Бранденбургская пивная война с Чёрным аббатом или что такое Reinheitsgebot

В 1993 году немецкий Минсельхоз запретил старинной монашеской пивоварне XIV века называть своё пиво «Чёрный аббат» пивом. Это повлекло за собой два десятилетия судебных разбирательств. Битвы за «настоящее пиво» и сейчас разорачиваются в комитетах Госдумы.

Баварский закон Reinheitsgebot

Для борьбы с голодом, еретиками и господдержки экономики герцогства, в 1516 году в Баварии был принят законодательный акт, позднее признанный исследователями первым протекционистским законом в Европе. В XX столетии закон был воскрешён, и с лёгкой руки депутата баварского парламента, ему дано название — закон «О чистоте пива», Reinheitsgebot.

Поначалу, ингольштадским законом предполагалось, что из баварского пива будут исключены компоненты для хлеба: пшеница, рожь, овес. Это должно было сделать выпечку дешевле и убрать с баварского рынка пиво других регионов империи. Запрещалось варить пиво в период перед сбором урожая. Это самое скудное время в году, когда цены на хлеб достигают максимума. Пришлось варить пиво заранее, что подстегнуло традицию холодных лагеров длительной выдержки.

Традиции внесения диких трав в тогдашнем пивоварении еще сохранялись со времен Атиллы, когда пиво применялось для ритуальных целей. Травяные компоненты (дурмана, полыни и конопли) по настоянию иерархов и лендлордов были исключены. Никаких экспериментов в пивоварении, заодно и передел рынка между производителями.

Хмель лучше других трав подходил на роль консервантов для пива длинной выдержки. На более традиционных тому времени травах, многомесячное пиво просто закисало. Вполне вероятно, что зимнее длительной выдержки баварское пиво зародило традицию лагеров, хотя установить это сейчас крайне трудно.

Закон получился удачным, так как отсекал от баварского рынка пивоварни других регионов Германии и неугодных производителей, которые применяли другие исходные злаки и компоненты. Так зарождалась легенда «О настоящем чистом пиве».

Изменения закона

Жизнь шла чередом. В 1551 году в Баварии году разрешили добавлять пшеницу, корицу и лавровый лист. После открытия дрожжей — дрожжи. Потом перешли на соложёное зерно вместо цельного. После улучшения технологии обжарки — появился светлый солод, вместо темного. Закон менялся под требования и задачи времени.

Сегодня Бавария является субъектом федерального немецкого права и, как часть Германии, подчинена Римскому евродоговру. С 1987 года по решению Еврокомиссии импортые производители получили возможность продавать свои напитки как пиво в Германии, но без права ссылки на Reinheitsgebot, конечно. Нормы «чистоты пива», основанные на баварском праве были признаны протекционисткими мерами против конкуренции. Каковыми и являлсь всегда.

На сегодняшний день, по немецкому закону 1993 года, в пиве допускается применение свекольного и тростникового сахара, иных подсластителей, любого солода, хмелевых порошков и экстрактов, осветлителей и эмульгаторов, навроде поливинилпиролидона.

В других немецких землях разве не чистое пиво?

В то время как герцоги Баварские решали свои локальные политические задачи между Мюнхеном и Ингольштадтом, другие немецкие пивоварни жили своей жизнью и ничего не подозревали. Так, не позднее 1416 года в Нойцелле, в землях Бранденбурга, неподалёку от Берлина, стали варить пиво Чёрный Аббат — Schwarzen Abt. В записях монастыря за этот год указано «Каждый крестьянский двор обязуется сдать дань монастырю — семь мер хмеля за год». К слову, в Neuzeller Kloster соложёное зерно до сих пор мелят на мельнице, возраст которой уже почти сто лет. В Бранденбурге также тщательно хранят свои традиции, как в Баварии.

Политический подтекст Бранденбургской пивной войны

Нойцелле Клостер находится в Восточной части Германии, земле Бранденбург. Аббатская пивоварня Андекс Клостер — в Западной Германии, в Баварии. Объединение Западной и Восточной Германии было присоединением Восточной германии к Западной, поэтому в новой стране в первую очередь учитывались интересы предприятий Западной Германии. Многие традиционные производства Восточной Германии были закрыты или ограничены в деятельности западными техническими стандартами. Это самое произошло с традиционным пивом Черный Аббат от Neuzeller Kloster. Вдруг, Schwarzen Abt перестал считаться пивом. У баварской пивоврани Андекс Клостер таких проблем не возникло.

Несмотря на довольно мягкий закон 1993 года, Министерство сельского хозяйства ФРГ, после объединения с ГДР, просто запретило пивоварне Neuzeller Kloster называть свой продукт пивом, исходя из стандратов основаных на баварской традиции. Так началась судебная тяжба продолжительностью более 20 лет. Серия судебных процессов получила наименование Бранденбургской пивной войны, Bierkrieg. Решением высшего суда Германии в феврале 2005 года, Нойцелле Клостер c честью было возвращено право называть свой напиток пивом.

А как другие пивоварни?

Пивоварня крафта BrewDog из шотландии открыла бар в Берлине на 200 мест и пивной са,. Её продукция — шотландский стаут и IPA не может называться пивом без оговорок по местному закону, не говоря уже о сложностях производства сортов отлчиных от баварских традиций непосредственно на месте расположения паба. Керри Эллисон, представитель BrewDog, говорит, что это вопрос, о котором нужно говорить. Немецкие пивоварни должны отстаивать свои интересы в борьбе за смягчение правил. Давление закона ограничивает креативность и наводняет рынок похожим пивом. В конце концов, производить классное пиво — в общих интересах.

BrewDog вообще демонстрирует новый поход к пивному предпринимательству, отличный от пивных корпораций. Вместо законодательного контроля, они просто опубликовали технологические карты своих элей, стаутов и лагеров. От чего у пивных мегакорпраций полетели винтики в комьютерах. Хочешь — повтори, хочешь — купи. Открытость — гарантия качества напитка, а не государственный сертификат соответствия от Минсельхоза.

Совеременные оценки Reinheitsgebot

Майк Форелл, из консалтинговой фирмы Forell & Tebroke в Гамбурге, в интервью для Gardian, считает что Reinheitsgebot устарел

— Закон о Чистоте пива, называют старейшим в мире стандартом пищевой безопасности, несмотря то, что это первая протекционистская мера. До 1990-х годов в Германии нельзя было продавать импортное пиво, и пока Райнхайтсгебот сохраняется, есть риски. Жизнь не стоит на месте, и зарубежные пивовары поджимают, так что немецким пивоварам пора просыпаться, пока их доля рынка ещё больше не ушла из под них. Хотя большинство немцев поддерживают вряд ли они понимают его влияние на пивоварение

А что Госдума?

Депутат ЛДПР С. Иванов ещё в прошлом году предложил ввести русский Reinheitsgebot, потому что этот закон лежит в основе успехов немецкого пивоварения. По его мнению.

Законопроект ещё не прошёл второе чтение, но предложение профильного комитета — Reinheitsgebot не вводить, так как уже есть законы и технические регламенты, достаточно регулирующие эту индустрию.

11
2 комментария

Не взрыв, а хлопок.
Не пиво, а грюйт.

Ответить

не машина, а моторное транспортное средство. не мотор, а двигатель внутреннего сгорания. не медовое п пиво, а браггот. Только какой в этом смысл, если мы не в "Своя игра"?  И потом, написано по вторичным источникам, а не интернету.  Грюйт тоже пиво, причем более традционное чем хмелевое. The Oxford Companion to Beer // Oxford University Press, USA. p. 410.

Ответить