Детские школы программирования становятся все популярнее, а конкуренция в этой области – все более острой. Для того, чтобы привлечь больше учеников и выделиться на фоне других образовательных учреждений, нужны эффективные маркетинговые стратегии.В этой статье мы рассмотрим практические советы на примере российских компаний из сферы EdTech и предоставим рекомендации по выбору стратегий, а также выявим плюсы и минусы различных маркетинговых инструментов.1. Социальные медиа маркетинг (SMM)Сейчас, вероятно, у каждой школы дополнительного образования есть свой блог хотя бы в одной в социальной сети. Это первое, что вы должны сделать для продвижения в Интернет-пространстве. Это удобно и универсально – и для вас, и для клиентов.Обычно раскрутка в социальных сетях занимает несколько месяцев. Например, за это время можно закрыть полный набор классов. Так, развитие сообщества ВКонтакте школы «Алгоритмика» за несколько месяцев принесло более 1300 подписчиков.Плюсы:Вас будет легко найти. Ваша страница высветится при поисковом запросе, а на ней – информация о школе, фото, отзывы и контакты. Это простой способ познакомить клиента с услугой без переходов по внешним ссылкам.Доступ к широкой аудитории. Тут и таргетированная реклама, и возможность попасть в рекомендации. Социальные платформы имеют огромное количество пользователей и способов их анализировать, что позволяет быстро и легко привлечь целевую аудиторию.Взаимодействия с клиентами. Благодаря лайкам, реакциям и комментариям, вы сможете узнавать мнение клиентов о своих услугах и быстро реагировать на обратную связь. К тому же, отзывы и комментарии от живых людей поднимают доверие к компании (и охваты).Низкие затраты на продвижение. В отличие от традиционных форм маркетинга, реклама в социальных медиа более доступна для малого и среднего бизнеса.Минусы:Регулярность. Для эффективного продвижения в социальных медиа нужно постоянно что-то публиковать, следить за трендами, отвечать на комментарии и отслеживать реакцию аудитории. В общем, активно и оперативно вести страницу – это стоит ресурсов.Время. Раскрутка блога – это небыстро. Как показывает практика, потребуется минимум несколько месяцев.Маркетинг в социальных медиа идет в ногу со следующим:2. Контент-маркетингНаписание полезных статей в блоги на внешних площадках: здесь на VC.ru, на РБК, Хабре, Дзене и других. Ваши записи могут взлетать в местных рекомендациях и выпадать в поисковиках, а еще это повышает имидж компании в долгосрочной перспективе.Социальные сети полезный контент тоже очень любят -- вот пример такого поста.Плюсы:Формирует репутацию. Вы показываете свою экспертность на реальных примерах и ваш контент приносит пользу или доказывает качество вашей работы.Минусы:Работает только как побочный способ маркетинга. Контент-маркетинг – скорее гарантия качества, чем реклама. Используйте его, когда вам есть, что рассказать и показать.Небольшой отклик. Здесь целевой аудитории меньше, чем на других площадках, и для школы программирования такой вариант будет не очень эффективен.Время. Начать вести блог не сложно – сложно найти аудиторию. До хорошей раскрутки и постоянных читателей писать, скорее всего, придется много.3. Инфлюенс-маркетингСотрудничество с популярными блогерами, ютуберами и другими влиятельными личностями. Находить их, помимо самих социальных сетей, можно в GetBlogger или Epicstars, и приглашать тех, чья аудитория подходит больше всего.Плюсы:Формирует репутацию в информационном поле целевой аудитории. Можно быстро найти свою целевую аудиторию и воздействовать на нее прямо.Креативность. Инфлюенсеры могут создать интересную, честную и полезную рекламу. Аудитория доверяет инфлюенсеру, а значит, будет и вам.Минусы:Высокие затраты. Популярные инфлюенсеры стоят дорого, но необязательно начинать с «верхушки».Малопрогнозируемый результат. Такой способ маркетинга не подходит, если вам нужно быстро и гарантированно набрать клиентов.Риски для репутации. Инфлюенсеры – живые люди, и они не всегда белые и пушистые. В случае негативных комментариев ваш бренд может пострадать. Поэтому, сотрудничая с инфлюенсером, стоит постоянно мониторить их активность.4. Партнерские программыСотрудничество с инфлюенсерами для обмена аудиторией и проведения совместных мероприятий.Плюсы:Гарантированная эффективность. Вы платите только за готовых клиентов.Минусы:Сложный запуск. Партнерскую программу тяжело составить: нужно разобраться со схемой работы партнерской сети, создать рекламную стратегию и рекламные материалы, отслеживать действия пользователей на вашем сайте.Сложно проверить качество лидов. Партнерские программы редко предоставляют аналитику поступивших заявок – нельзя узнать, откуда они поступаютСюда также можно отнести:4.1. Кросс-продвижениеСотрудничество с другими брендами и компаниями, работающими в смежных областях (например, игровой индустрии). Пользоваться им стоит осторожно – выбирать партнеров с вашей целевой аудиторией.5. Организация мероприятий и мастер-классовБесплатные занятия – отличный способ познакомить детей и их родителей с школой программирования. Их можно проводить и онлайн, как, например, онлайн-школа КиберУм, и оффлайн, как в школе программирования Фоксфорд. Можно выбрать любое направление или посетить профориентационное занятие.Плюсы:Прямой контакт с целевой аудиторией и возможность продемонстрировать уникальные особенности школы.Увеличивает узнаваемость бренда. Даже если ученики выберут не вас, у них будет личный опыт с вашей школой и они смогут рассказать о вас знакомым.Пробное мероприятие для ваших клиентов, опыт для вас. После вы сможете получить обратную связь и отрегулировать свои подходы к самому преподаванию.Минусы:Требует организационных усилий и затрат. С онлайн-форматом здесь проще.Дополнительная реклама. Мероприятие тоже нуждается в анонсе и продвижении, что увеличивает общие затраты.Сезонность спроса. Мастер-классы лучше проводить в каникулы и перед учебным годом, когда дети свободны. То есть, не в любой момент года.6. Email-маркетингРассылка информационных писем по электронной почте с актуальными новостями, предложениями и акциями, чтобы поддерживать связь с клиентами и привлекать новых.Так оформляем email’ы мы в CODDY.Плюсы:Эффективность. Email-маркетинг недорогой и быстрый, и его можно автоматизировать.Персонализация. Письма – простор для творчества. Их можно оформить в вашем стиле и так, как нравится вашей аудитории.Отслеживаемость результатов. С помощью, например, eSputnik, можно отслеживать отклик аудитории на сообщения, анализировать и оптимизировать рассылки.Минусы:Доставляемость. Ваши письма могут попасть в папку "Спам" или вообще не быть доставлены из-за переполненности или блокирования ящика получателя.Правила. Рассылки блокируются за нарушение правил пользования или несоблюдение законов о защите персональных данных – они есть у каждого сервиса и их нужно соблюдать.7. ГеймификацияПостроение рекламы на основе игрового процесса: через квизы, розыгрыши, квесты. Этот способ выделяет вас на фоне общего потока рекламы, и бросает вызов пользователям. А эмоции – отличный маркетинговый инструмент.Пример – квиз из трех вопросов от «Кинопоиска» с призом-подпиской. При выигрыше пользователь заводит аккаунт и пользуется услугами бесплатно указанное время. «Кинопоиск» уведомляет его об истечении срока за три дня до окончания подписки.Пользователь знакомится с услугами, а компания получает готовых лидов.Пример настоящей игры – «Мишка ловит книжки» в честь дня рождения издательства «МИФ». Приз – скидка, которую нужно активировать в определенного времени и электронная книга.Игра должна быть понятна вашей аудитории.Плюсы:Подходит образовательной сфере. Добавление элементов игры стимулирует интерес к обучению. Даже университеты в США привлекают студентов играми.Поддерживает вовлеченность клиентов. Игра интерактивна и оригинальна, и вдохнет жизнь в ваш бизнес – то есть, напомнит о себе в новой форме.Широкая аудитория. Такой формат подойдет и детям, и взрослым.Повышает узнаваемость бренда. Кликабельное и выгодное хорошо запоминается, а то, что мы уже знаем, мы выбираем охотнее.Минус:Большие затраты ресурсов. Игра, если это не просто квиз, может стоить целой приглашенной команды, поэтому нужно тщательно продумать, подойдет ли она вам и в какой форме.Как с этим работать?Использовать в связке, отслеживать корректировать свои методы. Для точности можно оценить рентабельность инвестиций в маркетинг по формуле ROMI (return on marketing investment, с англ. окупаемость маркетинговых инвестиций). Она происходит от формулы ROI, о которой я рассказывала в предыдущей статье.ROMI = (Доход - Маркетинговые затраты) / Маркетинговые затраты * 100%Результат больше 100% означает, что продвижение окупилось, меньше 100% – что нет.Срок окупаемости инвестиций может быть любой – оптимально будет взять цифры за месяц. Проводите расчет ежемесячно, пробуйте разные методы и помните: главное в ведении любых блогов, страниц и мероприятий – взаимодействия с аудиторией и регулярность.