Как перейти в продакт-менеджмент из других сфер: рассказывает руководитель по продукту в «Яндексе»

Разбираемся, какие нужны навыки, где встретятся сложности и какие ресурсы помогут продакту развивать насмотренность.

Александра Трошева
руководитель продукта в Яндекс Практикуме

Я руковожу кросс-функциональным направлением внутри Мастерской Практикума. В сегодняшней статье расскажу, как перейти в продакт-менеджмент (не только из IT-сферы), кому подойдёт и не подойдёт профессия, какие скилы в ней нужны и как избежать самых популярных ошибок новичков. А ещё — поделюсь ресурсами, полезными для изучения и развития в продакт-менеджменте.

Навигация по статье

Чем занимается продакт-менеджер?

Продакт-менеджер придумывает новые продукты и функции, руководит планированием, разработкой и запуском продукта или услуги. Это может быть приложение или его раздел, сервис для внутренних или внешних клиентов компании, ПО, новая фича на сайте или девайс.

Продакт — связующее звено между заказчиком, бизнесом и командой разработки (проджект-менеджер, разработчики, дизайнеры, тестировщики, аналитики). Продакт проводит исследования рынка и аудитории, выявляет боли клиентов — эти данные ложатся в основу продуктовой стратегии. Руководит процессом разработки — координирует и направляет сотрудников, следит за сроками и бюджетом. Именно он отвечает за конечный результат — качество и пользу продукта.

После запуска и на протяжении всей жизни продукта продакт-менеджер отвечает за метрики — показатели продукта. Метрики могут быть разными, в зависимости от сути и цели продукта. Самые частые — финансовые показатели, вовлечённость и удовлетворённость пользователей, популярность продукта.

Как понять, что продакт-менеджмент мне подходит?

Мой главный совет новичкам, которые задумываются о продакт-менеджменте и понимают, что им интересно расти и развиваться с точки зрения продукта, — пробовать.

Узнать больше о работе продакта и проджекта на бесплатном курсе «Какую профессию выбрать в менеджменте»

Если вы уже в IT-сфере и работаете в смежном направлении, но понимаете, что хотите развиваться в продакт-менеджменте; вам интересно разобраться в УТП продукта, работе с метриками и способах улучшить существующий продукт — советую поговорить с руководителем. Совместно наметить путь и варианты, как вы можете погрузиться в реальные продуктовые задачи. Здравый работодатель заинтересован в развитии сотрудника внутри компании — неважно, будет ли он развиваться внутри текущей функции или перейдёт в параллельную.

Знаю кейс, когда разработчик пошёл на хакатон и внутри него решал продуктовые задачи. Ему это очень понравилось, и он переквалифицировался на технического продакт-менеджера. Так что подобные мероприятия — тоже ещё один путь попробовать интересные вам задачи.

Если вы пока не в IT-сфере, есть два варианта погружения в сферу.

  • Обучение. Часто в IT-курсах есть бесплатные части, которые вы можете изучить, погрузиться и попробовать, насколько вам это интересно и подходит. Вы сможете понять, как будет выстроена учёба, что вы будете изучать и хотите ли идти дальше. Я знаю про такие бесплатные части для продакт-менеджеров в курсах Яндекс Практикума.
  • Люди. Мы все работаем в открытом пространстве и открытой коммуникации. И если вам что-то интересно — допустим, устроиться в определённую компанию, — то вы можете найти людей из этой компании (например, в LinkedIn) и пообщаться с ними. Задайте интересующие вопросы про сферу, узнайте про их опыт и путь в профессии, поймите, какие есть сложности. Потому что сложности есть в любом направлении и важно понять, готовы ли вы к ним.

Из какой сферы легче перейти в продакт-менеджмент

На старте легче будет перейти и освоиться в продакт-менеджменте, если у вас есть бэкграунд в:

  • аналитике — продакт постоянно работает с данными и их анализом;
  • проджект-менеджменте — функционал и зоны ответственности продактов и проджектов близки. Эти специалисты часто работают в тандеме, а в небольших компаниях за обе роли может отвечать один человек;
  • разработке — благодаря глубокому пониманию технической части продукта вам будет проще стать техническим продакт-менеджером и найти общий язык с командой разработки;
  • продуктовом дизайне — вы уже привыкли работать с точки зрения пользовательского опыта и взгляда на продукт.

Если вы работаете с данными и метриками — перейти будет легче. Но нет никаких жёстких границ. При желании вы можете перейти из любой сферы и стать продактом, проджектом, разработчиком — кем захотите.

Кому не подойдёт продакт-менеджмент?

Я рекомендую продакт-менеджмент абсолютно всем, если вам интересна эта сфера. Она предполагает много общения, и к этому нужно быть готовым, если вы интроверт. Но я считаю, что нет ничего невозможного. Продакт-менеджмент — не только про метрики и данные. Это про погружение в продукт и работу с тонкими материями вроде NPS, где вы не можете выстроить прямую корреляцию «мы сделаем вот так — и лояльность полетит в небеса». Тут пригодятся чуткость и внимательность интровертов.

Основные сложности при переходе в продакт-менеджмент

1. Обучение. Многие срываются уже на этом моменте. Надо понимать, что учёба — трудный процесс и длительный путь. Вы можете потерять мотивацию, какие-то жизненные обстоятельства могут мешать проходить обучение. И тут самое главное — продолжать верить, что вам это надо. Здорово, если у вас есть поддержка, но в первую очередь это нужно вам.

В обучении точно будут проблемы с непониманием терминологии, алгоритмов, фреймворков для работы. Важно в этот момент не бояться быть уязвимым, не бояться сказать «я не понимаю» и задавать вопросы более компетентным людям. Если вы учитесь на курсе в Яндекс Практикуме или другой образовательной компании, не стесняйтесь задавать вопросы наставникам и кураторам. Эти люди работают для вас, они, можно сказать, команда продукта, которая занимается тем, чтобы сделать курс лучше.

2. Дальнейшее трудоустройство. Мало выучиться — надо ещё и устроиться. Надо пройти некоторое количество собеседований и наработать скил к этому.

На этом этапе нужно помнить, что не только компания смотрит на вас, но и вы смотрите на компанию. Когда вы идёте на собеседование или откликаетесь на вакансию — не нужно думать: «боже, я ничего не знаю, я всю жизнь был аналитиком данных, куда я иду». Да, раньше вы были аналитиком, или проджект-менеджером, или кем-то ещё — значит, у вас уже есть релевантный бэкграунд, который пригодится в профессии. Теперь вы отучившийся, дипломированный специалист, продакт-менеджер. И вы идёте в компанию именно на позицию продакта, хотите углубиться в эту стезю и начать ей заниматься. Смотрите на то, чему хотите научиться на этой вакансии, что она вам даст и как прокачает.

3. Перестройка мышления. Человеку, который идёт в продакт-менеджмент, надо быть готовым к трансформации мышления. Работа с продуктом — про глобальные вещи, которые летают где-то в космосе, и вы пытаетесь их выловить. Вы создаёте новые смыслы и выдвигаете гипотезы — это всё очень абстрактное. Нужно быть гибким и уметь абстрагироваться от ранее созданных продуктов и операционных задач, смотреть на новые процессы свежим, незамыленным взглядом.

И одновременно вы как продакт должны в первую очередь опираться на метрики, не отлетать от них далеко, чтобы не создавать что-то в вакууме, что не будет применимо для вашей компании.

Чтобы избежать замыленности взгляда и работы в вакууме, советую развивать насмотренность. Наблюдать, что происходит в мире, какие есть тренды и новые продукты. Развивая свой кругозор и насмотренность, понимаешь, что было бы здорово улучшить в собственном продукте. Ещё советую черпать вдохновение из творчества и культуры. И, конечно, не забывать отдыхать — это даёт мозгу пространство для новых идей.

Как перейти в продакт-менеджмент из других сфер: рассказывает руководитель по продукту в «Яндексе»

Ошибки новичка

  • Не работать с метриками. Многие начинающие ребята не понимают, как выстраивать развитие продукта в зависимости от метрик. Эту ошибку отмечают работодатели, которые работают с джунами, — нет корреляции с метриками и фичами, которые те предлагают. Обычно это предложения, основанные на трендах рынка, а не на метриках продукта. Изучать тренды рынка — круто, но основной тренд развития вашего продукта уже заложен в метриках. По ним вы видите, что думают пользователи о продукте, как они хотели бы, чтобы он развивался, и как было бы комфортнее с ним работать.

Советую уделить особое внимание изучению этой темы внутри программы обучения. Изучить теорию, узнать, из чего состоят метрики и как они высчитываются. А дальше уже на практике смотреть, с чем конкретно вы будете работать. Про основные метрики продуктов можно почитать в статье блога Практикума.

  • Не коммуницировать с командой. Продакту важно следить за всеми этапами продукта, за сроками выполнения, и быть в контакте с командой: проджектами, командой разработки, аналитиками, дизайнерами. Знать, кто чем занимается, и всегда держать руку на пульсе. Потому что если продакт в какой-то момент закрывает глаза — возможно, когда он их откроет, продукт будет выглядеть совершенно не так, как он его изначально описывал.
  • Отрываться от реальности. У продакта может начаться полёт фантазии, его могут захлестнуть «хотелки», не подкрепленные твёрдыми данными. В такой ситуации не стоит сразу останавливать команду и заявлять, что вы всё бросаете и начинаете делать что-то новое.

Все «хочу» должны основываться на метриках и на том, что вы с командой сейчас создаёте. Если вы провели A/B-тестирование и по результатам видите, что в создании продукта пошли не в ту сторону, — конечно, нужно пересматривать текущий план. Но если по метрикам, результатам тестирований и работы с пользователями вы понимаете, что направление верное, — нужно уметь себя стопорить и не сбивать команду с намеченного пути.

Какие знания необходимы для старта?

Технические знания

Насколько глубокие технические знания вам нужны, зависит от того, в какую область продакт-менеджмента вы хотите попасть. Если вы технический продакт и собираетесь работать с ML-продуктами — к вашим техническим навыкам будут предъявлять высокие требования. Вы должны понимать устройство продукта, как выглядит его архитектура, как работают бэкенд и фронтенд. Вам необходимо говорить на одном языке с разработкой. Если таких знаний нет — качество разработки и коммуникации с командой будет ниже.

Если ваш продукт технически менее сложный, вам не потребуются глубокие знания в разработке. Ваша главная задача как продакт-менеджера — понимать продукт с точки зрения бизнеса и пользователя. А внутри команды должны быть люди (тимлиды разработки, системные аналитики), которые помогут с технической частью — это их основная деятельность.

Со временем, если вам будет это интересно, вы сможете разобраться и в технике. Это поможет понимать, как устроен и реализован ваш продукт, завоевать доверие у команды разработки. К этому сейчас стремлюсь и я — нарабатываю опыт и знания, погружаюсь в разработку, учусь теории и применяю на практике. Но если бы мне это не было нужно, я нашла бы себе применение как продакт и вне области разработки.

Важно понимать, что даже если вы не обладаете технической экспертизой — продакт-менеджмент для вас не закрыт.

Главное, чтобы это не было закрыто для компании, в которую вы идёте или внутри которой планируете переход. Если компании сразу нужен технический продакт, вряд ли они захотят вас обучать.

Если у вас нет технического бэкграунда, его можно нарабатывать. Самое главное — доносить это вашему руководителю, чтобы он понимал, куда вы хотите развиваться. Возможно, именно сейчас в вашей компании внутри текущего продукта есть потребность в людях, которые могут подхватить и помочь в каких-то задачах. От них может не требоваться сильная компетенция, но будет большим плюсом знание компании и примерное понимание продукта. Вы можете быть этим полезным человеком внутри вашей компании.

Продуктовые скилы

В первую очередь при устройстве на работу стоит подсветить свои навыки работы с пользователем. Проведение CustDev, UX-тестирований, A/B-тестов, отрисовка User Flow — все, что касается пользовательского опыта. Как вы коммуницируете с пользователями и как работали с ними до этого.

Если вы у вас нет практического опыта работы с пользователем — будет сложно попасть даже на стажировку. Важно нарабатывать опыт ещё до трудоустройства.

Например, в Практикуме есть команда Карьерного центра, где и студенты, и выпускники могут получить профессиональную практику. Они участвуют в хакатонах, делают проекты с привлечёнными заказчиками, чтобы поработать с реальными задачами, получить нужный опыт и создать релевантное портфолио.

Многие нанимающие компании также проводят хакатоны, митапы и кейс-чемпионаты для того, чтобы дать джунам возможность проявить себя и наработать опыт. Рекомендую найти золотое время, чтобы уделить этому внимание и поучаствовать.

Как пример поделюсь ссылками на раздел с мероприятиями у Тинькофф и хакатоны от SberCode и Яндекс Образования. Советую мониторить мероприятия на сайтах этих и других крупных российских IT-компаний.

Ещё один способ получить релевантный опыт — пет-проекты. Не бойтесь начинать проект с нуля и самостоятельно нарабатывать опыт. Почитайте, как создать pet-проект и где взять идеи.

К примеру, вы откликаетесь в компанию, которая занимается финтехом. Допустим, хотите поработать в Тинькофф. Попробуйте создать пет-проект, который связан с финтехом. Так вы сможете понять, насколько вам интересна сфера, благодаря анализу рынка финтеха и идей других компаний. А также сможете отработать навыки и продемонстрировать опыт работодателю.

Москва не сразу строилась, и вы не сразу трудоустроитесь. Один пройденный курс не даст гарантии трудоустройства. Поэтому в течение всего периода обучения помимо того, что вы проходите тренажер и читаете лекции, важно развивать насмотренность. Смотреть и читать всё по теме, следить за людьми, которые вас вдохновляют в продуктовой сфере. По возможности сразу применять знания на практике — подхватывать продуктовые задачи внутри текущей компании.

Инструменты для продактов

Конечно, знания определенных инструментов очень зависят от того, какой вы продакт — технический, маркетинговый, бизнесовый и т. д. Расскажу про самые распространённые инструменты, которые использую я.

  • Dashboards и Excel-таблицы. Для анализа статистических данных, результатов исследований и подсчёта метрик.
  • Miro и Figma. Для визуализации и моделирования полученных данных.
  • Keynote и PowerPoint. Для презентации данных бизнесу и командам.
  • Jira и Confluence и различные трекеры задач. Для планирования и организации работы команды.

В своей работе вы будете отталкиваться от команды, её задач и удобства коммуникации. Если вы технический продакт, у вас будет больше узконаправленных инструментов, как и у продакта в маркетинге.

Какие ресурсы изучать

Я аккуратно подхожу к источникам информации. Доверяю не всем материалам и всегда ставлю под вопрос, насколько актуальна информация, которую изучаю.

На российском рынке для меня есть лидеры мнений с точки зрения продуктов, которые они создают. Это две IT-компании — Яндекс и Авито. У каждой из них выходят разные медиаматериалы: и YouTube-видео, и подкасты, и статьи.

YouTube-видео. Если мне нужно узнать что-то про, например, UX-исследования — я иду на YouTube-каналы Яндекса и Авито и ищу информацию. Мне важно не просто узнать, что это в теории, но и понять, как компания применяет это на практике.

Советую определить для себя лидеров мнений, на которых вы опираетесь. Может быть, это компании, в которых вы хотите работать. Может, команды, с которыми хотите работать. Посмотрите, создают ли они материалы, которые вы можете изучить. Чаще всего в видеороликах или подкастах команды говорят о том, на что они обращают внимание внутри продукта.

Советую изучить YouTube-каналы:

В целом канал Яндекса, но особенно yet another,

— В целом канал Яндекса, но особенно yet another,

Плейлист Практикума про работу продактов,

Канал Avito Tech.

Телеграм-каналы. Я слежу за двумя лидерами мнений в области развития продукта. Это Роман Маресов, руководитель e-com Яндекса (канал @media_rare) и HRD Яндекса Дарья Золотухина (канал @technohumanist) — главный человек, который занимается наймом сотрудников внутри Яндекса. Смотрю, как они работают с продуктами, какие тенденции отмечают, как смотрят на развитие продуктовой части.

Рома Маресов полностью погружается в продукт и детально изучает процессы изнутри. Выходит в ПВЗ Яндекс Маркета, смотрит, как его используют клиенты, как работают сотрудники, выходит на линию курьерской доставки. Меня очень вдохновляет такой подход.

Книги и статьи. Посоветую бестселлер Роба Фитцпатрика «Спроси маму: как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?». Она учит коммуницировать с пользователями, узнавать их потребности и извлекать из их ответов идеи для бизнеса.

Нравятся медиаматериалы о продуктах и продактах на VC и Хабре. Там можно найти материалы от топовых продактов внутри крупных компаний, не только в России, но и за рубежом, и узнать, как они как развивают продукты. Я слежу за блогами Яндекса, Авито и Тинькофф.

Рекомендую не зацикливаться только на продуктовой литературе, а ещё читать литературу по психологии. Разбираться, как ведут себя люди, как работает мозг. Ещё во время учебы в университете я прочла книгу Эстанислао Бахраха «Гибкий ум», и она до сих пор на меня влияет. Она рассказывает, как работают наши полушария и подсознание. Такие книги помогают понять, как мыслит пользователь, который покупает продукт, какие у него потребности и мотивы.

Читайте и художественную литературу. Мои любимые книги — детские, «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона и «Затерянный мир» Артура Конана Дойла. Эти книги — про постоянные факапы. Про план, которого мы придерживаемся. Но он не прямолинейный, а с падениями и взлетами, как корабль на волнах в шторм. И то, как ведут себя персонажи внутри этих книг, — очень применительно к продактам внутри любых компаний. Мы тоже как на волнах — метрики продукта могут быть на взлёте или на спаде. И нужно привыкнуть, что идеально, как мы хотели, никогда не будет, — это нормально.

А ещё это книги про путешествия. И я думаю, что, если вы занимаетесь продуктом — вам интересно читать про путешествия. Потому что продакт-менеджмент — это история про вечный путь.

Нетворкинг. Не совсем про ресурсы, но не могу не затронуть эту тему. Внедряйтесь в комьюнити, участвуйте в хакатонах и соревнованиях. Ходите на продакт-митапы, на митапы разработки, знакомьтесь с людьми. Нетворкинг открывает вам карьерные возможности и новые пути для развития. Сейчас появляется много площадок, сервисов для нетворкинга типа Random Coffee, где можно знакомиться конкретно под цели, под проекты.

Мы живём в такой век, когда нет ничего стабильного. Находимся в постоянном потоке, постоянно что-то изучаем и делаем. Очень важно засинхрониться с людьми, которые работают с вами в одной сфере, чтобы понимать, что вы в рынке, в трендах и смотрите в одну сторону с течением времени.

1919
22
3 комментария

А ещё это книги про путешествия. И я думаю, что, если вы занимаетесь продуктом — вам интересно читать про путешествия.

3
Ответить

Это действительно интересная и полезная тема! Такое множество людей с разных сфер деятельности мечтают начать карьеру в продакт-менеджменте и ваш рассказ как руководителя будет очень информативным и полезным для таких людей, включая меня самого.

Ответить

Вообще крутая профессия. По сути безопасный инкубатор для тех (начинающих предпринимателей), кто хочет сделать свой бизнес, но пока нет базовых навыков или какого-то капитала.

Ответить