Как ИИ-технологии изменят рынок Ecommerce в РФ и в остальном мире через 3-5 лет?

Рассмотрим уникальный взгляд международных экспертов на развитие онлайн торговли. Как ИИ повлияет на рынок? Что ожидать российским предпринимателям? Почему маркетплейсы не готовы к трансформации? Ответы найдете в статье.

Привет, меня зовут Максим, аналитик Hooglink.Agency. Наше агентство продвигает товары на Авито и через Я.Директ. Это наш телеграм-канал, где уже более 5100 предпринимателей, для которых мы рассказываем о продвижении товарного бизнеса, делимся кейсами, делаем обзор ниш, обозреваем новости ecom.

Сегодня из каждого утюга можно услышать о том как ИИ меняет ландшафт в мире Ecom.

К сведению, уже сейчас согласно исследованию IBM Global AI Adoption Index более 44% компаний уже занимаются интеграцией ИИ в текущие процессы.

По мнению международных экспертов уже через 3-5 лет eCommerce может измениться до неузнаваемости. Но революция произойдет не в самих маркетплейсах, а со именно стороны покупателя.

Что имеется в виду?

ИИ-технологии развиваются так стремительно, что изменения происходят не только в том, как оперируют компании и селлеры, но и в самом поведении покупателя. И огромную роль в этом по мнению экспертов будут играть личные ИИ-ассистенты, которые вскоре появятся на всех смартфонах.

Кстати, еще 5 месяцев назад в Samsung заявили, что занимаются развитием персональных ИИ-ассистентов. Они будут помогать пользователям выбирать товар, согласно нуждам пользователя.

Вот вам пример.

Как ИИ-технологии изменят рынок Ecommerce в РФ и в остальном мире через 3-5 лет?

Выше изображен новый вид зубной щетки.

Она оснащена блютузом, чипом и камерой. Каждый раз, когда человек чистит зубы, инфа передается ассистенту. Ассистент анализирует данные. И используя свою огромную “базу зубов” определяет проблему с зубами и подбирает подходящую пасту из 29 тысяч брендов.

Именну ту, которая лучше всего подходит тебе.

Только ей оказывается не распиаренный Колгейт, Бленд-а-мед или Парадонтакст, а малоизвестный индийский бренд.

Как ИИ-технологии изменят рынок Ecommerce в РФ и в остальном мире через 3-5 лет?

Другими словами, ассистент выбирает продукт, опираясь не на его известность, а на то что подходит именно тебе в твоем конкретном случае.

Если бы ты зашел на ВБ или Озон, то тебе предложили бы товар производителя, который просто больше денег влил в рекламу. Но в этом случае ассистент будет защищает личные интересы потребителя, ему все равно кто, где и сколько заплатил за рекламу.

Его главная функция - помочь тебе с выбором продукта.

Дело, естественно, не ограничивается только зубами, а затрагивает все возможные сферы.

Тренд на клиентоцентричность

По мнению международного эксперта по бизнес-стратегиям и основателя консалтинговой компании Macroscope Consulting, Гаррета Джонстона, такое развитие событий неизбежно приведет к переходу бизнеса с модели “клиентоориентированности” к модели “клиентоцентричности”.

Клиентоориентированность - это про довольного клиента. Этот тот минимум клиентского сервиса который необходимо обеспечить, чтобы клиент не ушел. И это сейчас большинство бизнесов в РФ, включая те же маркетплейсы.

Клиентоцентричность - про более крутого и успешного клиента. Задача сделать клиента лучше, богаче, здоровее и тд. В таком бизнесе самый главный финансовый актив - клиент.

То есть, не просто продавать классные фотоаппараты, а помогать стать лучше как фотограф. Не просто продавать матрасы, а обеспечить здоровый сон клиенту.

Если мы говорим про eCommerce, то примером такого бизнеса может быть Shopify. Тоже в основе платформенный бизнес, как и Amazon. Но в отличие от него Shopify старается сделать тебя лучшим продавцом. Они предоставляют инструменты для построения бренда, бесплатные приложения от партнеров, учит как строить маркетинг, работать с учетом.

Спектр решений от Shopify 
Спектр решений от Shopify 

Поэтому он и обрел свою популярность в эпоху доминирования Amazon.

Как и говорили ранее, в будущем у каждого человека будет личный ИИ-помощник, который ищет продукты и услуги по всему интернету исходя из пожеланий пользователя.

Критериями подбора будут данные о конкретном человеке, а не рекламная и поисковая выдача или самые популярные предложения на маркетплейсе.

А это значит, что выбор ассистентов падет на бизнес, который максимально ориентирован на клиента, т.е. клиентоцентричный бизнес.

Гарретт считает, что изменения произойдут не через 10-15 лет, а уже через 3-5 лет. А сейчас предпринимателям нужно переходить на модель клиентоцентричности, т.к. это не вопрос увеличения прибыли. Это вопрос выживания.

Что будет с любимыми маркетплейсами?

И вот чтобы перейти к такой клиентоориентированности, большим маркетплейсам типа Wildberries и Ozon придется кардинально менять свои бизнес-процессы. Потому что схема работы маркетплейса заключается в том, чтобы

Во-первых, собрать в одном месте покупателей и продавцов.

Во-вторых, продать как можно больше товаров. Причем маркетплейсы не ориентированы на закрытие потребностей клиента. Они ориентируются на количестве транзакций.

Можно ли сказать, что МП пытаются обогатить своих селлеров? Скорее наоборот, и мы наблюдаем из года в год повышение комиссий, штрафы и т.д.

Может ли маркетплейс предложить зубную пасту, которая решит его индивидуальную проблему клиента? Вря

И это обычная бизнес-модель маркетплейсов - завлечь на платформу, завоевать большую долю рынка, а дальше закрутить гайки.

Если верить экспертам, то для маркетплейсов трансформация в клиентоцентричность будет достаточно болезненная и затратная. Потому что придется менять фундаментальные элементы бизнес-модели.

В этом плане легче будет нишевым маркетплейсам и специализированным магазинам, которые априори больше фокусируются на нужды покупателей.

Подписывайся на наш телеграм-канал, тут мы рассказываем о продвижении товарного бизнеса, делимся кейсами, делаем обзор ниш, обозреваем новости ecom.

4848
88
49 комментариев

Как говорится "поживем, посмотрим", несмотря на примеры и аналитические данные в статье, все равно информация кажется утопической

9

Таки да. Но если вы заметили, частенько все утопическое в какой-то момент воплощается в жизнь)

2

Классное слово клиентроцентричность, но ведь полно массовой продукции, которая вообще не предусматривает индивидуальный подход.
Сложно пока представить такой рынок.

5

Скептицизм понятен. Хотя бывают факторы, которые заметно ускоряют изменения на рынке . Тот же Ковид.
Где бы наш еком был без него?)

но ведь полно массовой продукции, которая вообще не предусматривает индивидуальный подходОна и останется. Для массового потребителя

Какой-то инфантильный взгляд. Как ты можешь доверять ИИ если не ты его написал? В итоге ты берешь подписку или получаешь бесплатно ИИ ассистента от -ии бренд-, но ведь разработчику надо отбить бабки! В итоге тебе ии рекомендует "нужные" продукты и услуги за которые занесли рекламодатели. Это же бизнес, а не благотворительность. ИИ сам по себе может ни в чем не заинтересован, а вот его разрабы кушать хотят

4

По подписке в чем проблема собирать деньги?