Как изменятся договорные отношения в условиях распространения коронавируса

Является ли эпидемия коронавируса обстоятельством форс-мажора, основанием для приостановления исполнения обязательств и основанием для освобождения от ответственности за неисполнение условий сделок. Давайте порассуждаем.

Как изменятся договорные отношения в условиях распространения коронавируса

Начнем с оговорки

Мы намеренно не указали в данном вопросе «освобождение от исполнения своих обязательств», так как в каждом случае, помимо закона, необходимо изучить договор, который может иметь специальные условия на этот счет. Мы рассмотрим ситуацию без внимания на возможные оговорки в договоре, которые, как выясняется, имеют значение. Хотя нередки случаи, когда их пробегали глазами, лишь бы не была сбита нумерация пунктов.

Из чего мы исходим

Гражданский кодекс РФ, вместо общепринятого термина форс-мажор, использует словосочетание «непреодолимая сила», давая ей определение как «чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства». (п.3 ст.401 ГК РФ).

Что такое обстоятельства непреодолимой силы

Верховный суд РФ подчеркнул, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. (п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств"). А также пояснил, что:

  • требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, («выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах», уточняется в Определении Верховного Суда РФ от 16 февраля 2015 г. N 306-ЭС14-7853);

  • обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий (если иное не предусмотрено законом).

Значит, пандемия подходит под нужное описание?

Судя по всему ситуация с коронавирусом подходит под приведенные описания. Представим, что сторона, ссылающаяся на подобное обстоятельство непреодолимой силы, стоит перед суровым судом. И должна доказать правоту своей позиции. В частности — документально.

В судах, как правило, в качестве доказательств обстоятельств непреодолимой силы выступают документы, выдаваемые компетентными органами.

Обстоятельства непреодолимой силы, наступившие на территории России, для внешнеторговых сделок и международных договоров свидетельствует Торгово-промышленная палата РФ (далее – ТПП) согласно порядку, установленному Положением о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 г. N 173-14). Документом, свидетельствующим обстоятельства непреодолимой силы, признан сертификат о форс-мажоре. Но как отмечено выше, ТПП выдает сертификаты о форс-мажоре только по внешнеторговым сделкам. Для внутренних сделок, в зависимости от обстоятельств, выступают документы, выдаваемые иными компетентными органами, которые констатируют лишь только факт наличия самого обстоятельства.

Согласно информации в СМИ, ТПП уже начала по запросам выдавать сертификаты о форс-мажоре в связи с коронавирусом. Но, «при этом ТПП свидетельствует в качестве форс-мажора не саму эпидемию коронавируса COVID-2019 в Китае, а те ограничительные или иные специальные меры, которые принимает правительство на территории России для предотвращения распространения эпидемии, если из-за них российская компания не может выполнить свои контрактные обязательства перед иностранным партнером».

В Москве эпидемию коронавируса признали обстоятельством непреодолимой силы, но...

На момент написания статьи, губернатор Московской области и Мэр города Москвы своими актами признали распространение вируса обстоятельством непреодолимой силы (Указ Мэра Москвы от 16 марта 2020 г. N 21-УМ, Постановление Губернатора Московской области № 115-ПГ от 13.03.2020 г.) в одинаковой формулировке:

«Установить, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который является обстоятельством непреодолимой силы».

При этом, из буквального прочтения нормы, следует что обстоятельством непреодолимой силы Мэр Москвы и Губернатор МО признают введение режима повышенной готовности, который является следствием распространения вируса. Но на сколько режим повышенной готовности отвечает приведенным выше описаниям обстоятельства непреодолимой силы?

И снова сомнения

Обладает ли Мэр Москвы или Губернатор Московской области законными полномочиями для признания этого обстоятельства непреодолимой силой? Если да, то это распространяется только на Москву и МО, соответственно, в рамках их полномочий? И на кого? А что же в других городах-миллионниках и на иных просторах необъятной России? Иная ситуация или иные критерии, влияющие на признание данного обстоятельства?

Следом Минфин России в своем письме от 19 марта 2020 г. N 24-06-06/21324 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности" выражает свое мнение, что распространение новой коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы. Говоря об этом, Минфин констатирует возможность заказчикам осуществлять закупку у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы в случае необходимости в оказании медицинской помощи. А при введении режима повышенной готовности в связи с распространением коронавируса заказчики вправе закупать у единственного поставщика любые требуемые, в связи с этим товары, работы, услуги.

Но в письме есть прямой посыл на использования данного обстоятельства конкретными субъектами – заказчиками, которые осуществляют закупки согласно федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По крайней мере, такие заказчики могут руководствоваться данным письмом при осуществлении закупок. Могут ли остальные использовать данное обстоятельство форс-мажора при исполнении сделок? Или ждать особого распоряжения в отношении конкретно их деятельности?

Что скажет суд? Ответ пока неочевиден

Учитывая ограничительные меры, которые с каждым днем все больше и больше влияют на свободу правоотношений, все меньше и меньше сомнений в том, что факт распространения коронавирусной инфекции является форс-мажором.

Но, нередко суды, принимая во внимание документальное подтверждение тех или иных фактов, относящихся к форс-мажору, давали собственную оценку обстоятельствам при решении вопроса об освобождении лица от ответственности.

Несомненно, что указанные выше акты Минфина России, Мэра Москвы и Губернатора Московской области будут иметь значение и судом будет дана им объективная оценка при рассмотрении споров. Но вот уверенным, что данные акты позволят уйти от ответственности, основываясь на том, что распространение коронавирусной инфекции является форс-мажором, на 100% быть не приходится.

Рассмотрим пример с переводом сотрудников на удаленную работу

Учитывая скорость реагирования властей в настоящее время, есть большая вероятность, что сомнения будут устранены в этом вопросе. В частности, для планирования предпринимателями деятельности, основываясь на нормах, которые не позволяют их двоякого толкования, а наоборот, помогают оперативно принимать решения, которые не нужно будет доказывать в суде с большими рисками возложения наказания.

Предположим, что на тех или иных основаниях факт распространения коронавирусной инфекции признан обстоятельством непреодолимой силы. Как событию, радости мало, но как неоспоримому обстоятельству – уже легче. Но и здесь не стоит расслабляться, что можно смело приостанавливать исполнение условий договора без кары наказания. Обязательным должно быть наличие причинно-следственной связи между обстоятельством непреодолимой силы и невозможностью исполнения обязательства. И эту связь, как и невозможность исполнения, также должно доказать лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство.

Например, уже встречаются ситуации, когда контрагент, ссылается на необходимость перевода сотрудников на удаленную работу и констатирует невозможность обеспечения своевременности платежей, обосновывая это форс-мажором. И действительно, случаи перевода работников на удаленный режим работы учащаются.

Но подождите! Если в отношении вашей отрасли нет ограничительных мер со стороны государства, производство не останавливается вследствие введения санитарно-эпидемиологического режима — вы всего лишь следуете рекомендациям о переводе работников на удаленный режим работы. При этом дистанционные сотрудники все-таки работают. А работодатель, в свою очередь, должен своевременно и приложив необходимые усилия озаботиться обеспечением работников необходимыми для исполнения ими своих обязанностей оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами (ст. 312.3 Трудового кодекса РФ).

Таким образом представляется рискованным обосновывать невозможность исполнения вследствие перевода сотрудников на удаленный режим при настоящих условиях.

В первую очередь попробуйте договориться

Подводя итоги, если вы планируете изменить условия сделки в связи со складывающейся ситуацией в отношении распространения коронавирусной инфекции, попробуйте сначала достичь соглашения с противоположной стороной, как говорится, мирным путем, путем переговоров.

Если обстоятельства, связанные с вирусом, не представляют вам возможности надлежащим образом исполнять условия сделки и вы планируете использовать норму ст. 401 ГК РФ в качестве освобождения вас от ответственности в одностороннем порядке, рекомендуем с вниманием подойти с обоснованию данной позиции.

В то же время, не забывая своевременно и надлежаще уведомить своего контрагента о данных обстоятельствах непреодолимой силы, невозможности исполнения своих обязательств.

В заключение

Общественность впервые столкнулась с подобной ситуацией, которая получила такой резонанс мирового масштаба.

Нельзя не признать, что каждый новый день приносит новые изменения на уровне актов государственных органов, ограничений в общественной жизни и хозяйственной деятельности. Поживем — увидим, что принесет нам день грядущий.

Хочется призвать участников гражданских правоотношений к соблюдению принципа добросовестности в отношении использования пандемии эпидемии, как форс-мажорного обстоятельства для неисполнения условий сделок и в качестве освобождения от ответственности за такие неисполнения. А физическим лицам, как стоящим за этими правоотношениями, так и остальным – пожелать здоровья и мира.

33
10 комментариев

Да проблема даже не в том, является или нет. Очевидно, что является. Главный вопрос: с КАКОГО числа по какое число? Когда это уже стало влиять на деятельность, а когда нет?

Не оборзел ли условный арендатор, когда не хочет платить с февраля, а еще пару дней назад у него толпы шлялись по магазину, делая годовую выручку? Не жирно ли условному арендодателю требовать оплату за все время кроме рабочей-нерабочей недели, хотя из 20 арендаторов уже остался один и это еще пика инфекции не было?

4
Ответить

Согласны, с определенного момента ответ на этот вопрос стал более очевиден. А когда появится массовая судебная практика, заткнутся еще многие дырки в решете.


 Что касается вашего главного вопроса: с какой даты начинается влияние и когда заканчивается, чтобы платить/не платить, то на вашем примере аренды помещения под магазин, можно предположить следующее.
 Если люди стали меньше посещать магазин, потому что решили уехать на дачу, спасаясь от пандемии, без ограничительных мер со стороны властей, то данные обстоятельства скорее всего отнесут на предпринимательский риск арендатора, и он должен будет оплатить арендную плату за такой период.
 Если же магазин был вынужден закрыться вследствие принятия со стороны властей ограничительных мер, то здесь дата начала ФМ – это дата введения этих самых соответствующих ограничительных мер.

 Имеются сценарии, по которым есть возможность не исполнять обязательство по оплате аренды за то время, когда магазин не мог работать. И они основываются на общих нормах ГК. И это сценарии вполне жизненны для ряда арендных отношений в сложившейся ситуации.

Возвращаясь к срокам.
01.04.2020 г. приняли ФЗ №98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Ст. 19 этого ФЗ тоже устанавливает определенные сроки. Например, для возможности заключения соглашения об отсрочке арендных платежей – не ранее даты решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. А для предъявления требования об уменьшении арендной платы - «невозможность использования помещения». Это, скорее всего, дата введения ограничений.


 Когда заканчивается? Сегодня можно предположить, что это будет дата снятия ограничения на использование помещения, дата прекращения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, иной порядок, который может быть установлен нормативными актами. В частности, ждем постановления Правительства о требованиях к условиям и сроках использования отсрочки по арендным платежам согласно п.1 ст. 19 ФЗ -98. 

Ответить

Как обычно все двояко и выглядит как решето 

3
Ответить

Отношения обнуляются

1
Ответить

Так можно далеко зайти. В рассуждениях можно вообще все обязательства отменить. И зарплату тоже. И кредит. И налоги.
Но государство в итоге само решит кому нужнее)) как обычно. и право здесь не при чем

Ответить

Если уж Конституцию обнуляют, то что говорить про договора

Ответить