Что умеет ваш внутренний ребёнок?
Когда я придумала идею для этого выпуска, она мне показалась немного странной. Ведь понятно же, что ребёнок громкий, талантливый, скромный, яркий, забияка…и тут я поняла: все дети на планете Земля разные. Так почему же мой внутренний ребёнок должен быть обязательно тем самым идеальным, которого я нарисовала в своей голове?
Тогда я подумала, что внутренний ребёнок может быть очень похож на нас самих маленьких. И стала вспоминать, а какой я была. Каждый раз, когда я вспоминаю детство, то моё сознание рисует картину двух дворов. Первая картина — это двор бабушки. Она жила в девятиэтажке на первом этаже. И перед окнами — детская площадка. Я любила там кататься на горке, зависать в песочнице и играть с подружкой, которая приезжала на лето в гости из Ярославля. А ещё там было окно, закрытое синей деревянной дверцей, из которого почтовые письма разлетались по всему свету. Но это было пару раз в неделю, поэтому всё оставшееся время мы превращали его в свой домик, где играли в дочки-матери, в магазин и в почту в том числе. И в этом дворе я была громкой смелой фантазёркой, которая не боялась своих сумасшедших идей и всегда принимала участие в любом приключении.
И тут же меня перебрасывает в другой двор, в котором я помню резиночку, игры в тот же магазин и взрослых девочек. Они казались мне всегда умнее, сильнее, красивее, смышлённее и ярче. И на фоне таких мыслей и превращалась в тихую девочку, которая следовала за своими старшими подругами.
И если продолжать вспоминать разные моменты из раннего периода жизни, то я везде была разная. Так как же тогда понять, на кого из них похож мой внутренний ребёнок, который сейчас управляет моими эмоциями? И я придумала для него тест. О да, это снова очередная сумасшедшая игра моего сознания в попытках узнать себя, которая похожа на историю в прошлое воскресенье. Но что поделать, я люблю тестировать разные идеи на себе. Кто со мной?
Первое, что я предложила себе, это описывать свои чувства и эмоции в рандомные моменты времени. Я поставила восемь случайных таймеров на телефоне, которые в течение дня вырывали меня из текущих дел и спрашивали “А как ты сейчас?”. И я отвечала себе в заметках на четыре вопроса. Первый: что я чувствую прямо в это мгновение? Второй: что повлияло на моё состояние? Третий: чем я занимаюсь в таком состоянии? И четвёртый: что бы я хотела делать на самом деле сейчас?
Благодаря такому простому тесту я узнала, что мне нравится находится в тишине с собой, нравится писать и не нравится, когда меня отвлекает то, на что я не рассчитывала. Я заметила, что злюсь, когда внутренний шум сливается с внешним шумом, и я не могу сосредоточиться. Вроде ничего не происходит неприятного, но я начинаю заводиться, и всё валится из рук. Заметила, что спокойное состояние для меня — это не всегда тишина или расслабление. Спокойствие — это комбинация уверенности в своей внешности, внутреннем состоянии, деятельности в данный момент и знания о родных, что с ними всё хорошо и прекрасно. И в таком состоянии выбить меня из равновесия почти что невозможно.
Получается, что благодаря первому тесту я смогла словно под микроскопом взглянуть на свой день без постановки и наигранных сцен. Я смогла отметить свои самые частые состояния и найти их причину. А это помогает мне в будущем чаще создавать уже осознанно для себя поводы, где я смогу быть более счастливой или менее раздражительной.
Второй тест, который я предложила себе, это проваливаться в эмоцию, которая сейчас особенно сильна. Но не просто проживать её, а оценивать по пяти критериям.
Первый критерий — сила эмоции от одного до пяти. Насколько бурно я сейчас переживаю это чувство и насколько оно затмевает все остальные эмоции. Это помогает снизить важность чувства и реально взглянуть на него.
Второй критерий — помеха. То есть насколько сильно это чувство мешает мне продолжать делать то, что важно, и испытывать другие чувства, которые мне хочется сейчас испытывать. Иногда я реально понимала причину, почему не могу действовать по плану, а иногда просто выдыхала и возвращала себе хорошее состояние.
Третий критерий — зависимость. Насколько сильно эта эмоция влияет на все остальные сферы в жизни. Например, если я переживаю из-за работы, то как я справляюсь с этой эмоцией дома или при чтении книг. И это помогает оставлять переживания там, где они родились, не вовлекая в них всю семью, родных и себя в других ролях.
Четвёртый критерий — в каких историях раньше я проживала похожие эмоции, и как часто у меня возникает это чувство. Мне была интересна статистика своей эмоциональной карты и какие эмоции наиболее часто присутствуют в моей жизни. Оказалось, что я акценировала внимание совершенно не на том, что было чаще. И из-за этого мне казалось, что я хуже по некоторым показателям. Но этот тест показал обратное. И я стала учиться смещать фокус внимания со сложностей на успехи.
И пятый критерий — моя готовность проживать эту эмоцию сейчас. Это разговор про внутренние ресурсы и возможности, которые я буду использовать при работе с этой эмоцией. Так я поняла, что для работы с эмоцией вдохновения мне важно творить и придумывать, иначе я чувствую, что потеряла что-то важное. Это может быть стихотворение, записанный в телеграме кружок, крепкие объятия с родными и так далее. То есть, если я оставлю без внимания эту эмоцию, то потом будет уныние. А для работы со злостью мне важно вспомнить, что у меня уже есть и повторить вслух те шаги, которые я сейчас совершаю для достижения цели. Потому что злюсь я чаще всего на то, что ещё не добилась определённых результатов.
Ещё я бросала вызов своему внутреннему ребёнку, злила его или не давала условную вкусняшку. И это не самые гуманные способы изучить себя, но благодаря таким экспериментам я поняла, что мой внутренний ребёнок не подходит ни под какие шаблоны. Даже те, которые я придумывала для него сама. Его не нужно пытаться поместить в рамки ситуаций типа “если мне весело — я улыбаюсь, а если грустно, то я плачу”. Он умеет испытывать разные эмоции. Но это не весь вывод.
Я, например, поняла, что мой внутренний ребёнок любит обижаться ровно на одну секунду, а потом готов всех простить и бежать обниматься. И это даёт мне право поговорить с ним по поводу вопроса: а стоит ли вообще обижаться и что даёт мне это эта обида?
Узнала, что для внутреннего ребёнка не существует правильных критериев красоты. Но в то же время он не будет никому доказывать, почему одна машина крутая, а другая не очень. Это его мнение. И при нахождении чего-то красивого в мире, он счастлив. Наверно, поэтому я залипаю на каждый закат, плачу от многих моментов в мультике и испытываю чувство влюблённости, когда смотрю на родных. Просто в эти моменты мой внутренний ребёнок снова увидел красоту в мире. И совсем неважно, что в миллионный раз в жизни.
И таких галочек про себя я отметила очень много. Они помогают мне каждый раз смотреть на ситуацию немного по-другому, потому что я понимаю природу той или иной эмоции и её последствий. Вот такую необычную жизнь я проживаю внутри.
А для вас вопрос. От какой эмоции вы любите отказываться в пользу более рационального проживания момента?