Mechazilla
Краш-тест

Хвостовые риски в digital-проектах

Что такое, как бороться и какие симптомы

Хвостовые риски в digital-проектах

Приходит мужик в баню, забыл полотенце, и шарит глазами: чем бы вытереться. Видит — висит табличка: «Занавесками не вытираться!». Думает: «О, блин, идея!».

В статьях для продактов обычно сыплют советами: делай то, делай это, а ещё вон то и то. Но сегодня мы поговорим о том, как делать НЕ надо. За это больно-больно бьют, из-за этого произошел прошлый экономический кризис и, наверное, случится еще не один. Из-за этого вообще случается много нехорошего, поэтому нужно уметь бороться с этим явлением. Речь про хвостовые риски.

Откуда оно?

Допустим, вы выпускаете какой-то MVP вашего продукта/сайта/приложения, который готовы отдавать на растерзание пользователям. Вы уже построили гипотезы, согласовали примерный объем работ, примерно понимаете продукт, который вам нужно выпустить, — разобрали его на спринты и стартовали разработку. Сделали первый спринт, второй, третий: MVP готов.

Хвостовые риски в digital-проектах

Вы запустились, и все счастливы: пользователи приходят, вы смотрите, тестируете какие-то гипотезы — все хорошо и правильно.

Но на каждом проекте перед спринтами есть какая-то предыстория: аналитика, дизайн и всё прочее. И вот там бывают какие-то ошибки, недоделки — может быть, где-то аналитик что-то недодумал и просто оставил какие-то непонятные «дырки» или неконкретные требования (в ТЗ, в бэклоге).

Хвостовые риски в digital-проектах

Эти «дыры» всплывают, например, когда идёт планинг — кто-то может сказать: «ребята, ваши требования — г-но» и потребовать уточнений. А вместо уточнений менеджер заводит своего рода «могильник», куда отправляет все задачи из разряда:

  • «непонятно»,
  • «сложно»,
  • «надо разговаривать с клиентом»,
  • «влетим по бюджету»,
  • «геморрой»,
  • «бабайка».
Хвостовые риски в digital-проектах

Могильником пованивает. Лезть в него и разбираться ну, очень не хочется. Но рано или поздно с ним придется что-то делать.

Допустим, у нас заказная разработка. Вы говорите клиенту «Ура, все готово!». Подразумевая, что готово все интересное, большое, героическое и понятное. Только там кое-что нужно будет сделать при деплое... (настроить платежи на боевом сервере, например, или родить на страницу «о нас» текст, получше чем «мы молодая динамично развивающаяся компания»). В итоге к концу трёх спринтов вылезает дополнительный скоуп работ, которые неравномерно размазываются по времени, и конца ему не видно. А к изначально «успешному» по времени и бюджету проекту (студия заработала денег, клиент доволен сроками, менеджер — красавчик) прилетает еще пачка гадких задач, сжигающих весь бюджет, сроки и отношения.

Хвостовые риски в digital-проектах

Но это еще цветочки. Когда у менеджера «все закончено», для клиента «все только началось». Это тонкий момент, который, к сожалению, не до всех доходит. Команда и менеджер ожидают плюшек, похвалы, бонусов, передышки и перезарядки своей батарейки перед новыми подвигами. Клиент начинает тестировать продукт на реальных пользователях, генерирует новые идеи или натыкается на «бабайки» из могильника.

Что в этот момент делает умный, но хитрожопый менеджер? Сваливает в отпуск, на больничный или насовсем. Главное — получить свои бонусы до того, как могильник раскопали. И быть вне зоны досягаемости в этот момент.

Очень редко так делают дизайнеры (практически никогда). Редко, но бывает — программисты (в «бабайку» складываются «костыли» и «велосипеды» — технический долг). Среди менеджеров, к сожалению, такая ситуация встречается почаще. Прекрасно про это явление написано у Талеба в «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни».

Как не допустить образования хвостовых рисков

Потенциально «бабайка» может возникнуть на любом проекте. Но даже если она там появится, хороший менеджер не позволит ей превратиться в бомбу замедленного действия. Что для этого можно сделать?

1. Повышать квалификацию

Чаще всего «бабайки» выползают, когда не хватает знаний и навыков. Мы откладываем что-то в сторону, если не знаем, что с этим делать. Более зрелое поведение — действовать с точностью до наоборот. Я чего-то не знаю — значит это повод разобраться. Обязательно стоит прокачивать и себя, и других.

2. Легализовать могильник

Частая история, когда сложности, непонятки и прочие тонкости на проектах хранятся у менеджера на стикерах, в ежедневниках, в голове — где угодно, но вне доступа для других. Чтобы из них не получился могильник, стоит записывать всё в одном месте — например, в том же бэклоге. Пусть могильник будет, но он будет понятен по размеру, легализован и визуализирован.

3. Сложные задачи — в начало

Рекомендуем в первые спринты разработки брать самые сложные задачи. Мотивация:

  • в начале проекта всегда больше энтузиазма (энергии, драйва — как угодно), и сложности решать проще;
  • чем раньше вылезут сложности и вопросы, тем больше времени будет принять по ним решение (можно будет увидеть прогресс потери времени, если используете Burn Down Chart или метод освоенного объема).

Это не всегда возможно, но стоит попробовать.

4. Шкура на кону (по Н. Талебу)

По древним вавилонским законам Хаммурапи, если строитель построил дом, а тот упал и убил хозяина, строителю грозит смерть — он отвечает собственной шкурой. В царской России была схожая практика: при завершении строительства, например, паровозного моста по нему пускали паровоз, а всю команду строителей — загоняли под мост.

Когда менеджер сам отвечает за проект, сам горит за него и нацелен довести его до конца, а не просто получить медальку — вот тогда шансы на успех проекта значительно выше. Очень хорошо это ложится на scrum, когда вся команда участвует в демке спринтов, рассказывая, что и как было сделано. И получает прямую обратную связь.

5. «А не херню ли я делаю?»

Вопрос, который надо задавать себе почаще. Если поймали себя на этом — значит, скорее всего, «бабайка» уже рядом.

6. Метод «Приблизиться к оленю» (по В. К. Тарасову)

Представим ситуацию: охотник хочет убить оленя — прицеливается, но стреляет мимо. Какие последствия? Во-первых, падает его репутация среди других охотников. Во-вторых, страдают материальные ресурсы (одну стрелу уже потерял). В-третьих, он останется голодным. А всё потому, что он был от этого оленя далеко. Чтобы гарантированно убить оленя, нужно приблизиться к нему на такое расстояние, где ты точно не ошибешься.

В практическом плане это значит: всё, что несложно проверить, нужно проверять самому. Если говорят, что сделано, — проверить, что это реально так. Открывать файлы, проверять, трогать, тыкать, а не слепо доверять это дело другим.

Как побудить другого человека проверять выполнение задачи так же тщательно, как ты сам?

  • Попросить физический артефакт проверки (фото, документ, таблица), а не просто слова.
  • Задавать конкретные вопросы, о которых нет мнения (вместо «оплатил ли клиент?» спрашивать номер платежного поручения).
  • Повторять свой вопрос — это порождает сомнение. Например, «Ты положил макеты в нужную папку? Точно положил? В ту самую папку, где остальные хранятся?».

Экстренные меры, если могильник вскрылся посреди проекта

1. Проинформировать всех заинтересованных лиц о сложностях и согласовать решения

Например, включить описание проблем в еженедельный статус-репорт.

2. Спланировать очередность решения проблем

Если могильник есть и в нём слишком много затыков и сложностей, стоит распланировать, в какой момент какую штуку оттуда достать и разобраться с ней.

Как правило, такие вещи всплывают во время выполнения спринтов. Первый звоночек бывает на планинге, потом — ещё что-то во время выполнения задач, потом — при приемке. В итоге за один спринт накапливается какое-то количество спорных элементов. По моему опыту, нормальная практика, когда в конце спринта мы с клиентом обсуждаем их и решаем, что мы берем в новый спринт — тогда это не становится могильником.

Екатерина

Симптоматика хвостовых рисков

Симптомы полезно знать, чтобы отловить, не плодишь ли ты сам как менеджер хвостовые риски, и не плодят ли их члены твоей команды.

  • «потом», «в следующем спринте...», «когда получим доступы...» — либо сам менеджер так говорит, либо слышит это от исполнителей;
  • туман, отсутствие конкретики, байки;
  • «если бы...» — перекладывание ответственности с себя на других («если бы дизайнер нарисовал по-другому, клиент бы...»);
  • усреднение: как только начинается разговор про какие-то средние величины, про то, что в целом все хорошо — в целом, в среднем, в общем — это уже очень тревожный сигнал о том, что человек «зарывает хвост». Внешне у него всё хорошо, но никто не знает, какой у него могильник и сколько в нем спрятано. А если долго складывать в могильник проблемы, рано или поздно это всё вскроется и погребет менеджера под собой.

Пример усреднения

Русская рулетка: каждому выжившему дается по 1 000 долларов. Эксперимент проводится на 1 000 испытуемых. В среднем выигрыш составит 860 баксов. Если же испытуемый один, а выстрелов 1 000? Проигрыш (и место в гробу) гарантирован.

Итого: даже простая легализация могильника делает проект управляемым. Шкура на кону, высокая квалификация и акцент на сложных вещах работают еще лучше. Успехов!

1414
реклама
разместить
2 комментария

Жизненно
Спасибо!

2

Очень хорошо расписано и понятным языком!

Рейд с тракторами и бульдозерами: что известно о «зачистке» на Апраксином дворе в Санкт-Петербурге

Что случилось и что говорят об этом предприниматели.

Источник: «Фонтанка»
88
55
11
реклама
разместить
День 1124: Госдума рассмотрит законопроект о запрете рекламы на запрещённых сайтах

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Источник: «Коммерсантъ»
66
44
11
11
Запретдума рассмотрит запретопроект о запрете рекламы на запрещённых сайтах
Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали

Ненавижу копирайтинг. Тот самый "правильный" копирайтинг, которому учат на курсах за 50 тысяч. С его формулами AIDA, болевыми точками и призывами к действию.

Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали
4141
11
Немного попорчу ваше жонглирование цифрами. На примере средней продолжительности жизни в древней греции к примеру и современной же греции. Мог бы и на примере россии, но информации о средней продолжительности жизни россиян 2000 лет назад как-то маловато. Тогда средняя продолжительность жизни была около 30 лет. Сейчас перевалила за 70. Значит ли это что основная масса населения помирала в 30 лет? Совсем нет. Люди в нашем понимании этого термина в основном помирали как и сейчас в возрасте за 60. Тогда откуда взялось 30? Из-за того, что была высока смертность в младенчестве. Ну то есть люди до года или чуть старше имели куда больше шансов умереть. Так и в вашем тексте. 8 секунд в среднем, это к примеру 19 человек, которые провели одну секунду на вашем сайте просто потому, что открыли сразу несколько вкладок, ваша была не третья, а они нашли что хотели уже на второй. И один человек который потратил на чтение 2.5 минуты. И это не значит, что если бы у вас был другой текст, то количество читающих резко бы выросло. На это в нашей истории больше влияет каким по счету будет ваш сайт для вашего будущего клиента и не перехватит ли его ваш конкурент, который полностью закроет его потребности, оказавшись всего лишь строчкой выше. Тексты становятся важными для удержания, когда человек, который уже пьет ваше пиво, вдруг решает познакомиться с вами поближе. Он читает прекрасную, часто выдуманную и шаблонную историю о том, как я работал в офисе и решил сбросить кабалу и что мне надо больше пива, куда больше, и если вкус напитка ему нравится, то почему бы и не дочитать этот шаблон до конца? Делать-то все равно нечего. Что же до увеличения конверсии, то изменение текстов на сайте часто приводит после индексации к повышению в позиции. Потому что тот же яндекс, стремится выдать максимально свежую из примерно одинаковой информации. Я очень надеялся прочитать нестандартный текст о том как писать нестандартные тексты, но прочитал шаблонный текст о том как, как ваш гений помог зацвести бизнесу. Готов поспорить, что в конце статьи есть ваши контакты, потому, что при таком тексте надежды на то, что читатель полезет к вам в профиль у вас нет. И это правильно.
Корпоративное ЕГЭ или как обучение сотрудников НЕ влияет на рост и эффективность
Корпоративное ЕГЭ или как обучение сотрудников НЕ влияет на рост и эффективность

Короче, в какой-то момент каждому из наc кажется что Солнце как-то не так заходит за горизонт и нужно «заменеджерить» закат вручную. На уроне государства это называется - реформа, а в корпорации - управляемые изменения.

22
11
11
ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

ЦБ оставил ключевую ставку 21%, сигнал дал умеренно жёсткий, так что и вся неделя получилась жёсткой. Рубль тоже жёсткий, никак не обмякнет. В акциях, облигациях и крипте всё спокойно, а вот недвижка продолжает пробивать обратное дно. Новые максимумы рисует, ещё и льготные ипотеки расширяют. Из позитивного можно выделить новые дивиденды, ну и наш с…

ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест
1212
11
11
Эти действия приведут тебя к последствиям если начнешь создавать telegram канал 🫵

В каждой нише нише есть подводные камни — и их нужно предугадывать, если вы начнете влезать в telegram каналы, то это статья для тебя! Читай далее……

44
Автоматический заработок на Youtube - создаем пассивный доход

На этой неделе благодаря замечательному человеку Александру Шевцову я выступал с докладом "Автоматическое создание видеороликов в Youtube".

55
Как попасть в «Колдунщик» Яндекса и обойти конурентов: немагическая инструкция

Колдунщик — это главный блок поисковой выдачи и мощный источник целевых клиентов для тех, кто продвигает компанию на Яндекс Картах. Как оказаться в Колдунщике и занять место на первых позициях — рассказал в статье.

Как попасть в «Колдунщик» Яндекса и обойти конурентов: немагическая инструкция
1010
77
11
Жители домов от застройщика ПИК остались без интернета из-за DDoS-атаки на единственного провайдера

Кроме того, не работает связь, а жильцы не могут открыть двери подъездов и попасть к себе домой.

100
5353
88
66
22
11
Цифровое рабство 21 века. Куда смотрит фас. Это позор конечно. Карманные УК гоняют других провайдеров. )
реклама
разместить
VC — это не платформа. Это дом.

Всем читателям моего скромного блога воскресный привет. Хочу рассказать, почему для меня VC — не просто «ещё одна соцсеть» или площадка для статей. Нет. Это что-то большее.

VC — это не платформа. Это дом.
100
44
Точка красоты на Ленинском просп., д. 109 изуродовали меня и других

Посетила салон «Точка красоты» на Ленинском просп., д 109 (ТРЦ «РИО», 3 этаж) и получила обрубки на голове, хамство администраторов и игнорирование закона РФ от владельцев данного заведения. В статье расскажу, как я пыталась вернуть деньги за некачественную услугу и чем это закончилось.

Что же могло пойти не так?
77
33
11
[]