка. На данный момент среди лидеров – COFFEE LIKE, Настоящая пекарня, One Price Coffee.

Надеюсь, статья будет полезной. Если есть вопросы – задавайте в комментариях!

1212
17 комментариев

Отличныйц материал, по полочкам. Сохранил.

Анастасия, если решитесь открывать кофейню – напишите мне в ЛС или в ТГ. Расскажу о нашем опыте (с 2014г) и постараюсь вас отговорить от этой идеи. Совершенно бесплатно.

2
Ответить

Расскажите нам тоже)))

1
Ответить

Спасибо! У вас хороший блог)

Ответить

я бы не советовал все деньги с квартиры тратить на франшизу. Лучше диверсифицироваться - часть на бизнес на попробовать, часть банки, часть в другие активы: акции, облигации.

2
Ответить

Да, я по такому плану и действую. Спасибо!)

Ответить

Если это ваш первый бизнес, то вкладывать в него все деньги с квартиры - все равно что выкинуть их из окна, особенно по франшизе.
Начните с чего-то небольшого, куда вложите 0.5-1млн максимум. Скорее всего прогорите, но получите ценный опыт и уже с ним решите куда двигаться дальше. Имхо, для кофейни или шаурмы франшиза нахрен не нужна, есть куча гайдов и бизнес планов готовых

2
Ответить

Спасибо)

Согласна, что не нужно вкладывать сразу все 7 млн рублей. Считала, сколько это в точках у франшиз. Начинать в любом случае планирую с одной. Так можно потестить, а потом принимать решение в долгосрок

Ответить