Как мы оптимизировали WEE.ae под работу в ОАЭ и проиндексировали 150К страниц в Google

Продвижение маркетплейсов и интернет-магазинов - это всегда интересная и непростая задача. Особенно если работа ведется на рынке с высокой конкуренцией, например, в ОАЭ. Тем более если средний возраст сайтов конкурентов в разы больше, чем у вашего сайта, а бюджет ограничен. В таких условиях успех зависит от слаженной работы целой команды специалистов.

Сергей Горохов
SEO-специалист

Здравствуйте, меня зовут Сергей и я представляю вам кейс оптимизации и продвижения маркетплейса WEE.ae под ОАЭ. В статье мы расскажем вам:

  1. Особенности поисковой ниши.
  2. О нашей SEO стратегии.
  3. Как подружить сайт на Vue.js с SEO.
  4. Как продвигаться “белыми” методиками.
  5. О взаимодействии маркетинга и SEO.
  6. О минимуме товаров, необходимом для продвижения.
  7. И, конечно, о достигнутых результатах.

О проекте

О проекте рассказывает генеральный директор Анастасия Ким.

Сооснователь и генеральный директор маркетплейса WEE в ОАЭ

WEE - маркетплейс с быстрой доставкой по Дубаю, ОАЭ. В данный момент на электронной витрине магазина присутствует более 200 000 товаров в категориях: электроника, товары для дома, косметика, продукты питания, товары для животных, детские товары и другие.

Ключевыми особенностями проекта являются:

  1. Доставка заказа за 1 час.
  2. Перечень товаров с экспресс-доставкой существенно выше, чем у конкурентов.
  3. Мультиязычность - страницы сайта доступны на английском, русском и арабских языках.
  4. Курьера с заказом удобно отслеживать онлайн.
  5. Возврат товара в один клик (для возвратных категорий).

Особенности поискового спроса в ОАЭ

Самой популярной поисковой системой в ОАЭ является естественно Google, второе место занимает Bing. Это типичная картина для большинства случаев зарубежного продвижения, соответственно основная задача SEO - продвижение в Google.

Доли поисковых систем в ОАЭ по данным <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.statista.com%2Fstatistics%2F1391418%2Fuae-share-of-search-engine-referrals%2F&postId=1278156" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">statista.com</a> за 2023 год
Доли поисковых систем в ОАЭ по данным statista.com за 2023 год

Государственный язык в Эмиратах - арабский, также повсеместно распространен английский, остальные языки менее распространены. Соответственно продвижение эффективно вести на двух языках.

Конкуренция в нише маркетплейсов и е-комов

В SEO конкурентами проекта являются все сайты с похожим интентом (например, только коммерческие сайты, только информационные или агрегаторы цен), которые встречаются в топ-10. В нашем случае конкурентами будут маркетплейсы, а также крупные и нишевые интернет-магазины.

Для анализа конкуренции в нише было собрано 30 000 поисковых запросов по всем продвигаемым тематикам. Далее из топ-10 Google по этим запросам было отобрано 109 сайтов с наилучшими результатами в Google.

Фрагмента таблицы с анализом конкурентов
Фрагмента таблицы с анализом конкурентов

Далее было установлено, что для 30 наиболее успешных по поисковому трафику конкурентов характерны следующие параметры:

  1. Объем поискового трафика - 450 000 визитов в месяц.
  2. Доля поискового трафика - 43%.
  3. Возраст сайта - 12 лет.
  4. Количество страниц в Google (примерно) - 405 000.
  5. Количество ссылающихся доменов - 3180.

На основании полученных данных можно сделать вывод о высокой конкуренции в нише. Успешно зайти в эту SEO-нишу будет крайне сложно с учетом:

  1. Возраста конкурентов.
  2. Накопленной ими большой ссылочной массой.
  3. Внушительного товарного ассортимента на их сайтах (большого количества страниц).

Тем не менее поисковый трафик являлся одним из важнейших способов генерации продаж у наших конкурентов. Следовательно, данную точку роста необходимо реализовывать.

Стартовые условия

На старте работ по SEO возраст нашего сайта составлял 1 год, имелось не более 100 входящих ссылок, а в индексе Google было всего 2000 страниц. При этом начальная оптимизация проекта была проведена, но все же была на недостаточном уровне для такой конкурентной тематики.

Существенно осложняло ситуацию отсутствие бюджета на масштабное продвижение и то, что Google не мог корректно индексировать сайт.

SEO стратегия

С учетом стартовых условий было решено сконцентрироваться на:

  • Поиске кластеров запросов, не занятых крупными конкурентами.
  • Созданием страниц под эти кластера.
  • Генерации различных вариантов листингов: теговых страниц и страниц брендов под низкий спрос.
  • Повышении полноты индексации сайта в Google и индексации в Bing и Яндексе.
  • SEO аудите и его внедрении.
  • Белом линкбилдинге.
  • Взаимодействии с другими маркетинговыми активностями.
  • Расширением ассортимента сайта, в том числе под направления, слабо охваченные у конкурентов (не SEO, но напрямую влияет на органический трафик с поиска).

SEO аудит

Скриншот задач в SEO-эпике в Jira
Скриншот задач в SEO-эпике в Jira

Коротко приведу критичные и важные ошибки, выявленные в процессе аудита:

  • Googlebot не мог корректно индексировать и обнаруживать страницы поскольку сайт являлся SPA (Single Page Application), с фронтендом на Vue.js. Требовалось внедрение технологии SSR (Server Side Rendering).
  • В Google Search Console 90% страниц были помечены как “обнаружено, но не проиндексировано”. Это важный сигнал о проблемах с доступностью, качеством и уникальностью контента страниц.
  • Была запрещена для индексация важная для Google информация о компании, условия возврата, доставки и т.п.
  • Сайт не ранжировался по брендовому запросу “WEE” / “WEE Marketplace”.
  • В целом не хватало серверных мощностей даже на работу краулера Screaming Frog, запущенного в 5 потоков.
  • На страницах не хватало множества элементов и полезного функционала.
  • На сайте отсутствовали важные подкатегории, теговые страницы, страницы брендов.
  • Отсутствовали блоки навигации и перелинковка: хлебные крошки, похожие товары, связанные товары, переключатель языков, пагинация и т.п.
  • Недостаточная оптимизация title и description под поисковый спрос.
  • Отсутствовал canonical из-за чего в индексе Google было определенное количество дублей.
  • Отсутствовал hreflang, что для мультиязычного сайта достаточно важно.
  • Были доступны пустые каталоги без товаров, что создавало дубли и ошибки Soft 404.
  • Не была корректно настроена 404 ошибка, в ряде случаев отдавался код 200 ОК.
  • Не была настроена 503 ошибка при проблемах на стороне сервера, а они на старте случались достаточно часто.
  • Не были настроены серверные редиректы с зеркал сайта с www. и http:// и прочих вариантов.
  • URL страниц был доступен в различных регистрах, что создавало дубли в индексе Google.
  • Отсутствовала xml карта сайта.
  • Ошибки mobile-friendly.
  • Проблемы с Core Web Vitals, среди которых были быстро устранимые: кеширование и смещения макета страницы в процессе загрузки.
  • Около 40% карточек товаров были без описаний или характеристик.
  • Отсутствовала микроразметка Schema.org и Open Graph разметка.

То есть было найдено очень много ошибок. Все они были поделены на отдельные задачи, подробно расписаны с указанием приоритета по ICE и сложены в бэклог в Jira. С учетом возможностей компании все критические и важные задачи было запланировано внедрить за 8-12 месяцев.

Как подружить Vue.js с SEO

Наш сайт построен по технологии SPA (Single Page Application) с фронтендом на фреймворке Vue.js. Это решение имеет массу преимуществ, однако продвигать такие сайты в поисковых системах в исходном виде практически невозможно.

Что же делать? Необходимо реализовать технологию SSR (Server Side Rendering). О технической стороне этой важнейшей задачи расскажет наш frontend-разработчик Михаил.

Михаил Коротыч
Frontend-разработчик, занимаюсь web-разработкой с 2012 года

Для реализации SSR мы приняли решение использовать фреймворк Nuxt 3. Это надстройка над Vue 3, позволяющая коду выполняться как на клиенте (в браузере), так и на сервере. Nuxt 3 предполагает использование гибридной модели рендера, сочетающей в себе преимущество SSR и SPA.

Как работает SPA-модель?

  • С сервера в браузер пользователя прилетает минимальная html-страница и бандл со всем javascript-кодом, требуемым для работы сайта.
  • JS уже в браузере пользователя рендерит в эту страницу весь контент. Без включенного JS сайт будет выглядеть как абсолютно пустая страница

Преимуществом SPA-модели является то, что при переходе между страницами, подгружается и рендерятся лишь те блоки, которые не были загружены ранее. Например, шапка и подвал сайта не грузятся заново, меняется лишь контент внутри страницы. Последующие страницы грузятся очень быстро, так как все скрипты и стили для страниц уже загружены и нет необходимости рендерить блоки, которые уже есть на странице.

Недостатком является работа с SEO, так как поисковым роботам также требуется JS для индексации или они будут индексировать пустые страницы. Не все поисковые роботы могут это делать, а те, что могут - читают такие страницы хуже, чем статичные. Также рендер первой страницы будет медленнее для старых мобильных устройств и низкой скорости интернет-соединения, так как обязательно нужно загрузить все скрипты и стили, даже не используемые на этой странице. И пока они не загрузятся, рендер не начнется.

Как работает SSR-модель?

  • С сервера в браузер прилетает уже отрендеренный html-код, скрипты и стили.
  • При переходе на другую страницу все происходит заново, но скрипты и стили уже грузятся из кэша браузера.

Преимуществом является работа с SEO и скорость загрузки первой страницы

Недостатком является загрузка каждой новой страницы заново.

Мы применили гибридную модель, в которой рендер первоначальной страницы (а значит и рендер для роботов) происходит на сервере. В браузер попадает готовая страница. Но при любом последующем переходе происходит JS-навигация и подгружаются только те блоки, которые отличаются от предыдущей страницы. Ключевые данные (например, информация о пользователе, корзина и т.д.) остаются постоянно загруженными. Кроме того, такая модель позволяет подгружать необходимые скрипты по мере необходимости: изначально грузятся только те скрипты, которые нужны для первой страницы и для самых важных страниц, на которые пользователь может уйти (для быстрого перехода), но постепенно догружается остальное.

Гибридная модель позволила не только решить проблемы с SEO, но и значительно увеличить скорость загрузки сайта.

Остальные технические SEO задач

Не буду разбирать как мы внедряли отдельные задачи, хоть это и было интересно поскольку приходилось искать альтернативы и адаптировать SEO-таски под бизнес-задачи и наши технические возможности.

Основными моментами, помогающими внедрению задач были:

  • Постановка и описание задач в соответствии с инструкциями продактов (а не как попало или как захотелось).
  • Приоритизация по ICE.
  • Обсуждение наиболее крупных задач, путей решения и приоритетов.
  • Поиск компромиссных путей (лучше внедрить задачу на 60-70%, чем не внедрить ее вообще).

Линкбилдинг

Линкбилдинг - одно из основных направления в SEO под Google. Обычно никто о нем не рассказывает, а мы расскажем… поскольку занимались в основном белыми легальными методами.

Скриншот сервиса Ahrefs: тренд ссылочного
Скриншот сервиса Ahrefs: тренд ссылочного

Итак, какие активности помогали нам получать входящие ссылки с других сайтов:

  1. Сайты партнеров и поставщиков. Мы создали удобный функционал для взаимодействия с поставщиками, обеспечили качественную поддержку и заодно попросили сообщить о совместном партнерстве на их порталах.
  2. Размещение промо материалов и кейсов. Собственно вы как раз сейчас и читаете кейс 🙂.
  3. Пресс-релизы. Здесь все тоже достаточно очевидно.
  4. Локальные каталоги компаний. В ОАЭ есть не более 5-10 “живых” каталогов, которые могут принести вам не только ссылку, но и переходы.
  5. Локальные площадки. На этих площадках мы делились мнением о конкурентном ландшафте в ОАЭ, перспективах бизнеса по продаже и доставке товаров, применении AI для улучшения карточек товаров в е-комах и маркетплейсах.

Маркетинг и SEO

О взаимодействии маркетинга и SEO расскажет Анна Миклуш, директор по маркетингу.

Анна Миклуш
Руководитель online маркетинга WEE. Занимаюсь маркетингом в электронной коммерции больше 15 лет.

Кроме непосредственного SEO, это еще масса маркетинговых активностей, которые также напрямую или опосредованно влияют на трафик с поисковых систем. В основном они влияют на:

  • брендовый спрос,
  • повышение доверия к бренду,
  • улучшение поведенческих метрик на сайте,
  • генерацию UGC контента и обратных ссылок.

Расскажу немного подробнее о том, как при помощи различных маркетинговых активностей можно в том числе положительно повлиять на результаты SEO.

1. Растим узнаваемость, чтобы увеличивать брендовый спрос

В этой части мы уделяем особое внимание контентному маркетингу. Мы производим контент, тестируем гипотезы и выбираем из них самые "работающие". Вот неполный список направлений, с которыми ведется работа:

  • короткие видео,
  • туториалы с якорными бьюти-продуктами,
  • ASMR эксперименты,
  • адаптация мемов и трендов,
  • опросные механики,
  • более длительные по таймингу форматы с челленджами в YouTube.

Дистрибуция контента ведется на всех популярных в регионе площадках:YouTube, Facebook (запрещенная в РФ площадка), TikTok, Telegram и Snapchat.

Помимо работы со знанием о бренде и его популярностью, работа с аудиторией на социальных платформах генерирует UGC (контент, создаваемый пользователями) и приводит к росту ссылочной массы сайта.

2. Улучшаем поведенческие метрики и прямой трафик на сайт

Скриншоты из прямого эфира

Мы постоянно стимулируем пользовательскую активность. В нашем арсенале - механики для сбора лидов, конкурсы и розыгрыши, акции со скидками или купонами и, конечно, прямые эфиры, о которых руководитель маркетплейса Анастасия Ким рассказывала в другой статье. Все это помогает увеличивать вовлечение, частоту контакта, возвратность, то есть позитивно влияет на поведенческие метрики, а также на прямой трафик сайта.

3. Повышаем доверие

Мы сотрудничаем с сотнями блогеров с аудиторией 50К-9М в регионе MENA (Middle East and North Africa), интеграции выходят несколько раз в месяц. Influence-интеграции качественно отличаются от охватных рекламных кампаний более высоким уровнем доверия к сообщению и бренду.

Пример интеграции с блогером
Пример интеграции с блогером

На рост органического трафика такие маркетинговые активности влияют опосредованно. Однако не стоит забывать, что сам факт активного присутствие бренда в социальных сетях также положительно повлияет на SEO.

Расширение ассортимента товаров

Анализ нишевых конкурентов (представленных только в одной тематике, например: только в бьюти, товарах для дома и т.п.) показал корреляцию количества товаров с поисковым трафиком.

Для выхода на уровень топ-10 конкурентов рекомендовалось обеспечить:

  • Минимум товаров в тематике - 3000.
  • Оптимум товаров в тематике - 10000.

Разумеется, данный процесс не зависит напрямую от SEO, тем не менее на основе поискового спроса и ассортимента сайта был составлен перечень категорий и подкатегорий, которые необходимо развивать.

В итоге за год мы выросли в 4 раза по необходимому ассортименту и это ественным образом положительно сказалось на трафике на карточки товаров.

Результаты

1. Индексация сайта в Google за год: выросли с 2 000 до 150 000 страниц и продолжаем расти.

Количество страниц в индексе Google
Количество страниц в индексе Google

2. Тематический трафик с Google за год - выросли многократно, стабильный тренд роста.

Тренд роста тематического трафика с Google
Тренд роста тематического трафика с Google

3. По SEO беклогу за год было внедрено ~70% задач, что является на практике отличным показателем. Конечно, не все задачи получилось внедрить в исходном виде. В ряде случаев приходилось жертвовать эффективностью SEO в пользу более важных бизнес-задач.

В целом результаты есть и очевидна эффективность SEO даже в таких непростых стартовых условиях. В дальнейшем планируется продолжить инвестировать в этот канал и увеличить размер этих инвестиций.

Читайте еще о WEE на VC

Итоги

За год нашей командой была проведена большая работа. Как минимум 30 человек (а это почти четверть коллектива компании) были так или иначе вовлечены в SEO задачи и благодаря этому мы смогли:

  1. Включить SEO-задачи в процессы компании.
  2. Подружить сайт с поисковыми системами.
  3. Получить тематический трафик с органики.
  4. Вырасти на рынке с высокой конкуренцией.
  5. Заложить фундамент для последующего более быстрого роста.

В качестве вывода хочется сказать, что даже в сложных условиях и с небольшими бюджетами можно расти. Нам в этом помогло множество факторов, среди которых: аналитика, стратегический подход, усилией всей команды и, конечно же, отличные продукт и сервис для наших пользователей.

1111
8 комментариев

Норм кейс!

3
Ответить

Остальные технические SEO задачДочитала до этого пункта и остановилась, чтобы немного отойти от списка выявленных проблем и очередного упоминания JS и рендеринга. Эмпатия — страшная вещь.
Написано хорошо, только вычитано не очень тщательно.

1
Ответить

Спасибо, куда уж без JS)) Это хорошо еще не под Яндекс, а то были бы еще ПФ) Благодарю за критику, буду тщательнее вычитывать.

1
Ответить

Отличный опыт, Сергей. Спасибо, забрал себе в заметки.

1
Ответить

Хорошая статья, Серег, было интересно читать!

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить