История Atlassian: как на займ по кредитке создать бизнес на 45 миллиардов долларов

И последние 9 лет не вылезать из убытков, несмотря на сотни тысяч пользователей и 3 миллиарда выручки.

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

История Atlassian: как на займ по кредитке создать бизнес на 45 миллиардов долларов

Теперь мессенджер Compass можно установить на свой сервер за 10 минут. А если хотите начать общаться прямо сейчас, попробуйте облачную версию.

Сегодня расскажем историю австралийской компании Atlassian. Основатели построили её на деньги с кредитных карт — и продвигали свои продукты в интернете задолго до того, как это стало мейнстримом.

Кто основал Atlassian

Два друга: Скотт Фаркуар и Майк Кэннон-Брукс. Они познакомились в Университете Нового Южного Уэльса в 1998 году — вместе поступили на курс по бизнес-IT.

Майк Кэннон-Брукс и Скотт Фаркуар — основатели компании Atlassian и создатели сервисов Jira и Confluence. Источник: Medium
Майк Кэннон-Брукс и Скотт Фаркуар — основатели компании Atlassian и создатели сервисов Jira и Confluence. Источник: Medium

Учеба не слишком привлекала Кэннон-Брукса, поэтому спустя два года он начал совмещать её с работой в компании, которую сам же и основал. Вместе с другим одногруппником, Ники Сцеваком, Майк написал The Bookmark Box — программу для управления интернет-закладками. В том же году ребята продали её сайту Blink.com, который разорился год спустя, во время краха доткомов.

Фаркуар стартапов не строил, а был сфокусирован на учебе. В июне 2001 года он отправился на стажировку в одну из австралийских компаний, но очень быстро понял, что не хочет там находиться. В это же время ему написал Кэннон-Брукс — он прислал электронное письмо с приглашением стать соучредителем новой компании, которая будет называться Atlassian.

Письмо получили несколько одноклассников, но только Фаркуар откликнулся на него. Так друзья объединились и стали разрабатывать первые алгоритмы — основу будущих сервисов Atlassian. Деньги на компанию сняли с кредитных карт: получилось что-то около десяти тысяч долларов.

Мы с Майком поставили цель: зарабатывать на своем деле не менее 48,5 тысяч долларов в год. Почему такая сумма? В то время это была зарплата выпускника в аудиторской фирме PwC, куда мы бы направились после учебы.

Нам хотелось быть свободнее — к черту костюмы, к черту то дерьмо, что происходит внутри больших компаний.
Скотт Фаркуар, сооснователь Atlassian

Как Atlassian разработала Jira и Confluence — и стала прибыльной компанией

С самого начала у Скотта и Майка было всего два варианта действий: зарабатывать или закрываться. В 2002 году друзья не могли привлечь инвестиции — в Австралии ещё не было таких институтов. Да и недавний крах доткомов сильно подкосил отрасль: рынки тяжело восстанавливались после лопнувшего пузыря.

Продолжать брать деньги с кредитки тоже было нельзя — риск не рассчитаться с долгами возрастал многократно. Поэтому друзья решили пойти единственно верным путем: создавать свои продукты.

Сначала они запустили Jira — инструмент для багтрекинга, планирования функций и отслеживания задач. Идею позаимствовали у конкурирующего сервиса Bugzilla: внимательно посмотрели на его недостатки и сделали по-настоящему революционный продукт.

Так выглядела страница Jira на официальном сайте Atlassian. Пользователи могли прочитать новости обновлений, узнать подробнее о продукте и скачать его. Источник: Nira.com
Так выглядела страница Jira на официальном сайте Atlassian. Пользователи могли прочитать новости обновлений, узнать подробнее о продукте и скачать его. Источник: Nira.com

В 2002 году никто не мог предложить сервиса управления проектами для разработчиков лучше. В Jira специалисты могли просматривать историю версий и вложенные файлы, а также искать задачи — все, что нужно для централизованной разработки ПО.

Однако перед запуском Фаркуар и Кэннон-Брукс боялись, что продукт получился слишком сложным. Так и было: но трудность освоения внезапно стала фишкой Jira. Огромное количество настроек позволяло командам гибко настраивать инструмент под нужды проекта. Программистам нравилось копаться в нем — и команда поняла это сразу после старта продаж.

Распространять Jira решили через интернет по системе freemium — с 30-дневным пробным периодом. Скотт и Майк оформили сайт, разместили ссылку на скачивание продукта — и стали ждать.

Друзья сознательно отказались от маркетинга: расходы на продажи были им не по карману. Сейчас сложно представить, чтобы такая стратегия принесла результат. Но в 2002 году она сработала — люди стали скачивать и тестировать Jira. А когда они понимали, что с помощью инструмента могут решить свои проблемы, без раздумий приобретали лицензию.

Friendly Reminder: Быстро переехать из Slack можно в мессенджер Compass. А еще мы позаботимся о ваших данных и перенесем все переписки 😉

Atlassian получила первый прибыльный продукт. Но до желаемого уровня дохода было далеко. Поэтому в 2004 году компания решила осваивать технологию Wiki (вики). Они предложили командам корпоративную систему управления знаниями на базе вики-функций. Продукт получил название Confluence.

Раньше Confluence позволял создавать базы данных для удобного хранения информации. Сейчас это еще и комплексный сервис с функциями управления проектами, редактирования документов и создания интерактивных досок. Источник: Atlassian

Фаркуар и Кэннон-Брукс заранее подумали о совместимости своих продуктов. Поэтому добавили возможность интеграции Confluence с Jira: разработчики могли относительно легко создавать и редактировать вики-сайты, делая из них базы знаний.

Решение создать второй продукт было смелым — и очень удачным. Обычно компании опасались разрабатывать что-то другое после успеха флагманского инструмента. Они поддерживали и развивали его, но не выделяли бюджет на новые проекты.

Кофаундеры Atlassian поступили иначе, потому что понимали: их продукты метят в свободную нишу рынка. И чем скорее компания выпустит свои решения, тем прочнее в этой нише обоснуется.

Пока остальные заправляли один «ракетный двигатель», у нас их было два.
Майк Кэннон-Брукс, сооснователь Atlassian

В 2005 году Atlassian впервые показала прибыль: доходы от продажи лицензий на софт покрыли затраты на его разработку и другие расходы. Так Jira и Confluence помогли компании выжить и стать популярной — вполне заслуженно.

Как дела у Atlassian сейчас

В 2015 году компания вышла на IPO с оценкой 5,5 миллиардов долларов — ее акции стоили 21 доллар за штуку. А в июне 2024 года рыночная капитализация Atlassian уже 45 миллиардов долларов, при цене одной акции в 173 доллара. По рыночным показателям у компании все прекрасно.

Проблема в том, что с 2015 года Atlassian показывает убытки. На протяжении девяти лет они оправдывались:

  • освоением новых технологий: например, облачных решений;
  • покупкой новых продуктов: Trello в 2017 году, Code Barrel — в 2019-ом;
  • операциями с ценными бумагами: например, корректировкой их справедливой стоимости.

Например, в 2023 году компания показала убыток 487 миллионов долларов. И это несмотря на 250+ тысяч пользователей облачной версии их продуктов и 3+ миллиарда долларов совокупной выручки.

Пик убытков компании пришелся на 2021 год: тогда она потеряла 696 миллионов долларов. Источник: TradingView
Пик убытков компании пришелся на 2021 год: тогда она потеряла 696 миллионов долларов. Источник: TradingView
Несмотря на максимальные убытки, в 2021 году стоимость акций компании достигли исторического максимума — 450+ долларов за штуку. Источник: TradingView
Несмотря на максимальные убытки, в 2021 году стоимость акций компании достигли исторического максимума — 450+ долларов за штуку. Источник: TradingView

Сумеет ли Atlassian переломить негативную тенденцию в ближайшие годы — большой вопрос. Особенно с учетом того, что они осознанно отказались от пользователей из России: сначала приостановили продажи своих продуктов в регионе, а затем начали отключать аккаунты.

Хотите основать свой стартап? Начните с создания комфортных условий для команды. Сделайте ее общение эффективным и безопасным в мессенджере Compass. Создайте выделенное рабочее пространство в быстром приложении, где сотрудники фокусируются только на важном.

Для команд до 10 человек мессенджер бесплатный. Для команд побольше есть бесплатный пробный период на 30 дней. Самое приятное — Compass можно установить на своем сервере всего за 10 минут или использовать в облаке.

5858
11
11
69 комментариев

Утверждения про убытки - это просто от финансовой неграмотности. Или для кликбейта.
Для облачного бизнеса B2B - это абсолютно типичная ситуация, связанная с бухгалтерскими правилами.
Им клиенты заплатили 1.8 миллиарда предоплат за годы вперед, и эти деньги у них лежат на счету, но их нельзя учесть в строке "прибыль", потому что теоретически клиент может вернуть эти деньги назад, пока по факту не использовал услугу.
Но по факту такие случаи очень редки.
То есть, убытки чисто на бумаге.
Кому интересно, можно посмотреть эту информацию в их годовом отчете в разделе "Remaining Performance Obligations".
"As of June 30, 2023, approximately $1.8 billion of revenue is expected to be recognized from transaction
price allocated to remaining performance obligations. The Company expects to recognize revenue on approximately
82% of these remaining performance obligations over the next 12 months with the balance recognized thereafter."
При бумажных убытках свободный денежный поток (т.е. на сколько денег больше стало на счетах за год) у них - 842М.
Ссылка на отчёт: https://s28.q4cdn.com/541786762/files/doc_financials/2023/ar/team-2023-annual-report.pdf

13

Не на годы, а обычно на 6-9м в сервисах. Один фиг, если смотреть в деньгах фкф 850м, а цена 45 ярдов, сколько оно должно расти, чтобы хоть за 5 лет окупиться. А база спроса под это есть?

1

Спасибо, что поделились 👍

Если учитывать 842 миллиона Free cash flow, получается чистый убыток 486 миллионов компенсируется. Насколько поняли из отчета, non-GAAP приоритетно уходят на погашение долгов и обязательств перед инвесторами.

1

А как это работает 9 лет подряд?

У них расходов на 3 млрд в год. Поэтому 842 млн свободных денег предоплаты это нифига не прибыль. Они еще должны отработать эти деньги. У них на одни адм расходы уходит 600 млн. Представь что все клиенты дальше не продлят и уйдут к конкурентам по окончании подписки. Новой выручки нет, а обслуживать еще надо.
Бухучет тут не виноват, у них реально убытки.

"Нам хотелось быть свободнее — к черту костюмы, к черту то дерьмо, что происходит внутри больших компаний."

Дресс-код в компаниях отстой

4