Лизинг вагонов ждёт депрессия

Компания “МСБ-Лизинг” делится мнением по поводу кризиса лизинга подвижного состава и планами его преодоления.

Текущая ситуация на рынке лизинга подвижного состава очень похожа на кризис 2014-2015 годов. По оценкам аналитиков, ближайшие 12–18 месяцев напряжение будет нарастать.

Какие были предпосылки?

За три квартала 2019 года объём нового бизнеса в сегменте подвижного состава упал почти на 50% по сравнению с тем же периодом 2018 года. Тогда падение вызвало замедление экспорта угля, что снизило спрос на полувагоны.

К началу 2020 года сложилась ситуация, характеризующаяся перепроизводством подвижного состава и в тоже время снижением возможности погрузки РЖД. В марте она упала на 5,5%, грузооборот — на 7,3%, в первом квартале 2020 — на 3,8% и 4,7% соответственно. Уже к тому моменту был зафиксирован профицит подвижного состава сверх ожидавшегося.

Закономерно снизилась ставка операторов за полувагоны: за январь она упала до 1,4 тыс. руб. за вагон в сутки, потеряв 500 руб. по сравнению с январём прошлого года, а к апрелю доходность снизилась до 1 тыс. руб.

Стало понятно, что рынок ждут неблагоприятные месяцы падения ставок и выручки.

Что происходит на рынке лизинга вагонов сейчас?

Аналитики прогнозируют дополнительное снижение спроса на железнодорожный подвижной состав из-за COVID-19. Пандемия приводит к сокращению объёма грузоперевозок, что скажется на ставках операторов и прибыли лизинговых компаний.

Среди факторов риска в данном сегменте также выделяется нерабочий месяц и заморозка деловой активности. По оценке ИПЕМ, уже в марте выручка операторов снизилась более чем на 30% по сравнению с прошлогодними показателями, и нерабочий апрель может ударить по ним ещё сильнее.

Чем это грозит?

В ближайшее время, пока остановлена деловая активность лизингополучателей, ожидаются проблемы с выплатами. Намечается тренд по сдвигу от финансового к операционному лизингу - так клиенты стремятся минимизировать последствия выкупа.

Вырастет объём реструктуризаций лизинговых контрактов в сегменте железнодорожных операторов полувагонов среднего размера, у которых нет устойчивой грузовой базы, что негативно повлияет на результаты лизинговых компаний по сравнению с прошлыми годами.

Что предприняла наша компания, чтобы преодолеть турбулентность?

Ситуация напоминает тяжёлый кризис 2014-2015 - падение цен на нефть, ослабление рубля и скачок процентной ставки усугубились введением международных санкций против российских компаний.

Тогда профицит вагонов привёл к тому, что началось их тотальное списание. Стремительно падали ставки, а за ними и доход лизинговых компаний.

Наша команда успешно перешагнула период спада, ежегодно показывая рост. “МСБ-Лизинг” усвоила несколько уроков и сейчас внедряет их на практике.

Самое важное из них - ребалансировка портфеля. На конец 2019 года доля вагонов в лизинговом портфеле МСБ-Лизинг составляла 10%, из них 6% - полувагоны. К апрелю 2020 она снизилась до 9% за счёт сокращения доли полувагонов до 5%.

Сейчас самое время поставить в стоп-листы полувагоны. Мы ожидаем ухудшения ситуации с лизингом в этом сегменте вагонов, поэтому наша компания прекратила до июля подобные сделки. Вполне возможно, что летом мы к ним вернёмся, но это касается только клиентов с отличным кредитным качеством.

В будущем мы отдадим приоритет другим элементам подвижного состава - крытые вагоны, платформы, цистерны, рефрижераторы и др., если конъюнктура рынка будет к этому располагать.

Наша опыт может быть полезен только лизинговым компаниям, ориентированным на малый и средний бизнес. У крупнейших лизингодателей лизинг подвижного состава составляет абсолютное большинство портфеля - в этом случае диверсификация не сработает. Но во всех остальных стоит озадачиться структурой своего портфеля.

Есть надежда на восстановление?

Мы ожидаем падение лизингового рынка и его масштабное очищение с текущего момента до конца 2021 года. Сейчас на выживаемость компаний будут влиять не отраслевые факторы, а локальные нюансы организации работы. В частности, это касается компаний, которые сформировали финансовый резерв в качестве “подушки безопасности”.

Степень зачистки рынка будет зависеть в том числе о того, как быстро завершится работа над подавлением эпидемии. Аналитики полагают, что при оптимистичном развитии событий кризис может оказаться даже менее глубоким, чем в 2014-2015 годах.

Тимур Ксёнз, ООО “МСБ-Лизинг”

22
реклама
разместить
7 комментариев

Мне кажется Ваш прогноз избыточно оптимистичен. 

1

Михаил, время нас рассудит)

Здравствуйте, если кризис подвижного состава имеет основную причину перепроизводство вагонов и усугубился потерей такого массового груза как «уголь», то не совсем понятно как рынок так быстро вырастет сразу после снятия карантина?
Это как сравнивать «кислое» с «квадратным»
Но главный вопрос, который необходимо задать и на него же ответить, это с какой целью лизинговые компании совершали сделки по приобретению новых вагонов, ЗНАЯ, что вагоностроительные заводы загружены на полные мощности?
Эта информация всегда была в открытых источниках, в том числе и у самих лизинговых компаниях, так как они все эти сделки и финансировали.
Ну не могли аналитики не выводить в своих отчетах этих данных.
Вы же сами в статье сообщаете, что в вашем опыте это уже не первый кризис!

Добрый день! Из статьи не прослеживается прямая зависимость, о которой вы упомянули в первом абзаце своего комментария. Мы лишь говорили о том, что последствия пандемии оставят свой отпечаток как дополнительный кризисный фактор.
По поводу приобретения вагонов в сложный экономический период. Речь идёт не о сделках ради сделок - конкретно мы финансировали таким образом клиентов с отличным кредитным качеством, которым требовались полувагоны. Но сейчас в условиях надвигающегося кризиса мы решили минимизировать все факторы, которые в будущем могут повлиять негативно.

Странно выглядит комментарий, название статьи и ее содержание... всё как будто бы наполнено единым смыслом)))
Вы пишите:
«Закономерно снизилась ставка операторов за полувагоны: за январь она упала до 1,4 тыс. руб. за вагон в сутки, потеряв 500 руб. по сравнению с январём прошлого года, а к апрелю доходность снизилась до 1 тыс. руб.»
Считаете, клиенты действительно должны быть довольны тем, что их лизинговые платежи, больше чем их доходность на один вагон?