Выжить в рознице: стоит ли сейчас менять профессию

Кризис — время, когда работники торговли вынужденно меняют профессию или ищут дополнительные способы заработать и новые проекты. Но нынешние условия добавляют специфичности положению — некоторые сферы заблокированы, а доступные, как правило связанные с e-commerce, по силам лишь специалистам из смежных индустрий или со схожим опытом работы.

Выжить в рознице: стоит ли сейчас менять профессию

Ситуация усиливается негативным трендом рынка труда: по данным Antal Russia, 12% компаний ещё в феврале прекратили набор сотрудников, а в марте — уже 40% работодателей. Найм новых специалистов взамен уволенных сократился с 47 до 21%.

Стоит ли сейчас размещать резюме на сайте поиска работы, менять сферу или забираться на новую карьерную ступень? Или как говорили участники «Квартета И» в фильме «День радио» — лучше «Чуть-чуть подождать»? Прогнозировать, когда ситуация, в которой мы оказались, закончиться, дело неблагодарное. Ясно одно — рынок сфер, которые главным образом затронул кризис, откатится в объемах назад на месяцы или даже годы, он будет долго восстанавливаться, и эту затяжную осаду не все будут готовы выдержать.

Сегодня мы часто слышим от клиентов из сферы торговли и коллег из отделов продаж, бренд-менеджеров и категорийщиков о желании пойти работать на сторону маркетплейса или к онлайн-ритейлеру. Устроиться не курьером, конечно, а менеджером по сопровождению брендов или аккаунт-директором. Эти компании защищены на годы вперед, особенно с учетом изменений потребительских привычек. Разберём ниже с какими сложностями сталкиваются специалисты, задумавшие уйти из бренда на сторону маркетплейса и полностью посвятить себя диджитал и онлайну.

Предположим, вы работаете в PR-отделе или бренд-менеджером на стороне крупного бренда-производителя. Перспектива начать работать в другой сфере больших опасений не вызывает, выстраивание взаимоотношений с медиа и партнерами — это универсальные навыки. Пробел в знании инструментария продвижения бренда в онлайн-ритейле заполнят курсы. При отсутствии реального опыта эти знания не создают дополнительной ценности для вас как для кандидата на вакансию. Например, в Ozon.ru гораздо проще попасть сотрудникам агентств, которые занимаются медийным продвижением, знают и применяют перфоманс-инструментарий.

Однако ваши навыки и знания сферы традиционной торговли по-прежнему ценны для бренда. Поэтому наиболее безопасный, надежный и последовательный трек — переход в подразделение e-commerce. Тогда вы не меняете сторону бренда, но корректируете род деятельности. Далее, повышаете квалификацию вкупе с сопровождением, сначала небольших, а потом и комплексных диджитал-проектов. И завершающим этапом делаете переход на сторону площадки, имея на руках соответствующие реальные навыки и опыт. Вопрос в том, нужен ли вам будет этот переход, ведь направление D2C внутри компаний также набирает обороты, но это уже другая история.

Аккаунт-директор Ozon Performance Дмитрий Буров на конференции IDRF’20 выделил 4 ключевых навыка специалиста по онлайн-ритейлу:

  • Понимание принципов работы performance-инструментов;
  • Опыт работы key account manager при управлении продажами площадке;
  • Готовность к тестам и экспериментам;
  • Готовность координировать работу бренд и трейд-команды.
Ключевые навыки специалиста по онлайн-ритейлу от Дмитрия Бурова из Ozon
Ключевые навыки специалиста по онлайн-ритейлу от Дмитрия Бурова из Ozon

Руководитель торговой платформы российского подразделения AliExpress Герман Ваймер, добавляет к этому умение учиться и переучиваться, действовать быстро, находить и структурировать информацию, понимание базовых технологий работы маркетплейсов, а также использовать данные и делать из них полезные выводы.

Качества успешного продавца по мнению Германа Ваймера из AliExpress Россия
Качества успешного продавца по мнению Германа Ваймера из AliExpress Россия

Согласно исследованию HeadHunter, в России в период COVID-19 число вакансий в сфере онлайн-ритейл менеджмента выросло почти в 2,3 раза (+127%).

Рост спроса на онлайн-ритейл менеджеров в России
Рост спроса на онлайн-ритейл менеджеров в России

В ответ на это маркетплейсы создали образовательные программы для брендов и мерчантов, поскольку заинтересованы в их развитии и онбординге:

  • Ozon совсем недавно запустил E-commerce Online School. В лекционном формате на видео продавцы делятся опытом, а представители площадки рассказывают о ее возможностях;
  • AliExpress проводит вебинары и обновляет базу знаний для селлеров, продолжает развивать свой блог;
  • Мы также, являясь компанией, создающей технологические продукты для онлайн-ритейла, которые позволяют лучше продавать на площадках, с 12 мая запустили школу для онлайн-ритейл менеджеров Online Retail Management school — комплексный курс, который помимо работы на площадках охватывает все сферы новой профессии онлайн-ритейл менеджмента: от создания и дистрибуции контента, до фулфилмента и аналитики.
Школа для онлайн-ритейл менеджеров <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2F24orm.school&postId=125829" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Online Retail Management school</a>
Школа для онлайн-ритейл менеджеров Online Retail Management school

Когда идеальный шторм стихнет, индустрия не досчитается многих компаний, бизнесов, профессий. Однако на их место придут новые. Было бы кощунством повторять набившую сегодня оскомину фразу, что кризис — это время возможностей. Однако кризис — это точно не то время, когда нужно сидеть сложа руки. Важно быстро признать реальность, скорректировать курс и действовать смело, искать новые варианты, требовать от себя максимум.

Что можно сделать уже завтра:

  • Сделать исследование на hh — какие требования предъявляются к кандидатам желаемой должности или специальности, и как можно эти знания и навыки получить;
  • Ответить на вопрос — есть ли внутри компании подразделения или проекты, связанные с e-commerce и онлайн-ритейлом, какие проекты начального уровня можно начать сопровождать;
  • Определить шаги по переходу в это подразделение и обсудить это с руководителем или эйчаром.
1212
1 комментарий

Еще Герман Ваймер упоминал, что ключевыми "свойствами" сотрудников – будет умение работать и управлять командой, быстрая обучаемость и терпимость к неизвестности, любовь к быстрым экспериментам и ошибкам (fail-fast), а также аналитическое мышление.

2
Ответить