Променяла 180 тысяч в месяц на бизнес для хиппарей, задала экотренд в РФ и бесплатно продвигает конкурентов

А еще в ужасе отказалась от 5 миллионов, продала машину и заняла денег, чтобы стать волонтером. И нырнула с головой в нишу, которой не существовало на российском рынке.

Променяла 180 тысяч в месяц на бизнес для хиппарей, задала экотренд в РФ и бесплатно продвигает конкурентов

На своём YouTube-канале «Ошибка выжившего» поговорил с экопредпринимательницей Олесей Беспёрстовой. Она рассказала, зачем продвигает чужие экобренды за спасибо, почему стоит выбрать вещи из вторсырья, что за концепт “No plastic — it's fantastic”, и при чём тут желание сёрфить в чистом океане.

«Ошибка выжившего» — неочередной подкаст для предпринимателей, где я говорю с успешными людьми о провалах и фейлах, определивших их карьеру.

Мы не говорим о сегодняшнем успешном успехе, а изучаем действия и личные качества, благодаря которым люди построили бизнес, который выжил. Иногда самые ценные уроки — следствие самых банальных ошибок.

Олеся Беспёрстова, предприниматель, экоблогер: этапы пути

До 2016 — работала в найме: прошла путь от официантки в 17 лет до директора по развитию ресторанной группы «Северянин» в 28 лет.

2016 — отказалась от зарплаты в 180 тысяч, поставила цель задать тренд на экопривычки в России: писала статьи, читала лекции, создала блог No plastic — it's fantastic.

2017 — запускала проекты, от перешивки джинсовых курток до тортов и картин: все провалились. Стала бизнес-консультантом по теме «Zero waste» — философии разумного потребления и минимизации отходов, выступила на экспертной конференции TEDx.

2018 — продала машину + взяла деньги в долг, открыла в Санкт-Петербурге первый в России магазин экотоваров.

2023 — открыла второй экомагазин в Москве.

2020–2024 — совместные проекты No plastic — it's fantastics с Ikea, Reebok, Adidas, Дайсон, Puma, L'Oreal, UNIQLO.

Нужно быть сумасшедшим или гением, чтобы провернуть такое. Стал бы хоть кто-то другой так делать, кроме российского аналога Греты Тунберг?

Променяла 180 тысяч в месяц на бизнес для хиппарей, задала экотренд в РФ и бесплатно продвигает конкурентов

От официантки до директора по развитию

Олеся начала свою карьеру в 17 лет, а уже к 28 годам управляла целой сетью ресторанов «Северянин». Мы оба знаем, в сфере общепита очень тяжелая работа.

Ты либо начинаешь ненавидеть эту сферу люто, либо понимаешь ее — если тебе повезло оказаться в нужном месте и в нужное время. Мне повезло.

Олеся Беспёрстова

После пройденного пути в ресторанном бизнесе длиной в 10 лет Олеся хотела открыть свое заведение, однако отпуск на Бали перевернул ее сознание, сбив изначальный маршрут. Ведь ещё до 2016 года Олесе было всё равно, куда девается весь выброшенный на помойку мусор. Перерабатывается где-то, наверное?

Анти-баунти

Прилетев в Индонезию, Олеся ожидала райское баунти с серфингом, но внезапно модные сторисы и классные фоточки на пляже пришлось отменить. Весь берег был усыпан пластиком.

Плыву, гребу, и просто вот эти пакеты, какие-то упаковки на меня налипают. Я вышла на берег и меня стошнило. У меня было такое возмущение, что я спрашиваю у инструктора: “Кто здесь вывалил КамАЗ с мусором? Здесь вчера был рейв?”

Олеся Беспёрстова
Променяла 180 тысяч в месяц на бизнес для хиппарей, задала экотренд в РФ и бесплатно продвигает конкурентов

Стабильность, деньги, карьера, признание — на переработку

Вернувшись из «рая», Олеся стала искать какое-то решение. Продолжать работать в ресторанном бизнесе, закрывая глаза на экологию, она уже не могла, поэтому отказалась от зарплаты в 180 тысяч рублей в месяц и пошла волонтёром в проект «Экодвор». Это был прыжок с обрыва, но именно он и стал началом нового пути. И пошло-поехало: в 2016–2017 запустила блог «No plastic — it's fantastic», писала статьи, читала лекции, стала бизнес-консультантом по теме «Zero waste», выступила экспертом на TEDx. Уже в 2018 сбережения Олеси подошли к концу, и она, достаточно прокачав соответствующие скиллы, решилась на продажу машины и займ денег для запуска первого в России магазина экотоваров.

Смогли бы бросить работу, отказаться от денег, чтобы с нуля создать новую для рынка нишу, параллельно отдавая себя волонтерству?
Конечно!
Волонтерить бы не стал, а вот создать новую нишу — окей
Я не против волонтерить, но от денег и работы не отказался бы
Нет. Я не безумец!

Не имея никакого практического опыта в ведении бизнеса, предпринимательница просто поставила на кон остатки своих денег и заемные средства, чтобы продавать продукцию, о которой никто вокруг не имел ни малейшего представления. Креатив вошел в чат, а бизнес-стратегия вышла покурить: для запуска первого проекта идея Zero waste — настоящий прыжок веры.

Когда я открыла магазин, он сначала был в таком онлайн-формате: просто продажа каких-то минимальных товаров, которые мне кто-то шил, кто-то произвел. Что-то я сама нашла, что-то привезла.

Олеся Беспёрстова
Променяла 180 тысяч в месяц на бизнес для хиппарей, задала экотренд в РФ и бесплатно продвигает конкурентов

На первых порах запуска офлайн-магазина здорово помогла харизма: арендодатели Олеси пригласили ее сами, а огромная часть средств была сэкономлена благодаря тому, что ей бесплатно сделали ремонт по ее же эскизам.

Хакнула новый тренд в России благодаря помойке в океане

Грязный берег океана в Индонезии привёл Олесю к цели, которой она загорелась — популяризации экопривычек среди россиян. Предпринимательница стала одной из ключевых фигур в продвижении концепции Zero waste. Экосознательность распространилась не только на потребительский сегмент, но и на бизнес.

Променяла 180 тысяч в месяц на бизнес для хиппарей, задала экотренд в РФ и бесплатно продвигает конкурентов

Первый магазин в Санкт-Петербурге оказался успешным: в первые месяцы проходимость — лютая, а выручка стабильно — около 400 тысяч рублей.

Копировать — вставить. О конкуренции

С ростом популярности экопроекта Олеси начались проблемы. Через год после запуска ее магазина в Санкт-Петербурге по всей России открылись десятки магазинов с аналогичным ассортиментом.

К концу года открылось 70 магазинов Zero Waste. Просто под копирку брали мой проект и реализовывали. Если сначала у меня покупали со всей страны, вот только у меня... То тут все стали покупать по своим регионам, а у меня сразу выручка стала падать.

Олеся Беспёрстова

Олеся не была готова к такой конкуренции и значительному снижению выручки. Но, несмотря на это, в 2023 году предпринимательница открыла второй магазин в Москве, который работает по сей день.

Страх больших денег или очередная ошибка выжившего

Олеся рассказала, как ей предлагали крупные инвестиции, а она отказалась из-за страха и неуверенности. Один из инвесторов проникся идеями предпринимательницы и предложил 5 миллионов. А экоблогер испугалась.

Я такая: “О, 5 миллионов, нет, спасибо, это слишком много, мне надо максимум миллион”. И уходила. Всё, не брала пять миллионов.

Олеся Беспёрстова

Тогда она отказалась не только от денег, а от масштабирования и долгосрочного развития. Сейчас Олеся это понимает, как и то, что страх создает упущенные возможности.

Она боялась масштабироваться. Её удерживал от активных действий страх, что продажи скоро схлынут, она не рисковала вкладывать деньги в развитие интернет-магазина и в команду. Теперь Олеся понимает, что в тот момент можно было начать производить множество экотоваров или привозить их Россию как дистрибьютор. Но она побоялась.

Променяла 180 тысяч в месяц на бизнес для хиппарей, задала экотренд в РФ и бесплатно продвигает конкурентов

Игра в экологичность: как российские бренды грешат гринвошингом

Вот вы знали, что многие компании позиционируют свои продукты или деятельность как экологически чистые, хотя на самом деле они таковыми не являются?

Российские бренды этим грешат. Часто лепят просто на упаковке: эко-, био-, хэлфи-, веган-, да всё, что угодно. Что не тестируется на животных, что мы такие все эко-шмеко. А по факту они этим продуктом не являются.

Олеся Беспёрстова
Променяла 180 тысяч в месяц на бизнес для хиппарей, задала экотренд в РФ и бесплатно продвигает конкурентов

Поговорили про феномен гринвошинга, который не удивителен: в последние годы интерес к экопродуктам растёт, и в стремлении привлечь аудиторию бренды не брезгуют использовать модные слова: «эко, био, органический, натуральный». А за ними — обычная продукция с полок супермаркетов.

Внешний вид — как личный бренд?

Будем честны, без пафоса, сексизма и прочего: быть красивой девушкой — выгодно в бизнесе.

Променяла 180 тысяч в месяц на бизнес для хиппарей, задала экотренд в РФ и бесплатно продвигает конкурентов

Олеся признаёт, что внешность играет не последнюю роль в ее успехе, и она уделяет много времени и усилий поддержанию своей физической формы и развитию личных навыков. Создать положительное впечатление в любой сфере важно: доверие и личные связи решают если не всё, то многое.

Считаю, мне повезло с внешними данными и легко развивать свой личный бренд. Но я очень много над этим работала: спорт, речь, актерские практики, телесные практики. Каждый день медитирую. Я как бы в себя вкладываю, как в бизнес.

Олеся Беспёрстова

Однако девушек-предпринимателей часто обманывают. Просто потому, что они не светят с ходу своими стальными яйцами, а мило улыбаются. Олеся прежде теряла много денег из-за доверия и наивной уверенности, что свои не обманут.

Бесплатно продвигать чужие бренды?

Конкретный вынос мозга, но Олеся это делает. Производители, желая встать на ассортимент экоинфлюенсера, приходят к ней, и предпринимательница делает продакшн под ключ — снимает видеоролики и другой контент: в этом суть работы с No plastic — it's fantastic.

Затем продавцы бегут на маркетплейсы, где фактически продвигают свой бизнес через готовый продакшн Олеси.

У производителей появляется узнаваемость бренда, они такие: “Мы стоим на полках No plastic — it's fantastic, мы классные”. И про них всё узнают, а мне прям мои же подписчики, покупатели, пишут: “Спасибо большое, я заказала этот бренд на маркетплейсе, это действительно классная вещь".

Олеся Беспёрстова
Променяла 180 тысяч в месяц на бизнес для хиппарей, задала экотренд в РФ и бесплатно продвигает конкурентов

А еще мы обсудили такие темы:

● Почему быть экологичным — не значит быть хипарем

● В чем конкретно продолбалась Олеся при запуске проекта

● В чем состоят принципы Zero waste

● Куда девается весь шмот, который нам надоело носить

● Почему команда — главный ресурс компании

● Откуда берется синдром Бога и желание изменить этот мир

● Как развиваются сейчас идеи экологичности в России и в мире

● С чего лучше начать свой экобизнес, если у тебя есть миллион

В общем, интересная беседа с невероятным человеком у меня случилась. Послушаешь Олесю — и реально задумаешься, насколько страх развивать бизнес тормозит крутые, действительно полезные проекты!

Посмотреть интервью полностью можно на моём Ютуб-канале «Ошибка выжившего».

1919
18 комментариев

Многие компании топят за "экологичность", а по факту действительно игнорируют принцип "эко" начисто. Поэтому приятно осознавать, что в текущей реальности есть предприниматели, которые в течение многих лет ведут эту борьбу, порой даже в ущерб собственному бизнесу: не для галочки и не для привлечения внимания

2
Ответить

В этой статье так много воды, что на середине моё внимание захлебнулось.
PS Недостаточно англицизмов, надо больше
https://www.youtube.com/watch?v=ITXVIK8KZuI&ab_channel=Z.S.Edits

2
Ответить

Держите в курсе

Ответить

Девушки в бизнесе - отдельная большая тема, в которую интересно погрузиться

1
Ответить

да, хочется побольше таких кейсов

1
Ответить

Смотрела ютуб канал Олеси, очень интересно и комфортно! Желаю ей успехов)

1
Ответить

Мы все желаем!

Ответить