Царский автопарк: нераскрытая история исчезновения

Самодержца Всероссийского к автомобильным прогулкам пристрастил князь Владимир Николаевич Орлов, катая Николая II в своем личном автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville).

Сразу оговорюсь, что не выясняла является ли В.Н. Орлов потомком тех самых Орловых, возведших на престол Екатерину II, но происхождение его определенно знатное.

Князь родился в семье чрезвычайного посланника и полномочного министра в Брюсселе, Париже и Берлине князя Николая Орлова (1827—1885) и урожденной княжны Екатерины Трубецкой.

Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.
Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.

Император был впечатлен, в своём дневнике он делал пометки о совместных поездках и в конце концов в нём появилась запись о том, что пора бы и перестать пользоваться любезностью князя Владимира Николаевича и начать ездить на собственном автотранспорте.

В 1905 году был отдан приказ о приобретении сразу пяти автомобилей. Автомобилями императорской семьи стали «Делоне-Бельвиль» с аббревиатурой SMT и два «Мерседеса».

SMT на борту царского Delaunay-Belleville следовало расшифровывать как Sa Majeste La Tsar — «Его Величество Царь». Ещё два «Мерседеса» обслуживали свиту.

Так появился Собственный Его Императорского Величества гараж (СЕИВГ), заведовать которым был назначен, естественно, князь В.Н. Орлов.

Delaunay-Belleville и Bebe Peugeot. Гараж Особого Назначения. Москва.
Delaunay-Belleville и Bebe Peugeot. Гараж Особого Назначения. Москва.

Зеленый крошка «Пежо» (Bebe Peugeot) был изготовлен по специальному заказу для цесаревича Алексея. В сети можно найти ч/б снимки, на которых в Bebe Peugeot запечатлены отец и сын. Кстати, автомобиль способен был разогнаться до 60 км/час.

Специально даю крупные планы — это машины невероятной красоты. Полноразмерные фотографии приглашаю смотреть на большом мониторе на нашем сайте.

Первая загадка: и французский, и немецкий автомобили праворульные. Почему?…

Царский автопарк: нераскрытая история исчезновения

Семью государя обслуживали лишь лучшие мировые автопроизводители и каретные мастерские (в то время кузова ещё изготовляли каретники).

К сожалению, оба царских автомобиля — искусные копии, их оригиналы утрачены.

Царский автопарк: нераскрытая история исчезновения

Царский Mercedes. Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.

Царский автопарк: нераскрытая история исчезновения

Парк автомобилей неуклонно рос, нашему Государю негоже было отставать от родственников, европейских монархов.

Царский автопарк: нераскрытая история исчезновения

К началу Первой мировой войны Императорский гараж мог похвастаться одним из лучших автопарков в Европе с самыми современными, дорогими и технически совершенными автомобилями разных марок: от Delaunay-Belleville до Daimler-Motoren-Gesellschaft.

Императорское автомобильное турне в Европу.
Императорское автомобильное турне в Европу.

После отречения Николая II от престола все 56 автомобилей перешли в распоряжение Временного правительства.

Власть поменялась ещё раз, и судьба царских машин приняла и вовсе детективный оборот.

Подпишитесь на наш ТГ канал и первыми получайте анонсы публикаций

После Октябрьской революции на одном из автомобилей катались Ленин и Троцкий, другой был тайно вывезен в Финляндию и переделан в… автобус. Куда подевались ещё 54 дорогущих авто, неизвестно, а ведь не иголка в стоге сена.

Накатавшись на мастодонтах автомобилестроения, с царских авто Ленин пересел в Роллс-Ройсы — о вкусах, как говорится, не спорят. Мне очень нравятся ретроавтомобили, но в данном случае вы не находите, что он несколько угловат?

Персональный Роллс-Ройс Ульянова-Ленина. Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.
Персональный Роллс-Ройс Ульянова-Ленина. Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.

Не могу не упомянуть, что последний наш самодержец заботился не только о своём эффектном выезде. Уже в 1903 году фельдъегерская служба тоже пересела на автомобили.

Были среди них и российские, в частности, на службе состоял лимузин завода «Г.А. Лесснер», владелец которого еще в 1901 году подписал договор об эксклюзивном праве на торговлю в России продукцией Daimler и Loutzk-Daimler, а также производить двигатели внутреннего сгорания и сами автомобили по лицензии.

Царский автопарк: нераскрытая история исчезновения
Царский автопарк: нераскрытая история исчезновения

В тридцатые годы фельдсвязисты использовала вполне симпатичные ГАЗ-А, это была лицензионная модель Ford с кузовом фаэтон, а потом в истории спецсвязи случился Москвич…

МЗМА-400-422. Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.
МЗМА-400-422. Гараж Особого Назначения. ВДНХ. Москва.
Царский автопарк: нераскрытая история исчезновения

Деревянные двери, ручка — просто слов нет, раритет, что и говорить. С 1948 по 1956 было выпущено 11129 машин.

Выдохните, у Службы спецсвязи уже всё вновь хорошо, её современные автомобили тоже представлены в Гараже на ВДНХ.

«Москвич» — автомобиль Спецсвязи. Гараж Особого Назначения. Москва.
«Москвич» — автомобиль Спецсвязи. Гараж Особого Назначения. Москва.
Царский автопарк: нераскрытая история исчезновения

А теперь из прошлого возвращаемся в настоящее. На входе у касс вас встретит и предложит чашечку кофе самый настоящий робот-бариста, правда в наше посещение он взял выходной ))

Продолжение рассказа об автомобилях первых лиц государства: Император-Сталин-Путин: гараж особого назначения читайте в нашем блоге.

Всем счастливых дорог!

22
22
17 комментариев

Какой раритет, интересно какова цена данных автомобилей

1
Ответить

Это лучше спросить у Задорожного. У него целый зал таких раритетов.

1
Ответить

Ничего себе даже роллс ройсы были в его ассортименте

1
Ответить

конечно, это уже серьезно

Ответить

Будь у меня лишние деньги, первое что бы я сделал, так это начал бы коллекционировать машины прошлых лет, настолько это красиво))

1
Ответить

Красивое хобби.

Ответить

Вот это красота)

1
Ответить