Партизанский маркетинг, бизнес-модели и причины провалов в бизнесе

Где партизанский маркетинг и при чём тут бизнес-модели? Думаю, что у многих возник этот вопрос. А, между тем, есть очень прямая связь.

Есть два подхода к теме партизанского маркетинга.

Первый: не важно, чем я занимаюсь, накидайте мне креативных партизанских идей!

Второй: партизанский маркетинг как метод продвижения встроен в бизнес-модель.

Факт состоит в том, что в любом случае, прежде чем активно продвигаться, стоит понять, каким именно бизнесом вы занимаетесь.

Беда малого бизнеса - метания. Действия, которые размывают фокус внимания, а порой и противоречат друг другу.

Примеры? Пожалуйста!

Предприниматель декларирует, что занимается серийным производством мебели для школ, но 30% мощностей заняты выполнением индивидуальных заказов для знакомых владельца бизнеса.

Или вот такой пример. Эксперт позиционирует себя как профи в личных брендах, но конкретно сейчас занимается аватарами, генерируемыми ИИ, поскольку это - тренд, в котором максимальный спрос и перспективы.

Или такой вариант: эксперт занимается постановкой работы отделов продаж, но в данный момент, поскольку нет заказов по основному профилю, занимается разработкой ботов.

Во всех этих случаях проблема одна - отсутствие сбалансированной и непротиворечивой бизнес-модели. А говоря человеческим языком - отсутствие у предпринимателя чёткого понимания, каким именно бизнесом он занимается.

Сбалансированное и непротиворечивое описание бизнес-модели. © Павел Коротин. <br />
Сбалансированное и непротиворечивое описание бизнес-модели. © Павел Коротин.

Поэтому в рамках Ассоциации практиков партизанского маркетинга мы начинаем работу с выверки бизнес-моделей. Для этого используется разработанная Тимуром Гагиным и Светланой Бородиной методология конфайнмент-моделирования, позволяющая моделировать системы с предопределённым результатом.

confinement - заключение, уединение, ограничение.

con - согласование, fine - хорошо

Мне интересна сама семантика слова confinement. Действительно, если человек находится в заключении, его место положение предопределено...

В самой бизнес-модели есть сектор, включающий:

- сегменты целевой аудитории и аудитории молвы;
- экосистему отношений;
- каналы сбыта.

Собственно, именно тут и встраивается в бизнес-модель партизанский маркетинг.

Хотим мы того или нет, но нам придётся ответить на вопросы о том, какие отношения мы выстраиваем с аудиторией:

- основанные только на хайпе, взрывном пиаре или креативе (один полюс);

- или основанные на внедрении глобального корпоративного мифа (противоположный полюс).

Правильно ответа нет. Но сделанный выбор влияет на то, какую бизнес-модель мы получаем.

И обратите внимание: ко всем трем элементам (сегменты, экосистема, каналы сбыта) ведут стрелочки от кружочка "Ключевые партнёры".

И в этом элементе кроется основной секрет. Есть партизанский маркетинг одиночек. А есть сильные команды, осуществляющие скоординированное продвижение.

Когда партизанский маркетинг встроен в бизнес-модель, он перестаёт быть эклектичным и начинает превращаться в систему, позволяя существенно экономить средства на продвижении.

Два критически важных фактора повышения эффективности:

1) Медиапланирование с учётом коммуникационного цикла (подробно механизм описан тут).

Этапы коммуникационного цикла<br />
Этапы коммуникационного цикла

2) Вовлечённость в каждое сообщение трёх субъектов: владельца события, источника информации и собственно канала распространения информации (подробнее описано тут). Это дает экспоненциальный рост. Те, кто изучал комбинаторику, знают, что число сочетаний по три в какой-либо группе пропорционально третьей степени числа участников. Конкуренты засевают информационное пространство линейно, а вы - степенным рядом. Вложения те же, а эффективность на порядки выше.

И вот после того, как эти два фактора стали частью бизнес-модели, можно говорить, что партизанский маркетинг - ваше всё.

Отдельный момент - автоматизация продвижения. О том, как мы это делаем с использованием сервиса puzzle-bot, расскажу в оной из следующих публикаций.

Павел Коротин, Ассоциация практиков партизанского маркетинга.

Наш бот (получайте уведомления о вкусном): partizanmarket_bot.
Мой канал о партизанском маркетинге: @partizanmarket_ru.
Вебинар о бизнес-моделях: получить.

99
4 комментария

Павел, спасибо за интересный пост о связи партизанского маркетинга и бизнес-моделей! Очень важная мысль, что продвижение должно быть встроено в саму бизнес-модель, а не быть набором разрозненных активностей.
Особенно зацепила идея о медиапланировании с учетом коммуникационного цикла и вовлечении трех субъектов в каждое сообщение для экспоненциального роста охвата.
Хотелось бы еще узнать ваше мнение - с чего лучше всего начать предпринимателю, у которого сейчас как раз нет четкой бизнес-модели? Какой должен быть первый шаг?

1

Так с неё, с родимой, и начать. С бизнес-модели.
Как минимум важно отсечь всё лишнее и сконцентрироваться на том что реализует основную функцию - генерирует входящий поток ресурсов.

1

Без ясного понимания своего бизнеса и его целей маркетинг размывается и теряет эффективность

1

И, кстати, даже в постановке целей часто бывают затыки.
Малый бизнес или "воплощает идею" или "зарабатывает".
Стартапы, прошедшие акселераторы, рисуют аватары гипотетических клиентов и "Денежные потоки". В конфайнмент-модели использован термин "Входящий поток ресурсов". А ресурсами могут быть деньги, права, товарные знаки, связи, обязательства третьих лиц, и т.д.