Внедрение CRM-системы: как «договориться» с сотрудниками

Всем привет! Я Виолетта, нейроблогер Комплето. Рассказываю про бизнес и маркетинг в B2B.

Быстрое развитие рынка и появление новых технологий, изменение пользовательских предпочтений и другие внешние факторы буквально вынуждают бизнес не стоять на месте.

Отчасти это выливается в упор на построение долгосрочных отношений с потенциальными и текущими клиентами, что, в свою очередь, невозможно без эффективной работы отдела продаж.

Сегодня поделюсь опытом и расскажу, как можно «продать» возможности автоматизации с помощью CRM сотрудникам, чтобы избежать «саботажа» и подарить своему бизнесу новые пути развития.

Содержание

Гибкость и адаптивность — необходимые качества современного бизнеса

«Адаптивный, гибкий, ориентированный на клиента» — определение того бизнеса, который нацелен на успешное развитие в нынешних реалиях.

А быть таким он не сможет, если не будет постоянно оптимизировать бизнес-процессы, пересматривать пул рабочих инструментов, внедрять и тестировать новые тактики, методы, механики и схемы.

Не отрицаю, что постоянные обновления и изменения — процесс, вызывающий много страхов и сложностей.

К слову, опасения из-за внедрения CRM-системы часто возникают из-за недостаточного понимания преимуществ новой схемы работы, боязни не суметь «подружиться» с новыми технологиями и отсутствия возможности попросить помощь при появлении трудностей.

Но достигнуть высот не получится без своевременной автоматизации.

Главное, избежать или нивелировать сопротивление сотрудников и сделать переход к новым правилам работы как можно более мягким.

Делюсь с вами бесплатным чек-листом, который поможет определить, нужна ли вашему бизнесу CRM-система.

Преимущества CRM для «продажников»

CRM-система (Customer Relationship Management system или системы управления взаимоотношениями с клиентами) дает «буст» к оптимизации работы отдела продаж и увеличению их продуктивности, потому что CRM

1. обеспечивает автоматизацию рутинных процессов

Возможности CRM позволяют автоматизировать управление контактами, отслеживать сделки, отправлять уведомления и напоминания.

Сэкономленное же время можно потратить на решение стратегических задач. Например, проработать схему взаимодействия с ключевыми клиентами.

2. позволяет выстроить воронки как первичных, так и повторных продаж

При этом не забывая о специфике построения процесса продаж в целом и отдельным категориям клиентов, а также нюансы работы сотрудников.

Это дает возможность разработать воронку продаж, например, для специалистов по входящим заявкам, другую — для торговых представителей, а также разделить в соответствии с этапами их kpi.

3. помогает лучше управлять клиентской базой

За счет централизованного хранения данных о клиентах и каждом их взаимодействии с компанией, а также реакциях на маркетинговые активности, предпочтениях, потребностях и всех важных особенностях.

Используя это преимущество, можно готовить персонализированные предложения клиентам, что улучшает пользовательский опыт, «прокачивает» уровень обслуживания и облегчает сотрудникам достижение поставленных kpi.

4. способствует росту продаж за счет использования инструментов аналитики и настройки отчетности

Эти инструменты позволяют отслеживать основные показатели отдела продаж (текущий статус сделок, конверсию, процент выполненных/проваленных сделок, удовлетворенность клиентов и другие) и оценивать эффективность маркетинговых кампаний.

Основываясь на этих данных, будет легче принимать взвешенные управленческие решения, оценивать текущую конкурентоспособность компании и планировать ее дальнейшее развитие.

Кстати, через какие каналы запускать автоворонки и какой логики придерживаться при их построении, я рассказывала в этой статье. Рекомендую ознакомиться, если пропустили.

Анализируем потребности отдела продаж

Конечно, хочется внедрить изменения в разумные сроки, не допуская дополнительных рисков и не разрушая с таким трудом налаженные рабочие процессы.

Это возможно, если изначально верно определить потребности сотрудников, которые в первую очередь должна удовлетворить CRM-система, и, отталкиваясь от этого, выделить важные нюансы соответствия.

Рекомендую пройти следующие три шага.

№1. Проведение интервью с «продажниками»

Выяснить реальные проблемы и потребности сотрудников можно, только пообщавшись с ними лично.

К интервью подготовьтесь качественно и задавайте вопросы в том числе об опыте работы с текущим функционалом. Может, сотрудников беспокоят проблемы с доступом к информации/распределением ролей, не хватает аналитических отчетов и возможности работать с данными в «режиме одного окна» и не только.

№2. Анализ бизнес-процессов отдела

Объективно исследуйте текущие процессы, определите их слабые и сильные стороны, выявите существующие и возможные риски, которые следует устранить, и преимущества, которые необходимо сохранить, приумножить и использовать как точку роста.

№3. Определение базовых критериев отбора CRM

Базируясь на всей полученной информации, выделите критерии, которым обязательно должна соответствовать CRM-система, а также те характеристики, отсутствие которых не будет критичным.

Облегчить задачу может чек-лист: «Что должно быть в CRM-системе».

По моему опыту, часто выделяют:

  • интеграцию с уже существующими системами: телефонией, электронной почтой, ERP-системами, нужной версией учетного ПО;
  • удобство и простоту использования. Рекомендую выбирать интуитивно понятную CRM, со своей базой знаний знаний, способной предоставить ответ на часто задаваемые вопросы и подсказать, как настроить нужные процессы;
  • функциональность. А именно то, какие предоставляются возможности по эффективному управлению базой клиентов и сделками;
  • подробную аналитику и отчетность. Чтобы собирать данные, оценивать получаемые сведения и в полной мере управлять процессами.

Если до этого рассматриваемая CRM не дает по kpi сотрудников настраивать необходимую в вашем случае аналитику и формировать шаблонные и индивидуальные отчеты, то советую искать другого «кандидата».

Например:

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Допустим, вы прошли все вышеперечисленные шаги, составили список требований к будущей CRM-системе и даже выбрали самую подходящую «по всем фронтам».

Теперь необходимо «продать» CRM сотрудникам.

Рассказываю дальше, как это сделать мягко и действенно.

Ключи к успеху — обучение и поддержка

Необходимо убедить сотрудников в полезности и необходимости CRM-системы, с чем помогут грамотно выстроенный процесс обучения и корректная мотивация.

Первым делом определите состав обучаемых групп и разделите их в зависимости от уровня опыта сотрудников и выполняемой роли.

Затем подготовьте учебные материалы: руководства пользователя, видеоуроки и онлайн-курсы, дневник прохождения обучения. И, конечно, продумайте задания для проверки усвоения полученной информации.

Важно: обучающие материалы должны отличаться в зависимости от специфики деятельности работников.

После завершения подготовительного этапа можно проводить тренинги и воркшопы для закрепления полученных знаний.

Также не забывайте про поддержку и консультацию обучаемых:

  • выберите ответственных за обучение сотрудников (одного или команду) для быстрого реагирования на поступающие вопросы и нивелирования проблем;
  • разработайте алгоритм обращения к ним (как обратиться, каков срок ожидания ответа, как отправить заявку повторно и т.д.), а также заранее подготовьте ответы на наиболее очевидные вопросы;
  • постройте схему проведения консультаций и организуйте регулярные встречи (сессии), где лично или в команде можно будет обсудить проблемы и возникшие сложности, поделиться опытом и определить решения.

А чтобы сотрудники быстрее включились в процесс использования CRM и продуктивно выполняли задачи:

1. установите цели и метрики: определите основные показатели эффективности работы с CRM и задайте целевые показатели для обучаемых;

2. добавьте стимулы и поощрения для всех, кто успешно выполнил kpi. С сотрудниками, не достигшими заданных целей, проведите отдельную работу.

Все эти действия напоминают отработку негативного клиентского опыта: вам нужно мягко, но непреклонно выяснить причины недостижения целей, успокоить сотрудника и выстроить план по совместному преодолению возникших препятствий.

3. собирайте обратную связь и оперативно на нее реагируйте. Так вы дадите сотрудникам понять, что их мнение и успехи действительно важны.

Организованный процесс обучения и консультации также принесут пользу и самому бизнесу: вы с другой стороны сможете взглянуть на бизнес-процессы, улучшить то,

Адаптивность помогает компании повышать конкурентоспособность, лучше разбираться в целевой аудитории, а также качественнее монетизировать взаимодействие с ней.

Конечно, бывает так, что все действия не возымели успеха и не снизили сопротивляемость нововведениям.

Что делать в таком случае?

Определяем причины «саботажа»

Необходимо:

  1. выявить опасения и страхи, которые работники скрыли на первом интервью. Проведите с ними еще одну или несколько бесед с ними;
  2. определить причины «провала»: вполне возможно, обучение оказалось поверхностным, обратная связь — неинформативной, помощь — несвоевременной;
  3. проанализировать выявленные причины и оптимизировать процесс внедрения CRM, улучшить процесс обучения и поддержки сотрудников.

Для сглаживания сопротивления советую использовать следующие стратегии:

  1. «Коммуникация и прозрачность». Объясните пошагово работникам все преимущества CRM и ее возможности, призванные помочь им повысить результативность и уменьшить количество потерянных клиентов;
  2. «Максимальная вовлеченность». Подключите весь отдел продаж не только к планированию и выбору CRM-системы, но и к настройке процессов, чтобы они осознали свою значимость и смогли сразу озвучить свое мнение и отказаться от какого-то варианта.

Как показывает мой опыт, функционал CRM осваивается быстрее при поддержке и вовлечении сотрудников.

И, конечно, вы быстрее увидите результат в виде роста продаж, если качественно подготовитесь к переходу.

Персонализированный подход — путь к «светлому будущему»

Если вы хотите избежать негатива от отдела продаж, представьте, что сотрудники — ваши самые ценные клиенты, и выбирайте такой подход, который поможет наладить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество.

Так вам будет проще понять и проанализировать их потребности и интересы, понять нюансы работы, определить проблемы и выстроить план по их нивелированию с помощью CRM.

Вовлекая сотрудников в процессы, эффективно взаимодействуя с ними на этапах выбора и внедрения системы, собирая и обрабатывая обратную связь, вы снизите сопротивление изменениям и обеспечите успешный выход на новый уровень организации процессов.

Это положительно отразится на результатах работы сотрудников, прибыли компании и перспективах ее развития.

Делюсь с самыми внимательными «полезностью»: чек-листом, который поможет понять, как улучшить клиентский опыт и удержать клиентов.

Еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в telegram-канале.

До связи!

44
2 комментария

Что - то вижу преимущества руководителям и РОПу. А для продавцов это головная боль. Больше контроля, показателей. Кажется crm продавцам уж точно не нужна.

безусловно, CRM помогает бизнесу увеличить продажи, плюс и радует повышением эффективности сотрудников.

Но и польза для отдела продаж тоже есть: они смогут лучше понимать клиентов за счет сбора полной информации о них и фиксирования ее в одном месте, что позволит делать персонализированные предложения, от которых им будет сложнее отказаться 😉

Также не стоит забывать об автоматизации многих процессов, которые разгрузят отдел продаж.

Например, в этом кейсе я расписала, как CRM-система помогла минимизировать процент «отвала» клиентов на пути к сделке: https://vc.ru/u/2610178-violetta-iz-kompleto/1121113-b2b-keis-kak-za-4-mesyaca-vystroit-sistemu-upravleniya-prodazhami-v-crm-i-poluchit-57-mln-k-vyruchke-i-12-novyh-klientov

Ведь заключенные договора радуют не только руководителей, но и «продажников», зп которых зависит от плодотворной работы)