Чем лечиться от коронавируса. Обзор российских и зарубежных препаратов

Про вакцины от коронавируса мы уже писали, про тест-системы тоже. Пора рассказать, какие препараты сегодня используются в терапии COVID-19 в России и мире.

Сразу оговоримся: специфического лекарства от коронавируса нет. Пока.

Чем лечиться от коронавируса. Обзор российских и зарубежных препаратов

Чем лечат от коронавируса в России?

В России лечат в соответствии с временными методическими рекомендациями Минздрава. Еще в конце января этого года ведомство рекомендовало при лечении коронавирусной инфекции у взрослых использовать препараты рибавирин, рекомбинантный интерферон бета-1b и лопинавир/ритонавир.

В начале апреля, когда количество официально заболевших в России превысило несколько тысяч человек, Федерация анестезиологов и реаниматологов России (ФАР) представила первый опыт лечения пациентов с COVID-19 в ГКБ № 52 Москвы. Там подробно рассказывается, когда звать реаниматолога и как использовать ИВЛ, и в частности говорится: «Противовирусная терапия обязательна. Можно использовать сочетание гидроксихлорохина с лопинавир+ритонавир, в тяжелых случаях – ингибитор интерлейкина-6».

Итак, что это за вещества и почему они.

Все назначаемые препараты можно разделить на две группы.

Чем лечиться от коронавируса. Обзор российских и зарубежных препаратов

Первая группа — это борьба с вирусом, противовирусная или по-другому этиотропная терапия.

Вторая группа касается терапии осложнений. Среди них:

  • внутрибольничные инфекции. Лечатся антибиотиками.
  • цитокиновый шторм и ОРДИ. Используются ингибиторы интерлейкина-6. Они применяется, когда вирусная инфекция запустила каскад сверх активации иммунитета или наоборот, подавив иммунный ответ, привела к присоединению вторичной бактериальной инфекции. Характерно для пожилых пациентов и пациентов с сопоствующими заболеваниями.

Также в Москве начали тестировать новый метод лечения – переливание больным плазмы крови от тех, кто уже переболел коронавирусом. «Соответствующую рекомендацию выпустило FDA (Агентство Министерства здравоохранения и социальных служб США), она применяется в Китае, в Италии, в Соединенных Штатах. Полученную плазму вводят пациентам. В ней находятся антитела к вирусу, блокирующие его репликацию (размножение). Когда мы переносим любую инфекцию, у нас вырабатывается иммунитет. Если человек выздоровел, у него уже есть эти антитела. Переливание такой крови тяжелобольным помогает им справиться с большим количеством вирусов, проникших в организм», – рассказал директор медицинского департамента группы компаний «Р-Фарм», руководитель рабочей группы по законодательству HealthNet НТИ Михаил Самсонов.

Поскольку специфической противовирусной терапии в мире нет, тот же рибавирин используется при лечении гепатита, а раньше использовался при лечении ВИЧ, поскольку последний в целом похож на вирус COVID-19.

Все противовирусные препараты влияют на синтез вирусной ДНК или РНК, в зависимости от типа вируса. Надо помнить, что вирусу невыгодно убивать носителя. Ему выгодно попасть в организм и потом долго и комфортно там жить, просто размножаясь. Поэтому противовирусные препараты в первую очередь направлены на блокирование репликации.

Михаил Самсонов, директор медицинского департамента группы компаний «Р-Фарм», руководитель рабочей группы по законодательству HealthNet НТИ

Другой известный препарат – Калетра – состоит из лопинавира и ритонавира. Его используют, основываясь на принципе репозиционирования – применения известных лекарственных препаратов по новому показанию. «При инфекции SARS, родственной COVID-19 или МERS на Ближнем Востоке (верблюжий коронавирус) пациенты, получавшие Калетру, выздоравливали быстрее и выходили из тяжелых состояний. Калетра использовалась в Китае и включена в их национальные рекомендации, и в Испании», – рассказал Самсонов.

Другой препарат, на который возлагают надежды – Ремдесивир компании Gilead Sciences. По нему уже запущены клинические исследования. Есть японский препарат, применяемый также по репозиционированию, – Фавипиравир. Появились данные, что он хорошо помогает особенно при состоянии средней тяжести.

Это препараты с доказанной эффективностью при других вирусных инфекциях. Что касается именно COVID-19, то сейчас идет целая серия рандомизированных исследований, в том числе ВОЗ инициирует большое клиническое исследование с целью установить, насколько эффективно использование ряда уже зарегистрированных лекарственных средств при лечении инфекции. Проект назван SOLIDARITY и планируется более чем в 70 странах.

Какие исследования проводят в России?

На прошлой неделе Минздрав одобрил проведение клинического исследования эффективности и безопасности олокизумаба (ингибитора интерлейкина-6) и RPH-104 (ингибитора интерлейкина-1) в лечении пациентов с тяжелой инфекцией COVID-19. Оба препарата купируют тяжелые осложнения при коронавирусе, приводящие к смерти.

Олокизумаб

Гуманизированное моноклональное антитело, блокирующее ИЛ-6. Успешно пройдены клинические испытания второй фазы, включавшие 380 пациентов с ревматоидным артритом, и близится к завершению программа исследований третьей фазы, включающей 2433 пациентов.

Чем вызваны осложнения? «Когда вирус внедряется в клетки альвеол, клетки начинают бороться, организм активирует иммунную систему. Но если вируса много или организм ослаблен, борьба приобретает очень агрессивный характер и приводит к тому, что организм гиперактивирует иммунную систему, начиная повреждать наиболее чувствительные органы, например, почки. Он выбрасывает огромное число медиаторов воспаления. Указанные препараты эти медиаторы воспаления блокируют, останавливают безумный круг активаций, фактически дают организму возможность передохнуть. В то же время сохраняется настрой бороться с вирусом, не уничтожая самого себя», – рассказал Михаил Самсонов.

RPH-104
Гибридный белок, связывающий ИЛ-1β. Показал свою безопасность в исследовании первой фазы на здоровых добровольцах. Проходит несколько клинических исследований второй фазы.

«Оба препарата производятся в Ярославле и их эффективность и безопасность оценивалась и продолжает изучаться в целом ряде международных исследований. RPH-104 был создан в лаборатории «Р-Фарм» в Сан-Диего. Он ингибирует первый интерлейкин – важный медиатор при запуске цитокинового шторма. В течение нескольких дней мы ожидаем первых пациентов, которые начнут получать терапию в рамках клинического исследования в России», – рассказал Самсонов.

Молекула-ловушка от вируса

«Р-Фарм» также запатентовала молекулу, которая будет использоваться в препарате, предназначенном для терапии COVID-19. Его производство может начаться уже в этом году, сообщил председатель совета директоров компании Алексей Репик. «У нас на сегодняшний момент запущена и запатентована абсолютно новая молекула, которая работает как ловушка для вируса. Молекула связывает вирус, подставляя ему себя вместо альвеоцита в лёгких. Вирус не попадает в альвеоциты и не запускает каскад воспаления в лёгочной ткани. То есть фактически такое быстрое, экспоненциальное размножение вируса в организме человека блокируется. Мы думаем, что уже в этом году этот продукт дополнит олокизумаб и RPH-104 для быстрого лечения пациентов», – рассказал Репик.

Меры профилактики

Можно ли пропить противовирусные и не заболеть?

Ответ однозначный: нет

В конце марта Департамент здравоохранения Москвы выпустил рекомендации, согласно которым в качестве профилактики короновирусной инфекции рекомендовал использовать: Кагоцел, Анаферон, Эргоферон. Напомним, что Кагоцел – препарат с недоказанной эффективностью, а последние два – и вовсе гомеопатические средства. В документе отмечалось, что противовирусное действие Анаферона и Эргоферона на сезонные коронавирусы человека, «имеет доказательную базу». Рекомендации вызвали негодование врачей, поскольку во всем мире еще нет доказавшей свою эффективность профилактической терапии коронавирусной инфекции, а в России уже предлагают принимать Анаферон. Впрочем еще пару лет назад этот гомеопатический препарат продвигали как профилактическое средство от, внимание, клещевого энцефалита, причем у детей. Возвращаясь к рекомендациям по профилактике COVID-19, после возмущения профессионального сообщества, пункт с якобы профилактическими рекомендациями убрали.

На сайтах ВОЗ и Минздрава говорится, что специфических средств профилактики от COVID-19 нет. Неспецифические – есть и их уже и так все выучили наизусть:

  • мыть руки с мылом,
  • спирт (нет, не внутрь, а тоже на руки),
  • социальная дистанция.

А что если постоянно пить чай с имбирем и лимоном и заедать чесноком?

Эксперты IT-компании «Платформа ОФД» (крупнейший оператор фискальных данных) сравнили продажи имбиря, чеснока и лимона в период с 23 марта по 2 апреля 2020 с аналогичным периодом прошлого года. И выяснили, как выросли продажи:

  • имбирь – на 136%
  • лимон – на 166%
  • чеснок – на 54%

Эффективность этих продуктов в борьбе с вирусными инфекциями научно не доказана, хуже не будет, но и лучше тоже. Однако в некоторых странах, например, в Китае, средства народной медицины включены в рекомендации по лечению COVID-19. «Китай выпустил многостраничный документ, описывающий терапию инфекции и там порядка 30 страниц посвящено китайской народной медицине в различных сочетаниях», – рассказал Самсонов.

Чем лечат в мире?

Еще раз: на сегодняшний день препарата, который лечит от коронавируса нет. Многие фармкомпании, в том числе и российские, работают над его созданием, проводят клинические испытания и исследования. Но специфического лекарства все еще нет.

Чем лечиться от коронавируса. Обзор российских и зарубежных препаратов

Чем лечат сегодня:

  • Ивермектин (Индия)

Стоимость: 27–48 долларов (в зависимости от дозировки)

Ивермектин – антипаразитарный препарат широкого спектра действия, который за последние годы, показал антивирусную активность против различных вирусов и является лекарством, одобренным Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (США). Австралийская группа ученых показала, что Ивермектин ингибирует импорт вирусных белков в клетки хозяина. Лабораторные исследования показывают, что при лечении ивермектином наблюдалось снижение вирусной РНК в культуре клеток на 99,8%. Обработка Ивермектином приводила к эффективной потере практически всего вирусного материала (к 48 часам). Позитивным фактором является и то, что данный препарат уже прошел третью стадию клинических испытаний: ученые проверяли его эффективность при лечении лихорадки денге в Таиланде. Однако все еще неизвестно какую дозу препарата считать безопасной.

  • Ремдесивир

Препарата нет в свободном доступе

Ремдесивир – внутривенное лекарственное средство с широкой противовирусной активностью, которое ингибирует репликацию вируса, деактивируя генетический материал вируса. Препарат обладает доказанной активностью против SARS-CoV-2 in vitro (в пробирке), а также эффективен в культуре клеток и живых организмах против родственных бета-коронавирусов. Однако в настоящее время имеются только ограниченные данные об использовании Ремдесивира у пациентов с COVID-19, а для его широкого применения требуются дополнительные клинические испытания. Препарат был разработан в 2015 году Исследовательским институтом инфекционных заболеваний Армии США. совместно с компанией Gilead Sciences. Лекарство еще не одобрено FDA. Но его разрешают использовать для лечения пациентов с положительным результатом на COVID-19 и находящихся в критическом состоянии.

  • Гидроксихлорохин и хлорохин

Стоимость: 350-538 руб. (в зависимости от дозировки)

Хлорохин – лекарство, которые ранее применялось при лечении малярии. Препарат способен блокировать связывание вирусов с клетками человека и проникновение внутрь них для размножения.

Гидроксихлорин оказывает менее токсичное воздействие на организм человека и широко используется для лечения ревматоидного артрита. Китайские исследователи проводят на данный момент по меньшей мере семь клинических испытаний с использованием гидроксихлорохина для лечения инфекции. В китайском исследовании, проведенном в провинции Гуандун, сообщается, что хлорохин улучшил результаты лечения пациентов и «мог бы повысить эффективность лечения» и «сократить сроки пребывания в стационаре».

Врачи в Марселе, Франция, провели исследование с небольшим количеством пациентов и предположили, что комбинация гидроксихлорохина и азитромицина может быть эффективной для снижения количества вируса, обнаруженного в определенной части тела. Это исследование широко цитируется, и даже Дональд Трамп предположил, что могут «измениться правила игры». Однако результаты пока признаются спорными, как и безопасность такого лечения.

  • Антивирусный препарат EIDD-2801

Нет в свободном доступе

Пероральное лекарственное средство EIDD-2801 показало свою эффективность в экспериментах с клетками легких и дыхательных путей человека, отмечается в журнале Science Translational Medicine. Препарат может быть даже более эффективен при блокировании нового коронавируса SARS-CoV-2, чем Ремдесивир. EIDD-2801 вводит генетические мутации в РНК вируса, так, что вирус больше не способен заражать клетки. Препарат также действует против нескольких РНК-вирусов, и может стать многоцелевым противовирусным препаратом.

Исследование препарата проводилось учеными из Университета Эмори, UNC Chapel Hill и Медицинского центра Университета Вандербильта в Нэшвилле. Компания Ridgeback Biotherapeutics, расположенная в Майами, штат Флорида, лицензировала препарат и получила разрешение на его испытания на людях в течение следующих нескольких месяцев.

  • Фавипиравир (Япония)

Лекарство от гриппа проходит клинические испытания, нет в открытом доступе

Журнал Live Science, сообщает, что препарат, разработанный Fujifilm Toyama Chemical в Японии, демонстрирует многообещающие результаты при лечении COVID-19. По словам Чжана Синьмина из китайского министерства науки и технологий, антивирусный препарат под названием Фавипиравир или Авиган показал положительные результаты в клинических испытаниях с участием 340 человек в Ухане и Шэньчжэне. В марте лекарство было одобрено в качестве экспериментального средства для лечения инфекций COVID-19. На данный момент лекарство проходит вторую фазу клинических испытаний в США.

Препарат предотвращает размножение определенных вирусов, а также улучшает состояние легких у испытуемых пациентов. Однако исследование еще не опубликовано.

  • Переливания плазмы крови

Стоимость процедуры: около 3 тыс. руб.

24 марта Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США объявило, что разрешит переливание плазмы выздоравливающих пациентам с серьезными или угрожающими жизни осложнениями при COVID-19. Это не первый раз, когда такая терапия будет использоваться: все предыдущие вспышки SARS, MERS и пандемии гриппа H1N1 привели к тому, что для лечения пациентов использовалась реконвалесцентная плазма. С учетом того, что у некоторых пациентов диагностируют повторное заражение вирусом после выздоровления, данный метод считается противоречивым.

Марина Киселева, Ксения Макарова

1010
4 комментария

Да они как пони по кругу ходят. Вот инфа от разработчиков из России, там три статьи.        https://amatokin.ru/covid-2019/

Недостаточно клинических данных у препарата Фавипиравир (Авиган). Он не изучен и делать выводы об его эффективности при лечении коронавируса было бы преждевременно.

Арбидол!🤣🤣 ведь его лично плешивый карлик рекламировал как-то.

Арбидол пустышка №1 на рынке. Рекламы много, толку 0.