Банковский маркетинг и дополненная реальность – полезный инструмент или модная безделушка?

Как далеко может зайти отечественный маркетолог в одном из самых консервативных сегментов рынка? Насколько актуальны новинки искусственного интеллекта и дополненной реальности для продвижения банков? Я Алина Абдулова, СЕО маркетинговой компании «РУССМАРКЕТ», сегодня делюсь своими соображениями по этим вопросам.

Банковский маркетинг и дополненная реальность – полезный инструмент или модная безделушка?

Что там у нас с метавселенными?

Использование виртуальных миров на отечественном рынке далеко не новость. Один только Roblox за прошлый год россияне закачали в свои смартфоны 10 млн. раз. Количество кейсов в 23-ем году выросло аж в 3 раза относительно предыдущего, в их числе, кстати, метавселенная «Сбера» (охват 36 млн пользователей). Что касается мировых трендов, Fortnight в ушедшем году фиксировала очередной рекорд по количеству игроков за сутки – 44 млн человек. А вот метавселенная господина Цукерберга как-то не пользуется популярностью, да и в целом существует множество абсолютно провальных проектов. Почему так происходит? На мой взгляд, есть несколько основных причин:

  • метавселенные строятся на общении, но далеко не все сегменты аудитории стремятся к непонятному и неизведанному уровню коммуникации в 3D-комнатах с аватарами (как минимум, взрослая аудитория в большинстве своем);
  • наибольшую популярность метаверс-проекты набрали именно у любителей игр. А это далеко не весь сегмент взрослой платежеспособной аудитории (особенно, если речь о финансовых продуктах и услугах – интересно посмотреть исследования о возрастном сегменте ЦА);
  • для того, чтобы метавселенные стали массовым средством общения (и времяпровождения) необходимо широкое распространение все тех же технологий – VR-очков. Им нужно значительно подешеветь, стать проще и удобнее в использовании.

Что касается последнего пункта, новый релиз очков от Apple Vision Pro явно перезапустил процессы интеграции метаверс-проектов в нашу жизнь и меркетинговые активации. Ждем развития событий – метавселенные дают безграничные возможности маркетологам, даже в самых консервативных сферах.

Банковский маркетинг и дополненная реальность – полезный инструмент или модная безделушка?

Не прихоть, а поступательное движение

ВТБ запустили тест собственного метаверс-проекта, аналогичного Roblox. Планируется проведение онлайн-мероприятий с максимальным эффектом присутствия. На первых этапах метавселенная станет своеобразным инструментом корпоративного общения внутри компании, а вовсе не игрой. Далее проект будет оснащен банковскими киберофисами. И вот этот формат уже будет использоваться для привлечения более молодого сегмента аудитории банка. Здесь им и предложат самые разные финпродукты и услуги.

Уже сейчас платформа предлагает выбрать 3D-аватар, который сможет взаимодействовать с виртуальными объектами вселенной, перемещаться и проявлять самые разные эмоции. Пользователям доступны несколько локаций, среди которых главный офис, расположенный в «Москва-сити».

Кстати, в 2019 году ВТБ тестировали сервис оформления VR-ипотеки. Он давал возможность оценить квартиру и район проживания в виртуальной реальности. То есть мы наблюдаем вполне закономерное развитие в использовании AR- и VR-инструментов для маркетинговых задач.

Банковский маркетинг и дополненная реальность – полезный инструмент или модная безделушка?

Когда одной реальности мало

А «Сбер» стал генеральным партнером крупного и очень красивого проекта Третьяковки. Речь об экспозиции «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Центр технологий Метаверса «Сбера» и «Сбермаркетинг Event Lab» в соавторстве с ИИ создали «ожившие» полотна Виктора и Аполлинария Васнецовых. Та самая дополненная реальность возникает в момент наведения камеры вашего девайса на произведения экспозиции. Ладно, ход не новый. Но «Сбер» ювелирно использует все возможности взаимодействия с классическим (общепринятым) искусством для своих (коммерческих) целей. И это прекрасно.

Идея слияния художественной и нашей с вами реальности поддержана выпуском ролика – персонажи и образы с известных полотен вплетаются в привычную городскую среду, потом, естественным образом оказываются на банковских картах. Мне кажется, это не только красивый, но и интересный пример, показывающий с чего именно стартует кампания. На первом этапе это выглядит как красивый проект взаимодействия искусства с дополненной реальностью. Никто будто не говорит о продвижении продукта или решении корпоративных задач. И, вуаля! А вот вам карта с новым лимитированным дизайном!

Кстати, не так давно выходили релизы о переговорах «Сбера» о покупке «Нетологии» и еще одной онлайн-школы – «Фоксфорд». Интересно, будет ли использоваться дополненная реальность в продвижении этих кейсов?

Консервативная сфера

Оказывается, банки и финансовый сектор в целом не такие уж и закрытые, когда речь заходит об активации клиента, особенно самого юного сегмента ЦА. Вот здесь примеры, по которым отлично видно, как «помолодела» эта самая аудитория банковских продуктов.

Самые свежие кейсы только двух крупных российских банков и статистика посещения метаверс-проектов отечественными пользователями, дают следующую картину:

  • AR/VR-технологии точно будут востребованы, особенно, если дальнейшие разработки помогут удешевить (и упростить) производство, стоимость, использование;
  • метавселенные точно интересны российским банкам для внедрения и продвижения, как внутренних корпоративных систем, так и внешних, клиентских продуктов;
  • метаверс-проекты (пока) чаще становятся только одним из этапов кампании. Но будущее неотвратимо наступает на нас с вами, попутно меняя реальность, в том числе виртуальную.

Живем дальше и смотрим, что там будет)

22
5 комментариев

Главное, чтобы финансы оставались реальными..)

1
Ответить

Считаю важным быть готовыми к изменениям и постоянно анализировать рынок и потребности клиентов, чтобы выбрать наиболее эффективные технологические решения.

1
Ответить

Согласна)

Ответить

спасибо за интересные статьи

1
Ответить

👍

Ответить