Маркетинговые стратегии для привлечения учеников в детские школы программирования

Детские школы программирования становятся все популярнее, а конкуренция в этой области – все более острой. Для того, чтобы привлечь больше учеников и выделиться на фоне других образовательных учреждений, нужны эффективные маркетинговые стратегии.

В этой статье мы рассмотрим практические советы на примере российских компаний из сферы EdTech и предоставим рекомендации по выбору стратегий, а также выявим плюсы и минусы различных маркетинговых инструментов.

1. Социальные медиа маркетинг (SMM)

Сейчас, вероятно, у каждой школы дополнительного образования есть свой блог хотя бы в одной в социальной сети. Это первое, что вы должны сделать для продвижения в Интернет-пространстве. Это удобно и универсально – и для вас, и для клиентов.

Обычно раскрутка в социальных сетях занимает несколько месяцев. Например, за это время можно закрыть полный набор классов. Так, развитие сообщества ВКонтакте школы «Алгоритмика» за несколько месяцев принесло более 1300 подписчиков.

Маркетинговые стратегии для привлечения учеников в детские школы программирования

Плюсы:

  • Вас будет легко найти. Ваша страница высветится при поисковом запросе, а на ней – информация о школе, фото, отзывы и контакты. Это простой способ познакомить клиента с услугой без переходов по внешним ссылкам.
  • Доступ к широкой аудитории. Тут и таргетированная реклама, и возможность попасть в рекомендации. Социальные платформы имеют огромное количество пользователей и способов их анализировать, что позволяет быстро и легко привлечь целевую аудиторию.
  • Взаимодействия с клиентами. Благодаря лайкам, реакциям и комментариям, вы сможете узнавать мнение клиентов о своих услугах и быстро реагировать на обратную связь. К тому же, отзывы и комментарии от живых людей поднимают доверие к компании (и охваты).
  • Низкие затраты на продвижение. В отличие от традиционных форм маркетинга, реклама в социальных медиа более доступна для малого и среднего бизнеса.

Минусы:

  • Регулярность. Для эффективного продвижения в социальных медиа нужно постоянно что-то публиковать, следить за трендами, отвечать на комментарии и отслеживать реакцию аудитории. В общем, активно и оперативно вести страницу – это стоит ресурсов.
  • Время. Раскрутка блога – это небыстро. Как показывает практика, потребуется минимум несколько месяцев.

Маркетинг в социальных медиа идет в ногу со следующим:

2. Контент-маркетинг

Написание полезных статей в блоги на внешних площадках: здесь на VC.ru, на РБК, Хабре, Дзене и других. Ваши записи могут взлетать в местных рекомендациях и выпадать в поисковиках, а еще это повышает имидж компании в долгосрочной перспективе.

Социальные сети полезный контент тоже очень любят -- вот пример такого поста.
Социальные сети полезный контент тоже очень любят -- вот пример такого поста.

Плюсы:

  • Формирует репутацию. Вы показываете свою экспертность на реальных примерах и ваш контент приносит пользу или доказывает качество вашей работы.

Минусы:

  • Работает только как побочный способ маркетинга. Контент-маркетинг – скорее гарантия качества, чем реклама. Используйте его, когда вам есть, что рассказать и показать.
  • Небольшой отклик. Здесь целевой аудитории меньше, чем на других площадках, и для школы программирования такой вариант будет не очень эффективен.
  • Время. Начать вести блог не сложно – сложно найти аудиторию. До хорошей раскрутки и постоянных читателей писать, скорее всего, придется много.

3. Инфлюенс-маркетинг

Сотрудничество с популярными блогерами, ютуберами и другими влиятельными личностями. Находить их, помимо самих социальных сетей, можно в GetBlogger или Epicstars, и приглашать тех, чья аудитория подходит больше всего.

Плюсы:

  • Формирует репутацию в информационном поле целевой аудитории. Можно быстро найти свою целевую аудиторию и воздействовать на нее прямо.
  • Креативность. Инфлюенсеры могут создать интересную, честную и полезную рекламу. Аудитория доверяет инфлюенсеру, а значит, будет и вам.

Минусы:

  • Высокие затраты. Популярные инфлюенсеры стоят дорого, но необязательно начинать с «верхушки».
  • Малопрогнозируемый результат. Такой способ маркетинга не подходит, если вам нужно быстро и гарантированно набрать клиентов.
  • Риски для репутации. Инфлюенсеры – живые люди, и они не всегда белые и пушистые. В случае негативных комментариев ваш бренд может пострадать. Поэтому, сотрудничая с инфлюенсером, стоит постоянно мониторить их активность.

4. Партнерские программы

Сотрудничество с инфлюенсерами для обмена аудиторией и проведения совместных мероприятий.

Плюсы:

  • Гарантированная эффективность. Вы платите только за готовых клиентов.

Минусы:

  • Сложный запуск. Партнерскую программу тяжело составить: нужно разобраться со схемой работы партнерской сети, создать рекламную стратегию и рекламные материалы, отслеживать действия пользователей на вашем сайте.
  • Сложно проверить качество лидов. Партнерские программы редко предоставляют аналитику поступивших заявок – нельзя узнать, откуда они поступают

Сюда также можно отнести:

4.1. Кросс-продвижение

Сотрудничество с другими брендами и компаниями, работающими в смежных областях (например, игровой индустрии). Пользоваться им стоит осторожно – выбирать партнеров с вашей целевой аудиторией.

5. Организация мероприятий и мастер-классов

Бесплатные занятия – отличный способ познакомить детей и их родителей с школой программирования. Их можно проводить и онлайн, как, например, онлайн-школа КиберУм, и оффлайн, как в школе программирования Фоксфорд. Можно выбрать любое направление или посетить профориентационное занятие.

Маркетинговые стратегии для привлечения учеников в детские школы программирования

Плюсы:

  • Прямой контакт с целевой аудиторией и возможность продемонстрировать уникальные особенности школы.
  • Увеличивает узнаваемость бренда. Даже если ученики выберут не вас, у них будет личный опыт с вашей школой и они смогут рассказать о вас знакомым.
  • Пробное мероприятие для ваших клиентов, опыт для вас. После вы сможете получить обратную связь и отрегулировать свои подходы к самому преподаванию.

Минусы:

  • Требует организационных усилий и затрат. С онлайн-форматом здесь проще.
  • Дополнительная реклама. Мероприятие тоже нуждается в анонсе и продвижении, что увеличивает общие затраты.
  • Сезонность спроса. Мастер-классы лучше проводить в каникулы и перед учебным годом, когда дети свободны. То есть, не в любой момент года.

6. Email-маркетинг

Рассылка информационных писем по электронной почте с актуальными новостями, предложениями и акциями, чтобы поддерживать связь с клиентами и привлекать новых.

Так оформляем email’ы мы в CODDY.
Так оформляем email’ы мы в CODDY.

Плюсы:

  • Эффективность. Email-маркетинг недорогой и быстрый, и его можно автоматизировать.
  • Персонализация. Письма – простор для творчества. Их можно оформить в вашем стиле и так, как нравится вашей аудитории.
  • Отслеживаемость результатов. С помощью, например, eSputnik, можно отслеживать отклик аудитории на сообщения, анализировать и оптимизировать рассылки.

Минусы:

  • Доставляемость. Ваши письма могут попасть в папку "Спам" или вообще не быть доставлены из-за переполненности или блокирования ящика получателя.
  • Правила. Рассылки блокируются за нарушение правил пользования или несоблюдение законов о защите персональных данных – они есть у каждого сервиса и их нужно соблюдать.

7. Геймификация

Построение рекламы на основе игрового процесса: через квизы, розыгрыши, квесты. Этот способ выделяет вас на фоне общего потока рекламы, и бросает вызов пользователям. А эмоции – отличный маркетинговый инструмент.

Пример – квиз из трех вопросов от «Кинопоиска» с призом-подпиской. При выигрыше пользователь заводит аккаунт и пользуется услугами бесплатно указанное время. «Кинопоиск» уведомляет его об истечении срока за три дня до окончания подписки.

Пользователь знакомится с услугами, а компания получает готовых лидов.
Пользователь знакомится с услугами, а компания получает готовых лидов.

Пример настоящей игры – «Мишка ловит книжки» в честь дня рождения издательства «МИФ». Приз – скидка, которую нужно активировать в определенного времени и электронная книга.

Игра должна быть понятна вашей аудитории.
Игра должна быть понятна вашей аудитории.

Плюсы:

  • Подходит образовательной сфере. Добавление элементов игры стимулирует интерес к обучению. Даже университеты в США привлекают студентов играми.
  • Поддерживает вовлеченность клиентов. Игра интерактивна и оригинальна, и вдохнет жизнь в ваш бизнес – то есть, напомнит о себе в новой форме.
  • Широкая аудитория. Такой формат подойдет и детям, и взрослым.
  • Повышает узнаваемость бренда. Кликабельное и выгодное хорошо запоминается, а то, что мы уже знаем, мы выбираем охотнее.

Минус:

  • Большие затраты ресурсов. Игра, если это не просто квиз, может стоить целой приглашенной команды, поэтому нужно тщательно продумать, подойдет ли она вам и в какой форме.

Как с этим работать?

Использовать в связке, отслеживать корректировать свои методы. Для точности можно оценить рентабельность инвестиций в маркетинг по формуле ROMI (return on marketing investment, с англ. окупаемость маркетинговых инвестиций). Она происходит от формулы ROI, о которой я рассказывала в предыдущей статье.

ROMI = (Доход - Маркетинговые затраты) / Маркетинговые затраты * 100%

Результат больше 100% означает, что продвижение окупилось, меньше 100% – что нет.

Срок окупаемости инвестиций может быть любой – оптимально будет взять цифры за месяц. Проводите расчет ежемесячно, пробуйте разные методы и помните: главное в ведении любых блогов, страниц и мероприятий – взаимодействия с аудиторией и регулярность.

11
Начать дискуссию