Массовая льготная ипотека закончилась, что будет дальше с рынком недвижимости?

1 июля 2024 г. завершилось действие массовой льготной ипотечной программы. Какие планы и прогнозы по развитию рынка недвижимости предусмотрены? На что рассчитывать инвесторам и обычным гражданам, что будет с ценами?

Массовая льготная ипотека закончилась, что будет дальше с рынком недвижимости?

Немного контекста...

На графике красным отмечен период с 2008 по 2017 гг. – период стагнации (за 9 лет рост 8,3%). Темпы роста инфляции и обесценивания национальной валюты за этот же период превысили 200% - спрос на рынке недвижимости это, конечно, не стимулировало.

Массовая льготная ипотека закончилась, что будет дальше с рынком недвижимости?

В связи с чем, в 2018 г. ввели семейную ипотеку (для семей с детьми), в 2020 г. ипотеку с господдержкой (повсеместная для всех желающих) – программы государственного софинансирования ипотечных кредитов для развития, в первую очередь, первичного рынка недвижимости, поддержки застройщиков и граждан с ипотечными ставками, ниже рыночных.

1 июля 2024 г. – ипотека с государственной поддержкой закончилась, семейная ипотека действует до 2030 г. (ее параметры периодически претерпевают изменения).

Краткие «итоги» рынка недвижимости за период с 2018 по 2024 г.

1. Цены на рынке недвижимости выросли более чем в 2 раза (рисунок 1), ценовой лаг первичного и вторичного рынка в отдельных регионах доходит до 60%. При этом доходы граждан выросли примерно в 1,5 раза.

2. Введено более 500 млн. кв. м. жилья (в 2023 г. рекордные 110 млн. кв. м.). Что примечательно, появился существенный разрыв в объемах строительства между сельской и городской местностью. В сельской строят больше – вероятно, это связано с высокими ценами в городах, развитием ИЖС (в период пандемии), развитием внутреннего туризма, дачной амнистией (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика показателей ввода жилья в РФ
Рисунок 2 - Динамика показателей ввода жилья в РФ

3. Средний срок по ипотечным кредитам вырос с 15 до 24 лет, объем выданных ипотечных кредитов приблизился к рекордным 8 трлн. руб., общий объем задолженности по ипотечным кредитам перевалил за 18 трлн. руб. (для сравнения – внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах 20,7 трлн. руб.).

Рисунок 3 – Динамика основных показателей ипотечного рынка РФ
Рисунок 3 – Динамика основных показателей ипотечного рынка РФ

4. Доступность жилья стала снижаться в 2023-2024 гг. (рисунок 4). Для семьи из трех человек (мама, папа, ребенок), получающих среднерегиональный доход, приобретение жилья (2 к. кв. – площадь 54 кв.м.) в ипотеку недоступно на первичном рынке в 55% регионов, на вторичном рынке – в 88% регионов. Отметим, что в первые годы льготные программы действительно существенно повысили доступность жилья, но в 2023 г. мы получили «разворот».

Рисунок 4 – Динамика доли субъектов, в которых жильё недоступно к приобретению при средних ипотечных ставках
Рисунок 4 – Динамика доли субъектов, в которых жильё недоступно к приобретению при средних ипотечных ставках

5. Доля нераспроданного жилья в новостройках на 1 июля 2024 г. составляет 76,9 млн. кв. м. (примерно 67% строящегося жилья в год) – это на 3% больше аналогичного периода прошлого года.

6. Средняя рыночная ставка по ипотечным программам на 1 июля 2024 г. выросла примерно до 18-20%, многие эксперты называют ее заградительной. Другие, предполагают, что более низкая стоимость первичного рынка + возмещение аренды + будущее рефинансирование делает картину более красочной. Но подобный инструмент подходит для граждан с высоким уровнем финансовой грамотности.

Что будет дальше? Мнение экспертов…

По мнению ряда экспертов рынок недвижимости ожидает охлаждение, связанное со снижением спроса – это повлечет незначительное падение цен (не путать с обвалом!). В связи с чем застройщики, будут предлагать (и уже предлагают) более гибкие условия рассрочек, акции, "ипотека за рубль", коллаборации с банками по программам «купи свою выгодную ставку» и прочие «рабочие» маркетинговые схемы – которые не приветствуются ЦБ РФ.

Падение цен на 30% и более стоит только в случае резкого снижения спроса с длительным сохранение динамики (год и более). На фоне предполагаемого снижения ключевой ставки в 2025 г. у застройщиков достаточно времени «продержаться на плаву» за счет вышеописанных временных решений и накопленной сверхприбыли предыдущих лет.

По мере снижения ключевой ставки, рыночные ипотечные ставки будут снижаться – что и вызовет рост спроса на недвижимость. На мой взгляд, это приведет к росту цен на вторичном рынке недвижимости и восстановлению ценового баланса на рынке недвижимости.

Ниже, на рисунке 5 представлен среднесрочный прогноз ЦБ РФ по ключевой ставке – с 2025 г., как отмечалось ранее, планируется её снижение. Вероятно, уже во втором полугодии 2024 г. мы сможем увидеть незначительное снижение ставки. В текущее время (III кв. 2024 г.), сохраняется вероятность ее роста на ближайшем заседании ЦБ РФ 26 июля 2024 г.

Рисунок 5 – Среднесрочный прогноз Банка России по динамике ключевой ставки, в среднем за год, в % годовых
Рисунок 5 – Среднесрочный прогноз Банка России по динамике ключевой ставки, в среднем за год, в % годовых

Что будет дальше? Планы органов государственной власти…

В ряде законодательных актов РФ определены планы стратегического развития строительной отрасли до 2030 г. (на ближайшие 6 лет): есть конкретные показатели и конкретные действия. Рассмотрим их подробнее. Напомню, что последние годы на рынке недвижимости существенно выросла роль органов государственной власти, в связи с чем, информация об их планах и намерениях особенно ценная.

Целевые показатели, на которые ориентирована строительная отрасль – объем ввода жилья 120 млн. кв. м. в год, обеспеченность жильем 33 кв. м./чел. (сейчас 28,8 кв.м./чел.). Если учесть, что наращивание подобных темпов за последние 6 лет осуществилось благодаря массовым ипотечным программам, то для дальнейшего сохранения подобных темпов необходимы значительные усилия всех участников жилищного строительства.

Рисунок 6 – Целевые показатели Стратегии развития строительной отрасли 2030
Рисунок 6 – Целевые показатели Стратегии развития строительной отрасли 2030

Цели Стратегии развития строительной отрасли к 2030 г.:

* обеспечить доступность приобретения, строительства или аренды жилья для не менее чем двух третей (67%) граждан страны;

* ввести в эксплуатацию более 1 млрд кв. м. жилья в период с 2021 по 2030 год, включая не менее 550 млн кв. м. многоквартирных домов и не менее 450 млн кв. м. индивидуальных жилых домов (ИЖД).
Стратегия развития строительной отрасли 2030

Здесь мы видим первые «намеки» на дальнейшие планы органов государственной власти:

доступность не только приобретения, но строительства (вероятно, ИЖД) и аренды жилья;

45% жилья должно быть введено за счет ИЖД.

Далее в Стратегии 2030 описаны направления развития жилищного строительства (это самое важное – читать очень внимательно каждое слово!!!):

  • развитие рынка арендного жилья коммерческого, некоммерческого и социального использования, т.е. в трех направлениях. При этом, также описываются меры поддержки: предоставление земли на льготных условиях, введение мер стимулирования для инвесторов, жилищные сертификаты для граждан. Подробнее о развитии рынка аренды читайте в моей статье;
  • развитие индивидуального жилищного строительства, с включением в оборот земель до 200 тыс. га (сейчас 20 тыс. га), развитие индустриального домостроения (проще говоря, массовые застройки крупными игроками) до 60%, обеспечение доступности ИЖД за счет льготных программ и т.д. Подробнее о развитии рынка ИЖС писала в отдельной статье.

Эти планы и направления вполне вписываются в текущие тенденции:

  • первичный рынок недвижимости действительно нуждается в охлаждении и восстановлении ценового баланса между первичным и вторичным рынком;
  • обеспеченность населения жильем возможно повысить за 5,5 лет на 4,2 кв.м./чел. за счет того, что население будет приобретать объекты большей площади – ИЖД способно это обеспечить;
  • спрос на развитие ИЖД есть - более 70% граждан хотят иметь в собственности дом;
  • развитие апартаментов позволит «увести» часть инвесторов в этот сегмент, и снизить их «влияние» в будущем на разгон цен;
  • развитие социального и некоммерческого арендного жилья позволит обеспечить часть граждан жильём за счет государственного участия. Особенно тех, кто в текущих условиях даже при ставке 8% не может приобрести жилье. В первую очередь, это касается молодежи и людей с низким уровнем доходов.

Есть и еще один документ, который вышел 7 мая 2024 г. (после того, как стало известно о завершении программы льготного ипотечного кредитования) – Указ Президента РФ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Для рынка недвижимости наиболее примечателен пункт 4, пп. «д» Указа:

4. Установить…целевые показатели…достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни»:

….

д) повышение доступности жилья на первичном рынке;

Указ Президента РФ № 309 от 07.05.2024 г.

На первый взгляд мы видим, что речь идет о «первичке» - и тогда, возможно, нас ждет новый разворот льготных программ или расширение условий семейной ипотеки. Но при более детальном анализе возникает два вопроса:

  • «Доступность чего? Покупки, строительства, аренды?» - если учесть цели Стратегии 2030, то всего сразу;

  • «Первичный рынок – это какой? Квартиры, дома, апартаменты?» – опять же, если учесть цели Стратегии 2030, то всего сразу.

Таким образом, в ближайшие 6 лет рынок жилой недвижимости может ждать реализация нового сценария (массовому строительству ИЖС и арендных домов за счет государственно-частного партнерства, с использованием методов стимулирования спроса и т.д.) которые могу устроить всех участников.

Отмечу, что вышеописанные планы, вероятно, будут развиваться планомерно в течение 5 лет – как это было с льготными программами (ввели одну, потом другую, потом корректировки и прочее).

Помимо всего прочего, не так много «инструментов» осталось для повышения доступности жилья:

▪️ снижение годовой ипотечной ставки - в текущих реалиях инструмент перестал работать и нивелируется рынком за счет роста цены;

▪️ снижение цены на недвижимость - такие перспективы маловероятны, особенно в разрезе "государственного участия";

▪️ рост доходов граждан - очень сложно повлиять, к тому же это разгонит "инфляцию", которая опять повысит цены;

▪️ снижение расходов - точно нет;

▪️ снижение площади жилья - у государства планы повысить обеспеченность граждан жильём более чем на 15% к 2030 г.
Литвиненко Екатерина, независимый аналитик рынка недвижимости

Для полноты картины рекомендую прочитать три мои экспертные статьи (раз, два, три), в которых даны более подробные обоснования и описаны возможные стимулирующие мероприятия органов государственной власти для инвесторов, застройщиков и граждан до 2030 г.

Больше полезной информации в моём Telegram-канале!

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОСТАВИТЬ ЛАЙК И ПОДПИСАТЬСЯ!

44
2 комментария

Я думаю, что придумают альтернативу. Просто чуть более сбалансированную

1
Ответить

Возможно когда ключевая существенно снизится, чтобы такой дисбаланс между первичкой и вторичкой снова не возник... но сейчас рынку явно нужно остыть)))

1
Ответить