Обычно, когда говорят про агрессию представляют бытовые разборки, подростков и “Заводной апельсин” или даму с рынка, которая ругается с соседкой за место.
Однако агрессия - это обычное наше свойство, данное от природы, способность двигаться вперед. В норме человек растет и познает ее, тестирует, учится ее регулировать. Использует для достижения целей, для отстаивания своей позиции, для уверенного продвижения вперед, для познания мира, для секса.
Выглядит это как ровный огонь, который человек регулирует и оберегает.
Чувствуется это как энергия, тепло в теле, мобилизация в нужные моменты, способность защищаться, любить, отстаивать, твердая позиция.
Почему мы боимся проявлений агрессии? Потому что некоторые люди не умеют ее регулировать или злоупотребляют ею, используют для подавления других, упиваются своей силой и доминированием.
В метафоре огня: факел в руках ребенка или садиста, которые либо по незнанию могут причинить боль, либо из-за циничных целей и потребностей.
Агрессия подавляется под влиянием воспитания или личной истории человека. Например, постоянное осуждение и одергивание, когда ребенок пытается отстоять себя: “надо делиться”, “девочки не дерутся”, “молчи”, “я последняя буква в алфавите”.
Или ребенок может наблюдать разбушевавшегося отца, который “учит” жену кулаками, и делает вывод, что ЛЮБАЯ агрессия - зло. Будет усиленно подавлять ее.
Куда уходит подавленная агрессия? Что происходит с человеком, у которого нет контакта с собственной агрессией? В чувство вины, в критика, который долбит в голове, в напряжение в теле, компенсируется через обиды, манипуляции.
Неуверенность, пассивность, тревожность, депрессия.
Обманчива здесь гиперкомпенсация: хейтить в интернете, пытаться за счет других самоутвердиться. Вроде и проявляет агрессию, но цель у нее не конструктивна, потому что себе человек не разрешает идти к своим целям и жить своей жизнью, значит и другим нельзя.
Иметь возможность проявлять агрессию = быть свободным в своих ярких проявлениях, любить, заявлять этому миру о себе.
Надо в школе детей учить вместо подавления эмоций грамотно их направлять, наверное
детей вообще тяжело чем то научить, но такое обучение точно должно быть
В целом да. Сейчас готовлюсь к вебинару по буллингу, что является системной и хронической проблемой класса, показателем, что школа не справляется. Хорошо, что сейчас много предложений для школ и классов, но их не используют в 90% случаев, к сожалению.