{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Штрафы и безразличие: что предлагают топ-5 франшиз в HoReCa

Или как я выбирала франшизу

Всем привет! Меня зовут Настя. В 16 лет я начала работать в общепите и была на разных должностях: официантом, бариста, менеджером и управляющей. В 19 переехала из Владивостока в Санкт-Петербург и здесь стала маркетологом ресторанных групп на фрилансе. Через 4 года продала квартиру на Дальнем Востоке и решила на эти деньги (7 млн рублей) открыть бизнес по франшизе. Рассказываю, как выбирала партнера и что мне предлагали франчайзеры.

Фото взято из Freepik

О критериях

Так как сфера общественного питания мне знакома, я решила искать франшизу в этой отрасли. Пошла в рейтинг BuyBrand и выбрала первые 5 франшиз в HoReCa, оставила заявки и подготовила критерии, на которые опиралась при выборе.

Франшизы, которые я анализировала

Такой список критериев оценки франшизы у меня получился:

  • Понятный объем инвестиций

Для меня важно, чтобы условия, которые обозначены в разных источниках франшизы, такими оказались и для меня. Поэтому у владельцев каждой франшизы, несмотря на то, что они присылали презентации с расчетами, я уточняла, сколько потребуется инвестиций для открытия бизнеса. Сюда я включаю паушальный взнос, роялти, маркетинговые взносы и всё, что потребуется для открытия. Перечисленные показатели я сравнивала с другими источниками: сайтом или продающей презентацией.

  • Объём поддержки со стороны франчайзера

Для меня важно, чтобы франчайзер предоставил мне качественную инструкцию по открытию и ведению бизнеса. Был интересен формат обучения - оффлайн и онлайн программы, регламенты (и какие именно). Помимо этого рассматривала, будут ли коммуницировать со мной после заключения договора, если да – как это будет.

  • Наличие рекламы на федеральном уровне

Если компания не пиарится и не организовывает маркетинговых активностей, стоит задуматься о целесообразности покупки. Реклама – это забота о бренде, который продается третьим лицам, инвестиции в объемы продаж франчайзи. Если бренд известен, он приведет партнерам клиентов.

Более того, если компания будет взимать процент за маркетинг, важно понять, какой эффект это приносит. Даже если пиарят управляющую компанию.

  • Какой уровень сервиса предоставляет компания на стадии продажи

Было важно, как со мной общаются менеджеры по продажам. Насколько структурна была речь, friendly-подача информации или нет, насколько логично и понятно объясняют условия. Так я понимаю, настроены ли бизнес-процессы внутри компании. Если на этапе продажи мне всё понятно и полезно, то вероятность того же после покупки франшизы выше.

Анализ

Чтобы сравнить все условия, я сделала таблицу. Если будет полезно – она по ссылке.

COFFEE LIKE

Компания на рынке с 2013 года. Сейчас там около 1040 торговых точек.

Мне понравилось, что среднее количество кофе-баров на одного партнера - 5. Создаётся ощущение, что франшизе интересно развивать тех, кто купил франшизу.

Общий объём инвестиций: минимум около 1,3 млн рублей, зависит от формата. Расчёт бизнес-модели по ссылке.

Роялти: 6%

Паушальный взнос: 230 тыс. рублей, если город до 100 тыс. жителей, если больше – 430 тыс. рублей. единоразово. Для Санкт-Петербурга – 430 тыс.рублей.

Маркетинговый сбор: 0,5%.

Средняя выручка в месяц: 450 тыс. рублей.

Прибыль в месяц: 100 тыс. рублей.

Окупаемость: 10-13 месяцев.

Для старта рассматривала формат стойки

Сервис и что говорят в публичном поле

Когда гуглишь COFFEE LIKE, поиск выдаёт в первую очередь публикации в деловых СМИ о покупке сети кофеен. В целом негативных упоминаний я не заметила, хотя ожидала увидеть массовый хейт Аяза. Знаю, что он лет 5 назад продал сеть, но думала, что их еще упоминают вместе.

Поисковая выдача по запросу COFFEE LIKE

Менеджер сети написала в день подачи заявки. Сразу договорились созвониться, чтобы обсудить все условия. Первое, о чём меня спросили во время созвона – на что я обращаю внимание при выборе франшизы. Потом мы обсуждали условия по моим критериям.

Менеджер задавала мне вопросы, по которым можно было понять, что я в теме и знаю, что такое общепит. Говорит, им важно, чтобы франчайзи был настроен открывать больше 3 торговых точек в перспективе.

В целом осталось положительное впечатление. Бренд известный, информируют понятно, ориентируют по расходам до мелочей, в бизнес-плане учитывают даже покупку отвертки. Штрафов при расторжении договора нет, штрафуют только при нарушении стандартов, под которыми подписываешься в договоре.

Суши Маркет

Сеть представлена в 4 странах, 430 торговых точек. Работает 12 лет.

Форматы, которые предлагает франшиза

Общий объём инвестиций: 3 млн рублей, расчет – по ссылке.

Роялти: 3,5% в первый год работы, далее – 6%.

Паушальный взнос: 600 тыс. рублей. единоразово.

Выручка: 1,6 млн рублей.

Прибыль: 320 тыс. рублей.

Окупаемость: около 10 месяцев.

Сервис и что говорят в публичном поле

Лица сети дают интервью, но заметно, что появляются и негативные новости. Например, первая статья в поисковом запросе по компании – «Суши Маркет» в тульском ТРЦ «Макси» проверяют прокуратура и Роспотребнадзор по жалобе посетителя.

Так выглядит поисковая выдача

Когда я оставила заявку на франшизу, необходимо было указать регион, в котором я нахожусь. Указала Санкт-Петербург и получила странное сообщение от менеджера сети.

Мне показалось, что франшизе всё равно, готова ли я переезжать, рассматриваю ли другие регионы. Только после моего ответного письма удалось получить условия.

Всю информацию прислали в What’s App, вопросов никаких не задавали, созвониться не предложили.

Интересен способ отбора франчайзи – кандидатам присылают анкету в Google Forms. Там есть вопросы об опыте ведения бизнеса, заработке, комфортном объёме инвестиций и прочем.

Часть вопросов из анкеты Суши Маркет

Меня оттолкнула коммуникация менеджера по продажам. Считаю, что если регион в сети занят, можно предложить другой. Потому что, как выяснилось — в Ленинградской области у франшизы куча свободных мест для открытия.

Настоящая Пекарня

Сеть объединяет 732 точки в 10 странах. Работает с 2016 года.

Формат, который рассматривала

Общий объём инвестиций: 3 млн рублей.

Роялти: 3,5% с момента, когда выручка точки составляет 350 тыс. рублей. Не более 150 тыс. рублей в месяц с сети, которую открывает франчайзи.

Паушальный взнос: 350 тыс. рублей. Скидка в размере 60 тыс. рублей, если город «маленький» единоразово.

Выручка: 1,1 млн рублей.

Прибыль: рентабельность 23%

Окупаемость: 11-12 месяцев

Сервис и что говорят в публичном поле

В поиске о франшизе появляются в основном региональные упоминания.

После заявки на франшизу, мне прислали письмо на почту о том, какие проекты находятся в портфеле компании, а также прикрепили презентацию. После – позвонили.

Как описывает себя компания в презентации

Менеджер доброжелательно консультировала меня по всем вопросам. Сказала, что сеть продает не бренд, а партнерство – об этом рассказываю ниже. Сотрудничать с поставщиками не из списка франшизы также разрешено.

Несколько моментов меня смутили:

– Менеджер вскользь упомянула штраф за выход из франшизы. Я дослушала её, но решила уточнить, о каком именно штрафе идёт речь. Показалось, что менеджер резко отреагировала на этот вопрос. Сначала сказала, что штрафов у них нет, а после уточнения неохотно объяснила. Если вы заключаете договор и ранее, чем через 11 месяцев решите его расторгнуть, необходимо заплатить управляющей компании столько роялти, сколько месяцев находились в сотрудничестве.

– Мне сказали, что франшиза продаёт партнерство и обучение, а не бренд. Это значит, что ты можешь заключить договор, получить ноу-хау, но открывать заведение под собственным брендом. Забавно, что менеджер привела в пример ситуацию, когда их партнер пытался сам открыть пекарню, но у него не получилось без поддержки. Мне показалось это странным, если компания продаёт обучение и её партнеры потом не справляются. Хотя, наверное, мне так продавали экспертность франшизы.

После разговора по телефону франшиза предлагает экскурсию. От неё я отказалась, потому что не увидела ценности. Если быть точнее – мне не объяснили, зачем нужна экскурсия. Условия, формат коммуникации, способ оформления договора и все нюансы я узнала из созвона, на этом этапе этого достаточно.

ONE PRICE COFFEE

Сеть существует с 2018 года, с того момента открылось 380 кофеен.

Форматы, которые предлагает франшиза.

Общий объём инвестиций: 2,5 млн. руб. – 3 млн. руб.

Роялти: · 7,5% – за первые три точки, 5,5% – после открытия четвертой точки.

Паушальный взнос: 600 000 руб. – за первые 3 точки, 500 000 руб. – с четвертой точки и на все последующие.

Маркетинговый взнос: 1%

Выручка: 1,3 млн рублей.

Прибыль: от 100 тыс. рублей

Окупаемость: точка безубыточности 1–3 мес., окупаемость проекта 12–18 мес.

Сервис и что говорят в публичном поле

О компании не слишком много упоминаний в СМИ. В поисковой выдаче первыми статьями мы видим рекламный материал и комментарии в чужих информповодах.

После подачи заявки приходит сообщение от чат-бота с условиями франшизы, позже перезвонил менеджер.

Продавали без напора, больше отвечали на вопросы, чем инициировали рассказ о франшизе. Сеть обучает партнеров в учебном центре оффлайн, и онлайн в учебном портале. Помощь в развитии (например, подбор локации) – платная. Есть система штрафов, которая фиксируется в договоре: в основном они направлены на соблюдение стандартов сети. Хорошо, что также есть система предупреждений, которая позволять не получать штрафы за кажую ошибку. Если следуешь правилам – не получаешь штрафы, при этом качество проверяется во всех кофе-барах.

Компания не делает упор на несколько торговых точек одного франчайзи, скорее всего это региональная история. Мне сказали, что в Санкт-Петербурге не надо ориентироваться на открытие нескольких кофеен, можно открыть одну.

Так описывает себя сеть в презентации

В целом, франшиза выглядит привлекательно. Меня немного оттолкнул формат коммуникации – созвон показался не слишком информативным, при сборе информации я опиралась в основном на презентацию. А с другой стороны – здорово, что они присылают условия текстом сразу после заявки.

СВШ (САМАЯ ВКУСНАЯ ШАУРМА)

Франшиза работает 6 лет, открыто около 234 точек.

Формат, который рассматривала

Общий объём инвестиций: 3,2 млн. руб.

Роялти: 5%.

Паушальный взнос: 100 тыс. руб. – по скидке, обычно 500 000 руб.

Маркетинговый взнос: 1%

Выручка: 1,7 млн рублей

Прибыль: 229 тыс. рублей.

Окупаемость: 13 месяцев

Сервис и что говорят в публичном поле

По поиску франшизы появляются статьи, где компания попала в топы вкусной шаурмы в разных регионах.

Франшиза, с которой я коммуницировала меньше всего. После заявки мне написали в What’s App, прислали презентацию, не задавали вопросы, не инициировали разговор. В презентации, которую я получила, приходилось вглядываться, чтобы найти условия. Кажется, это должно быть на видном месте.

Обучение франчайзи проводится очно, команда франшизы приезжает на точку и рассказывает, как организовать работу. Также разработана обучающая платформа с базой знаний. Штрафует франшиза только за нарушения стандартов и технологий компании.

Компания не отбирает франчайзи. Договор заключается в том случае, если обеих сторон устраивают условия. Это мне не очень понравилось – партнером сети может стать каждый встречный.

Мои выводы

Всего у меня отложено 9 млн рублей, в бизнес я готова вложить 7 млн. Если потребуется – привлеку инвестиции дополнительно. Среди выбранных франшиз я могу открыть:

в COFFEE LIKE – 5 кофе-баров с совокупной прибылью в 500 тыс. рублей при выручке 2,25 млн со всех точек;

в СУШИ МАРКЕТ – 2 точки с совокупной прибылью в 640 тыс. рублей при выручки в 3,2 млн со всех точек;

в Настоящая пекарня – 2 пекарни с совокупной прибылью в 500 тыс. рублей при выручке в 2,2 млн со всех пекарен;

в ONE PRICE COFFEE – почти 3 кофе-бара с совокупной прибылью в 300 тыс. рублей при выручке в 3,9 млн рублей со всех точек;

в СВШ (Самая вкусная шаверма) – 2 кафе с совокупной прибылью в 460 тыс. рублей при выручке в 3,4 млн рублей со всех кафе.

Но некоторые нюансы меня напугали. Среди таких – штрафы, которые пытаются скрыть, безразличие на этапе продажи или наоборот продажа «всем подряд». Я ещё не выбрала франшизу, но уже решила, кого точно исключу из списка. На данный момент среди лидеров – COFFEE LIKE, Настоящая пекарня, One Price Coffee.

Надеюсь, статья будет полезной. Если есть вопросы – задавайте в комментариях!

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Кофейный предприниматель

Отличныйц материал, по полочкам. Сохранил.

Анастасия, если решитесь открывать кофейню – напишите мне в ЛС или в ТГ. Расскажу о нашем опыте (с 2014г) и постараюсь вас отговорить от этой идеи. Совершенно бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
Даюза Мильен

Расскажите нам тоже)))

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Захарова
Автор

Спасибо! У вас хороший блог)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Utehin

я бы не советовал все деньги с квартиры тратить на франшизу. Лучше диверсифицироваться - часть на бизнес на попробовать, часть банки, часть в другие активы: акции, облигации.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Захарова
Автор

Да, я по такому плану и действую. Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Фанат Феникс Мари

Если это ваш первый бизнес, то вкладывать в него все деньги с квартиры - все равно что выкинуть их из окна, особенно по франшизе.
Начните с чего-то небольшого, куда вложите 0.5-1млн максимум. Скорее всего прогорите, но получите ценный опыт и уже с ним решите куда двигаться дальше. Имхо, для кофейни или шаурмы франшиза нахрен не нужна, есть куча гайдов и бизнес планов готовых

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Захарова
Автор

Спасибо)

Согласна, что не нужно вкладывать сразу все 7 млн рублей. Считала, сколько это в точках у франшиз. Начинать в любом случае планирую с одной. Так можно потестить, а потом принимать решение в долгосрок

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Полицеймако

Важно, что обратили внимание не только на объем инвестиций, но и на другие критерии

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Захарова
Автор

Я анализировала коммуникацию франшизы, объём поддержки, как об этом говорят. По-моему, соотношение инвестиций и поддержки должно быть адекватным. Местами удивили ответ франшиз. Считаю, что нет смысла вкладывать деньги во франшизу, где продают лишь бы продать. Думала еще с франчайзи пообщаться, но это позже.

Ответить
Развернуть ветку
Волсцент Волошин

А почему решили по франшизе открывать, а не какой-то свой бизнес? Из-за узнаваемости бренда?
Тема интересная, я бы с радостью послушал

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Захарова
Автор

О своем заведении тоже задумывалась. На него нужно больше ресурсов, возможно, я когда-нибудь к этому приду.

А с франшизой кажется, что это будет проще. Бренд продуман, риски с поставщиками закрыты. Тут главное хорошего партнера выбрать, который готов помогать.

Ответить
Развернуть ветку
Волсцент Волошин

Согласен, что кажется проще. Выбор тут непростой, тк все равно часть франшиз продают просто, чтобы продать и получать деньги, а как партнер потом будет разбираться уже никого не волнует. Из вашего списка мне знаком только Coffee Like, так что буду следить за вашей историей. Удачи в выборе)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Захарова
Автор

Поэтому думаю пообщаться с франчайзи, может, выпущу ещё одну статью.

И нужны будут не только те, о ком сеть пишет публично)

Ответить
Развернуть ветку
Волсцент Волошин

Будет интересно прочесть, особенно о тех, о ком сеть не рассказывала. Понятно, что даже если были провальные кейсы, то вряд ли они расскажут об этом публично

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Barkov

Я тоже за диверсификацию средств. Всё таки самое лучшее это распределить средства. Всё всегда меняется и что-то в какой-то период будет приносить больше дохода, а что-то меньше. А потом может быть наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Захарова
Автор

Спасибо за совет:)

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Barkov

Всегда пожалуйста. Ну по крайней мере придерживался бы именно такой стратегии.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Пятаев

Мне казалось, что бум на открытие кофейни у каждого, у кого появились деньги уже закончился. Почему вообще решили открыть бизнес? На мой взгляд, сейчас разумнее половить куда-нибудь на депозит и забыть про всю эту высокорисковую историю. Не думаете?

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Захарова
Автор

Я не замечала бума на открытие кофейни - они, по-моему, открывались как-то планомерно.

О бизнесе задумывалась ещё живя во Владивостоке, в общепите имею опыт. Поэтому такое решение и приняла. Понимаю все риски и готова на них идти.

Всего у меня 9 млн рублей, а в бизнес рассчитываю вложить 7. Остальные планирую инвестировать - вложусь в разные инструменты, не только депозит.

Ответить
Развернуть ветку
Кофейный предприниматель

.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда